Труднощі працевлаштування: що робити іноземцям в Україні

Труднощі працевлаштування: що робити іноземцям в Україні

Як насправді виглядає працевлаштування іноземців в Україні? (рос.)
Середа, 17 жовтня 2018, 09:30
заступник директора з представництва інтересів компаній - членів Європейської Бізнес Асоціації

Создание условий для инвестиционной привлекательности, безусловно, важная составляющая привлекательности страны на международной арене. Но не стоит забывать и о другой стороне медали.

Речь идет о людях - классных и высококвалифицированных специалистах, без которых не состоится успех ни бизнеса, ни экономики в целом. В контексте проблемы оттока кадров возможность привлечения в том числе, иностранных экспертов, которые приезжают с новыми знаниями, полезным опытом и практическими навыками, становится все более актуальной.

Декларативно, мы движемся в правильном направлении. В 2017 году было внесено изменения в закон, который регламентирует правовой статус иностранцев. Безусловно, в этом вопросе есть прогресс, и не без участия наших экспертов.

Но есть еще много над чем работать в вопросах их трудоустройства – что упрощать и улучшать. И тут можно перечислять целый ряд этих "что".

Двоякая трактовка законодательства, человеческий фактор и непрофессиональное регулирование процессов, отсутствие четко прописанных правил и процедур. Как следствие, качественные специалисты проходят все 9 кругов ада при трудоустройстве.

Чтобы быть более конкретной – несколько примеров. Нет перечня документов, которые опционные к подаче и без которых разрешение на трудоустройство выдано не будет. Большинство процессов не автоматизировано.

Складывается впечатления, что приходя в определенные институции ты переносишься лет на 50 назад. И чтобы подать документы нужно просидеть в ожидании своей очереди около дня, если не больше.

Важный фактор, который обязательно нужно учесть. Человек хочет официально трудоустроится в нашей стране. Работодатель – взять на работу специалиста, прозрачно и по всем правилам, официально платя налоги и прочие отчисления. Но задача не из легких. Парадокс. 

Не так давно общалась со знакомой, которая трудоустраивала гражданку США, проходя все эти 9 кругов. Думаю, историю нужно начать с начала, чтобы можно было понять абсолютную абсурдность некоторых разрешительных процессов.

В 2017 году разрешение на трудоустройство было оформлено впервые. В августе 2018 необходимо было подавать документы на его продление. На одном из официальных сайтов по вопросу оформления иностранцев размещены, как оказалось позже, устаревшие данные. К тому же, с ошибками. И тут возник ряд вопросов…

Можно ли подавать заверенные копии документов или только оригиналы? Какие документы уже не обязательны к подаче? Нужна ли справка об отсутствии судимости? Вопросы риторические. Но несмотря на наличие или отсутствие обязательных документов, весь пакет принимается к рассмотрению.

И тут начинается самое веселое.

Как найти адрес Службы занятости, в которую необходимо подавать документы? Мы живем в эпоху цифровых технологий и диджитализации. Естественно, первая мысль – посмотреть на сайте. Но не тут-то было.

Правильный адрес вам могут сообщить только, если вы позвоните в Государственную службу занятости. В противном случае придется оббегать минимум три места расположения, чтобы найти нужное.

Дальше – больше.

Бланк заявления на получение разрешения на сайте опубликован старого образца. Распечатанных новых, естественно, на месте нет. Опять, как белка в колесе. Иди ищи, где бы распечатать. И снова жди очередь для подачи.

За оформление разрешения нужно платить сбор. Но ни сумма к оплате, ни срок оплаты не сообщаются. Только реквизиты. Чтобы уточнить сумму – снова нужно звонить в Государственную службу занятости. Оплата 7048,00 грн. Через неделю документы готовы, и вроде бы победа – можно идти и забирать готовое Разрешение. Но…

Тут стоит вернуться к нашим риторическим вопросам. Оригиналы или копии документов можно подавать? Уже при получении разрешения вы можете узнать, что все-таки нужны оригиналы. Но об этом ни в профильном законе о разрешении на трудоустройство иностранцев, ни на сайте Государственной службы занятости информации нет.

По меньшей мере об этом должны бы были предупредить при принятии документов. И так уже, фактически, с принятым решением, можно получить отказ в выдаче документа.

Все бюрократические процедуры нужно проходить заново. Или просто уезжать из страны.

Поскольку, в соответствии с законодательством, крайний срок подачи документов на продление – не позднее, чем за 15 рабочих дней до окончания срока действия старого временного вида на жительство.

Если вы принимаете решение сделать еще одну попытку, с письмом о присоединении документа и оригиналом снова нужно обращаться в центр занятости. А дальше – в Государственную миграционную службу.

Важный момент. Фактически, разрешение на трудоустройство продлевается на год не от даты окончания текущего срока действия, а на год от даты выдачи приказа центром занятости.

Выходит, чем раньше работодатель подает заявку на продление, во избежание пропуска положенных сроков обмена временного вида на жительство, тем больше времени он теряет от предыдущего срока действия разрешения.

В Государственной миграционной службе ситуация также не из простых. Отсутствия очередей ожидать не стоит. В ДП "Документ" обращаться не вариант.

Временный вид на жительство там не выдается, о чем тоже можно узнать только по телефону. Так как на сайте информация отсутствует.

Помещение Государственной миграционной службы битком набито иностранцами и сопровождающими их украинцами. Подавать документы нужно только лично, поскольку при подаче вас фотографируют.

На сайте гордо красуется новость о введении электронной системы управления очередью, но фактически она не работает. Учреждение не справляется с потоком заявок.

Сегодня можно взять талончик на подачу только на следующий день, но чаще – на через неделю-две. На более ранние или более поздние даты талонов нет.

Есть, правда, вариант живой очереди. Он работает в случае, если кто-то, взявший две недели назад талончик, не пришел вовремя. Для того, чтобы попасть с живой очередью, нужно приехать к 8 утра и записаться в список. А дальше просто сидеть в коридоре, пока ваша очередь не подойдет. Если повезет.

Правда, никаких гарантий попадания в кабинет в режиме живой очереди нет. После подачи документов, время ожидания готового Разрешения 15 дней.

Но если сроки подачи просрочены, то уже не важно какая причина и кто виноват. Осталось меньше, чем 15 рабочих дней до окончания срока временного вида на жительство – право на продление утрачено. Точка. Никаких штрафов и уважительных причин.

Дальше легальных сценария три: 

1) Выписаться с адреса временной регистрации. Сдать временный вид на жительство. Уволиться и в течение 7 дней выехать из страны. Насовсем.

2) Не увольняться. Но выписаться с адреса временной регистрации. Сдать временный вид на жительство. В течение 7 дней выехать. 90 дней не въезжать. А дальше продолжать легально работать и платить в Украине налоги, но находиться в стране не более 90 дней в течение 180, как предусматривает, например, безвизовый режим для граждан США.

3) Выписаться с адреса временной регистрации. Сдать временный вид на жительство. В течение 7 дней оформить отпуск и выехать, а затем пройти весь путь легализации сначала.

Могут ли иметь место такие процессы в цивилизованной, современной, европейской стране? У многих ли специалистов будет желание приезжать работать к нам легально? Будет ли готовность вкладывать время и ресурсы в подобную страну? Ответ очевиден.

Вывод, как говорится, на лицо. Критически важно – для граждан, бизнеса и страны в целом – разработать качественную миграционную политику.

Понятные и однозначные правила и процедуры оформления всех документов. И очень жестко контролировать их соблюдение. Правила едины абсолютно для всех! Нарушаешь – будь добр, отвечать за это. Будь ты гражданин страны, иностранец или чиновник.

И уровень ответственности должен быть соизмерим с уровнем проступка. Другого варианта нет. Только так сможем навести порядок в наших же правилах и мотивировать их соблюдать.

Мы в Европейской Бизнес Ассоциации уже неоднократно поднимали данный вопрос, но ситуация продвигается не очень активно. Сейчас важно минимизировать бюрократические процедуры - упростить процесс подачи документов, максимально перевести все в онлайн и сократить перечень необходимых документов. Наши комментарии уже переданы в комитет Верховной Рады по вопросам социальной политики, занятости та пенсионного обеспечения.

19 октября будет проведен круглый-стол при участии профильных структур. Будем обсуждать практические варианты решения сложившейся ситуации. Приглашаю к участию всех заинтересованных в вопросе.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

powered by lun.ua