Победа Трампа как оплеуха глобализации: последствия для украинского агросектора

Победа Трампа как оплеуха глобализации: последствия для украинского агросектора

В мировой отрасли производства продуктов питания усиливается провинциализм. Для агросектора Украины это плохая весть, и государство нам не поможет.
Среда, 16 ноября 2016, 13:33
генеральный директор агрокомпании ІМК, инициатор инвестиционного объединения Land Club

Пару лет назад мне на глаза попалась статья в одном из немецких экономических изданий касательно успешных start-ups в агробизнесе.

Почти все они фокусировались на региональном производстве и реализации продуктов питания высокого качества.

Так, один из предпринимателей представил свой успешный проект персонифицированного производства свинины.

Суть проекта заключалась в том, что клиент выбирает себе поросенка по интернету, сам заказывает ему корма, наблюдает за его ростом онлайн, может приехать с семьей его покормить, и потом из него заказчику делают сосиски.

Реклама:

Один из самых популярных берлинских ресторанов Nobelhart & Schmutzig (мишленовская звезда) предлагает гостям меню, состоящее из продуктов, произведенных исключительно в регионе Берлина и близлежащих земель.

Например, на кухне этого ресторана не найдется ни перца, ни шоколада, ни кофе, поскольку эти продукты — не местного происхождения.

На крупнейшей в мире выставке продуктов питания SIAL, которая проходит в Париже раз в два года и является своего рода индикатором потребительских настроений клиентов, было очевидно, что Европа движется в сторону провинциальных предпочтений, дорогих и качественных местных брендов.

Конечный потребитель западного мира хочет покупать продукты из своих стран и своих регионов. Дешевая импортная продукция — вино из Чили, масло с Новой Зеландии или курица из Бразилии — не вызывают былого восторга. Одна из ключевых причин — западный мир перенасытился глобализацией.

Как результат, работающий класс (и не только) западных стран голосует в 2016 году против иммигрантов, соглашения о ЗСТ с Украиной, за brexit и президента Трампа, уходя от основных постулатов экономического развития последних 25 лет: свободного движения товаров и мобильности рабочей силы.

Очевидно, это только начало. Очевидно, что особенно в отрасли производства продуктов питания будет продолжаться тенденция усиления местного производства, своего рода провинциализм. Что это значит для агросектора Украины? Нас ждут серьезные изменения, к которым мы пока не готовы.

В будущем мы должны будем доказывать наше качество по всей цепочке каждой единицы произведенной продукции, начиная от анализа почв, произведенных кормов, использованных препаратов защиты растений и животных и заканчивая сертификатом качества произведенного продукта.

Западный потребитель, подходя к полке с колбасой или сыром и сканируя смартфоном этикетку товара, захочет знать не только страну происхождения, но и то, как содержались животные, что они ели и какими препаратами их лечили.

Нужно разобраться с вопросом, какие рынки и какие регионы для нас ключевые и с какими продуктами мы можем быть там конкурентоспособными.

Пока мы воюем за европейские рынки, где нас никто не ждет и не хочет видеть, мы теряем время в борьбе за выход в африканские и азиатские страны, где прочно оккупировались латиноамериканцы. Сможет ли ответить на эти вопросы наша кастрированная аграрная наука или другие государственные институты?

Думаю, нет! Бизнесу пора объединяться и думать о будущем сообща.

Часто приходится слышать о производстве продуктов питания с добавленной стоимостью. В частности, мы говорим об увеличении производства молока и мяса и хотим это субсидировать, не понимая, кто будет конечным потребителем.

Если речь идет об украинском потребителе с низкими доходами, тогда нужно понимать, как помощь бедным получить доступ к качественной продукции.

Если государственным приоритетом является выход на внешние рынки, то надо сначала разобраться, где эти рынки и как нам к ним достучаться. Необходимо государственное видение развитие сектора на несколько десятилетий вперед. Есть ли оно у нас? Очевидно, что нет, и плачевно, что создать его у нас некому.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: