Без исключений. Условия на рынке должны быть равными для всех

Без исключений. Условия на рынке должны быть равными для всех

Ситуация с электронной торговлей в Украине удивительная. Отечественный производитель не только не защищен, но даже дискриминирован государством.
Пятница, 9 декабря 2016, 14:02
совладелец ИТ-холдинга MTI

Прочитав статью "Таможенный лимит до 22 евро за посылку: убить "тень" или похоронить конкуренцию", был удивлен однобокостью подхода к проблеме.

На днях редакция опубликовала еще одну схожую точку зрения под названием "E-commerce: не загоняйте покупателя в тупик".

Однако объективной дискуссии о нововведениях в сфере электронной торговли, к сожалению, не получилось. Ссылка автора статьи на проведенный редакцией ЭП анализ реформистских инициатив бросает тень на репутацию делового издания.

Недоумение у многих вызывает, прежде всего, подмена понятий. Суть нововведений в статье названа "обманчивыми мотивами", а их авторы — Ассоциация предприятий информационных технологий Украины (АПИТУ) — в глазах общественности выставлены лоббистами с корыстными целями.

Реклама:

Вместо главной задачи предлагаемых нововведений в статье описываются сопутствующие эффекты: борьба с теневым импортом и наполнение бюджета.

Эти аспекты важны, но они являются производными от главной задачи, которую стремится достичь АПИТУ: создание равных условий для всех участников рынка путем устранения "дыры" в таможенной практике.

Ситуация с электронной торговлей в Украине выглядит крайне удивительно. Она безосновательно дает иностранным продавцам на внутреннем рынке Украины существенные преимущества перед отечественными.

Иностранный интернет-магазин, продавая товар в Украину стоимостью до 150 евро, освобожден от сборов на таможне. Отечественным же магазинам, прежде чем положить товар на полку, нужно заплатить и таможенную пошлину, и НДС.

То есть имеет место странная коллизия, когда отечественный производитель не только не защищен, но даже дискриминирован украинским государством.

Отдельно хотелось бы ответить экспертам, мнения которых приведены в статье. Оппонентами к предложениям АПИТУ выступили Владислав Чечеткин (интернет-магазин Rozetka) и Владимир Колодюк (Unitrade Group).

Из интереса зашел на сайты Rozetka и Сity.com, которыми владеют эти эксперты, и обнаружил, как мне кажется, интересное объяснение. Например, в разделе "Смартфоны" красным цветом отмечено, что товар находится в Польше. Оттого срок поставки гаджетов — семь рабочих дней.

 
 

Это означает, что и Rozetka, и Сity.com продают в Украине товар, отправляя его с польских складов. Это позволяет им обходить таможенные платежи, не наполняя отечественный бюджет и используя существующую лазейку в законодательстве.

В таком случае эксперты не могли быть объективными — у них присутствует конфликт интересов. Они заинтересованы в такой дыре в законодательстве.

Что имеем в сухом остатке?

АПИТУ предложила если не ликвидировать, то хотя бы уменьшить дискриминацию отечественных продавцов. При этом никто не запрещает украинским гражданам делать покупки ни на "Амазоне", ни на "АлиЭкпрессе", ни на других интернет-ресурсах за границей, никто не "загоняет покупателя в тупик".

Тем временем на ассоциацию сразу обрушились те, кто уже распробовал вкус необоснованных преференций. Кто широко эксплуатирует, по сути, офшорную дыру в законе с понятной целью: для ухода от оплаты таможенных платежей.

При этом они представляют себя защитниками рядового украинца от злостных импортеров, которые только и стремятся, что увеличить цены для потребителей.

Очевидно, что заявленная инициатива АПИТУ вызывает отрицательную реакцию у многих украинцев. Однако продолжение сложившейся практики приведет к разрушению национальной розницы, росту безработицы, сокращению доходов в бюджет и коснется тех же рядовых украинцев.

Розничные сети и импортеры меньше всего заинтересованы в этом, поскольку от падения покупательской способности они страдают первыми, теряя в продажах.

Для справедливого баланса мнений ЭП было бы логично привести аргументы и других участников дискуссии, а общество сделает свой выбор.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: