Яким буде Київ: транспортна модель

Яким буде Київ: транспортна модель

У вересні Світовий банк спільно з КМДА представив перші результати досліджень: транспортну модель Києва. Що дасть нова транспортна схема Києва жителям міста, які основні етапи даного проекту, його масштаби і коли вже будуть перші результати – відповіді тут (рос).
Четвер, 1 жовтня 2015, 09:30
Ігор Ніконов, перший заступник голови КМДА

Девятого сентября была презентована транспортная модель Киева, разработанная КГГА совместно с Мировым банком.

Много разной информации о разработке транспортной схемы Киева уже обсуждалось в СМИ.

Поэтому есть смысл более детально разъяснить, что даст новая транспортная схема Киева жителям города, какие основные этапы данного проекта, его масштабы и когда киевляне увидят первые результаты проекта.

Для чего нужен проект

В каждой отрасли есть системообразующие проекты – это те проекты, которые оказывают наибольший эффект на всю отрасль. В данном случае проект разработки транспортной схемы Киева окажет наибольший эффект сразу на две отрасли: транспортную и градостроительную.

Это стало понятно достаточно быстро, когда начали разбираться в существующих проблемах в транспортном секторе – не всегда удовлетворительная работа общественного транспорта, пробки и заторы на дорогах, проблемы с парковкой и так далее.

Проблемы накапливались десятилетиями, и никто не спешил их решать.

Существующие проблемы

В последний раз комплексные замеры пассажиропотоков в Киеве проводились в 1986 году. На их базе разрабатывалась и утверждалась транспортная схема города. С тех пор город претерпел серьезные изменения.

Первое - население Киева и киевской агломерации существенно увеличилось и по разным оценкам на сегодняшний день достигает по 3,6-3,8 млн. человек.

Второе - количество автомобилей в Киеве выросло со 180 тысяч автомобилей на момент распада СССР до 1,3 млн на сегодняшний день,

Третье - город очень активно строился в 2000 годах – появились совсем новые спальные районы и новые деловые районы Киева.

Четвертое – закрылось большое количество промышленных предприятий и открылись новые бизнес центры.

Также отдельно следует отметить, что в 90 года в Киеве, как и в других крупных городах Украины, появилось такое явление как маршрутки, которые помогли городу удовлетворить растущий спрос на услуги общественного транспорта. Доля частного маршрутного транспорта и сегодня очень существенная.

И если в 90 года киевлян устраивало качество предоставляемых услуг частным маршрутным транспортом, то в последнее время город все чаще получает жалобы на работу частных перевозчиков, на качество их транспорта.

Этому есть простое объяснение – коммунальный транспорт существенно обновился в 2015 году благодаря сотрудничеству Киева и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР).

На маршруты продолжают выпускаться новые современные автобусы и троллейбусы.

Реформа общественного транспорта

Власти должны найти баланс между необходимым количеством коммунального транспорта и частных маршрутных перевозчиков.

Киев заполонили перевозчики из других городов, которые практически работая нелегально (их насчитывается более 4 тысяч), создают пробки, а также не стимулируют киевских перевозчиков инвестировать средства в новый подвижной состав.

Почему Мировой банк

Мы потратили немало времени для поиска правильного партнера в проведении реформ в транспортном секторе столицы. Мировой банк нам идеально подошел по следующим причинам:

Во-первых, это не просто консалтинговая компания, услугами которой потенциально может манипулировать заказчик или другие участники проекта и доверие к результатам такой работы может быть поставлено под сомнение.

Если кто-то сможет упрекнуть проектную команду в отстаивании чьих-либо интересов, значит можно подставить под сомнения результаты всего проекта.

Мировой банк – это структура, которая оказывает или оказывала подобную техническую помощь практически на всех континентах. Команда которая занимается реализацией данного проекта – интернациональная, и упрекнуть таких экспертов в какой-то заангажированности просто нереально – это понимают все.

Своего рода этот проект это небольшая копия того, как МВФ сотрудничает с Украиной – есть четкий план реформ и есть план финансирования. Без первого не может быть второго.

Во-вторых, Мировой банк не просто оказывает техническую помощь, но и планирует финансировать транспортный сектор Киева после проведения городом первых реформ в данном направлении.

В-третьих, Мировой банк для помощи в реализации данного проекта нанял британскую узкоспециализированную консалтинговую компанию Integrated Transport Planning, очень профессиональных специалистов в своей области.

Как развивался проект

В ноябре 2014 года мы достигли договоренности с Мировым банком о начале реализации данного проекта. Сразу же начались социологические опросы, визиты команды консультантов, интервью со всеми игроками рынка, включая интервью владельцев частных маршрутных перевозчиков.

В марте-апреле 2015 года состоялся важнейший этап – замеры пассажиропотоков в общественном транспорте Киева. Этот этап был реализован с помощью современных технологий – специальных мобильных приложений для замера пассажиропотоков и помощи от трех киевских ВУЗов, студенты которых принимали участие в данном проекте.

Студенты с помощью смартфонов и приложений вносили информацию по пассажиропотокам сразу напрямую в общую базу данных, после чего данные собирались на сервере и обрабатывались специалистами Мирового банка.

8 сентября Мировой банк совместно с КГГА представил первые результаты исследований: транспортную модель Киева, первые наработки по оптимизации маршрутной сети, а также первые предложения по будущему инвестиционному портфелю города в транспортном секторе.

Конечно подход специалистов был на очень профессиональном уровне. Были определены конкретные данные: сколько пассажиров, откуда, куда и когда передвигаются, основные пересадочные узлы, какое количество времени пассажиры тратят на 1 км пути и многое другое.

Все эти исследования дали возможность по другому взглянуть на современный большой Киев, который включает в себя и пригороды.

Стало очевидно где нужно построить новые автостанции, а какие необходимо будет закрыть.

Также был проведет анализ парковочного пространства и проблем, какие возникают от паркования автомобилей в неположенном месте.

Конкретные примеры

Первые наработки команды Мирового банка касаются в основном решения транспортной проблемы жилмассива Троещина – это связано прежде всего, с непростой ситуацией с транспортным сообщением для жителей данного района.

Когда совместно с командой Мирового банка, мы проанализировали существующую маршрутную сеть, соединяющую жилмассив Троещина с Правым берегом, мы обнаружили что ни один из 19 маршрутов не соединяет район с основными местами приложения труда - деловыми районами Киева.

Чтобы решить данную проблему эксперты предложили создать новые маршруты, которые позволять жителям Троещины без пересадок на одном виде транспорта добираться до свих рабочих мест и обратно домой. Как пример, один из предложенных маршрутов:

Предлагаемое решение касается не только создания новых маршрутов, но и оптимизации существующих, а именно устранение дублирующих маршрутов, объединение существующих маршрутов, в качестве примера:

Дальнейшие шаги

В начале октября появится комплексное решение по реорганизации маршрутной сети наземного транспорта Киева. Мы вскоре начнем его широкое обсуждение с игроками рынка, с экспертным сообществом, с представителями общественности.

Наша задача утвердить целевую схему и понять, как и за какой период мы сможем к ней прийти.

Наша задача - повысить качество транспортных услуг для пассажиров за счет повышения стандартов работы перевозчиков. А это может произойти только в том случае, если перевозчики будут понимать, что конкуренция на маршрутах будет минимизирована, а также если будут понимать что город сможет перейти с ними на более долгосрочные отношения.

При этом мы отдаем себе отчет в том, что это непростой путь, который мы не пройдем за один день.

Но мы хотим, чтобы бизнес частных перевозчиков смог вырасти с небольших операторов небольшого маршрутного транспорта до операторов современных крупногабаритных автобусов, и мы как город готовы пройти этот путь вместе с перевозчиками.

С нами команда консультантов Мирового банка, которая проводила подобные проекты более чем в 50 городах мира.

Также мы понимаем, что не все реформы касаются частных перевозчиков. Огромная нагрузка будет ложиться на коммунальных перевозчиков, именно поэтому одним из результатов проекта будет инвестиционная программа транспортного сектора Киева, которая как мы надеемся и представители банка нам это подтверждают, будет профинансирована Мировым банком в последующих годах.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.