"Экономическая правда" приглашает на конференцию "Восстановление Украины: почему не следует откладывать до победы"

Выполнение бюджета в январе: 61,5% переплат

Выполнение бюджета в январе: 61,5% переплат

В январе 2015 года 12,8 млрд грн из 20,8 млрд грн в бюджет пришли за счет будущих периодов. Различные виды переплаты в бюджет увеличились за месяц сразу на 9,5 млрд грн. Добавим к этому рост задолженности по возмещению НДС на 3,3 млрд грн.
Четверг, 19 февраля 2015, 16:13
Андрей Вышинский, для ЭП

Анализируя данные по сбору денег в госбюджет Украины, поневоле становится стыдно. За 24 года независимости многочисленные реформаторы добились своего – легальная экономика нашей страны сжалась до неузнаваемости.

Очень сдержанное сообщение на сайте ГФС гласит, что в январе 2015 года в госбюджет было собрано (без учета возмещения НДС) 25,6 млрд грн. Речь идет именно о сборах, обеспеченных стараниями одной лишь ГФС – без участия НБУ.

Уже много говорилось о том, что Национальный банк саботирует выполнение госбюджета. Руководство ведомства сознательно отказывается перечислять в казну 65 млрд грн. Чтобы не делать этого, выбрана невразумительная отговорка о необходимости формировать резервы.

Деньги Нацбанка жизненно важны для выполнения бюджета. Обычно в январе из-за праздников производство в Украине падает, и сбор налогов снижается. Поэтому бюджет в январе традиционно наполняется за счет авансовых вливаний НБУ. Но сейчас, из-за противостояния групп влияния Петра Порошенко и Арсения Яценюка, дружеской взаимопомощи не получилось. Налоговой и Таможне пришлось справляться самим.

Реклама:

20,8 млрд грн – это 800 млн долларов. Для страны с 40-миллионным населением - это позор. Если бы Нацбанк "напечатал" еще немного гривны, и общие поступления составили 900 млн долларов, мы наконец-то догнали бы бюджет 10-миллионного Туниса, экономику которого все же вряд ли можно считать образцовой.

Также Украина может гордиться тем, что ежемесячно собирает в свой бюджет столько же, сколько 7-миллионная Сербия.

Дело здесь не в войне, а в многочисленных Паниковских и Балагановых, которые 24 года только и занимаются тем, что "распиливают" Украину. Причем, как писали классики, гири изначально не были золотыми.

Нынешние паниковские и балагановы, которые продвинули в руководство страны Петра Порошенко и Арсения Яценюка, ничем не лучше, чем их "семейные" предшественники. Разве что обстоятельства требуют вести войну с Россией. Как будто от этого чиновники и олигархи перестали "распиливать" многочисленные "золотые" НАКи, укрпрофсоцмедтрансоборонпостачпромы и энерготеплосоцпрофгосуправрезы.

Все сказанное выше – это прямой упрек нынешним руководителям Украины, которые так и не начали проводить реальные изменения (вошедшие в фольклор как "реформы"). Но все описанное ниже – это уже рассказ об успехах Государственной фискальной службы, которая мучительно наполняет усохший бюджет Украины.

 

Проблема не столько в том, сколько денег собрали. Она еще и в том, как это сделали.

Вместо реализации нормальной налоговой политики, направленной на взимание налогов с теневых субъектов хозяйствования, и ликвидацию схем уклонения от уплаты налогов, увеличивается фискальная нагрузка на легальный бизнес, а также на обычных граждан.

"Теневики" продолжают здравствовать, коррупция даже выросла по сравнению с прежними временами. Все это наносит двойной удар и по экономике, и по бюджету. Несмотря на придумывание властью все новых налогов и повышение ставок ранее действовавших, ситуация с наполнением бюджета не идет на поправку.

Сбор в госбюджет в январе 2015 года оказался на 1,8 млрд грн (7,5%) больше, чем в январе 2014 года. Много это или мало?

Давайте оценим обстоятельства, в которых была собрана эта сумма. Теоретически, налоговики и таможенники молодцы. Ведь Нацбанк не дал ничего – в отличие от прошлого года.

С другой стороны, этот прирост произошел на фоне введения новых налогов, повышения ставок действовавших, расширения базы налогообложения по ряду платежей, 30-процентной инфляции и 200-процентной девальвации гривни. Потеря Донбасса и Крыма здесь почти не причем. Их уход заметен в долларовом выражении, но в гривневом все с точностью до наоборот. Номинальный ВВП вырос, несмотря на потерю Украиной двух частей.

И еще одна деталь. По сравнению с январем 2013 года, фискалы собрали на 2,2 млрд грн (7,6%) меньше. То есть, информация, представленная как достижение, на самом деле является чудовищным провалом.

А вот статистика по отдельным видам платежей.

Вот те налоги и сборы, которые зависят от курса: импортный НДС (плюс 29,1%) и ввозная пошлина (плюс 13%). Сами по себе эти цифры ни о чем не говорят. Но сопоставляя с данными Госкомстата (экспорт за 11 месяцев упал на 11,3%, а импорт – на 27,6%), а затем учитывая более чем 2-кратную девальвацию гривны по сравнению с январем 2014 года, видится совсем иначе. Получается, что выросла доля "серого" импорта и так называемого "контрабаса".

Этот процесс следует понимать правильно. Сейчас в интернете проводится массированная кампания по дискредитации действующего главы Таможни Анатолия Макаренко. Дескать, он "крышует" контрабанду в Одессе. На самом деле, по нашим данным, Макаренко не допускают к тому, чтобы делать кадровые назначения и в Одессе, и во Львове, и в других региональных таможнях.

Вертикаль, замкнутая на Киев, которая выстраивалась еще при Игоре Калетнике, после Майдана разрушилась. Теперь схемами вовсю занимаются местные "элиты", которые имеют достаточно аргументов, чтобы блокировать попытки контроля "из центра".

Глава Таможни Анатолий Макаренко и его руководитель, глава ГФС Игорь Билоус. Фото УНИАН

А вот другая сфера, которая зависит от гривневого показателя ВВП – который, напомним, в 2014 году увеличился. По данным Госкомстата, в 4 квартале показатель уменьшился на 15,2% - но это в ценах 2010 года. Добавим более 24% официальной инфляции, и условно рост номинального ВВП очевиден.

Итак, сбор внутреннего акциза в январе 2015 года показал прирост на 5,1%, а внутреннего НДС – на 10,1%.

Но постойте, весь прошлый год говорилось, что ГФС успешно борется с "теневыми схемами", что она закрывает "налоговые ямы" и "мойки". 10% - это и есть результат деятельности? Эта цифра скорее наводит на мысль, что схемы применяются еще более масштабно, чем при предыдущей власти.

Интересно также, что в местные бюджеты в январе поступило 5,1 млрд грн – это на 1,3 млрд грн, или 20,4% меньше, чем в январе 2014 года. Это наглядный результат "бюджетной децентрализации", о проведении которой любит рассказывать спикер Владимир Гройсман.

С учетом же возмещения НДС (то есть, если отдать из доходов казны то, что доходами не является), в госбюджет за месяц поступило лишь 20,8 млрд грн. И это с учетом введения новых налогов в 2014 и 2015 годах.

Источник: сайт Госказначейства 

И вот теперь самое интересное. Оказывается, в январе 2015 года выполнение бюджета состоялось за счет все тех же переплат. То есть, взимания "наперед" налогов, которых бизнес по сути платить не должен.

Различные виды переплаты в бюджет выросли за месяц сразу на 9,5 млрд грн. Это на 427% больше, чем превышение в 1,8 млрд грн, которым гордится ГФС.

Добавим к этому тот факт, что за январь задолженность по возмещению НДС (суммарно на текущие счета и в счет будущих платежей) выросла сразу на 3,3 млрд грн (на 7,5%), достигнув впечатляющей величины в 36,2 млрд грн.

То есть, 12,8 млрд грн из 20,8 млрд грн чистых поступлений госбюджета было обеспечено за счет будущих периодов. Это 61,5%.

Если бы ГФС собирала налоги честно, то в январе собрала бы только 8 млрд грн, или 320 млн долларов. А это уже в 2,5 раза меньше, чем собирает индустриально и аграрно мощный Тунис.

Более яркого свидетельство полного развала фискальной и бюджетной системы в Украине быть не может.

Единый социальный провал

Чем еще может гордиться новая власть?

Ситуация с поступлениями ЕСВ тоже абсолютно катастрофична. Как известно, широко разрекламированная псевдореформа со снижением ставок ЕСВ для стимулирования выведения зарплат из тени оказалась глубоко виртуальной. Кабмин выписал такие условия для получения права на применение пониженной ставки, что ни одно реально работающее предприятие не может ими воспользоваться. Ведь они и раньше платили реальные зарплаты, и не могут обеспечить повышение доходов работников еще в 2,5 раза.

Да и все остальные предприятия не спешат признаваться, что раньше они не доплачивали ЕСВ. Мало ли, как потом поведут себя правоохранители.

Собственно, глава Кабмина Арсений Яценюк уже сам признал провал очередной так называемой реформы. Правда, при этом он переложил ответственность в провале на Верховную Раду.

Получается, что фактически в экономике Украины продолжает действовать прежняя ставка сбора. Отсюда, поступление ЕСВ с 13,8 млрд грн (в январе 2014 года) упало до 11,9 млрд грн (январь 2015). Просадка составила 13,8%.

Этот показатель отражает не только катастрофу с наполнением Пенсионного фонда для выплаты пенсий. Он скорее индикатор сразу нескольких провалов власти.

Фото УНІАН 

Во-первых, эта цифра говорит о сокращении рабочих мест и росте безработицы. Правительство, увлеченное придумыванием новых налогов, за весь 2014 год не удосужилось подумать о создании новых точек роста экономики. Простыми словами, безработное население (среди которого много беженцев) брошено на произвол судьбы.

Во-вторых, падение сбора ЕСВ говорит о продолжающейся тенизации в секторе выплат зарплат. Это полная противоположность тому, что было анонсировано Кабмином. Пока не созданы выгодные и действительно безопасные условия для выхода из "тени", так и продолжится.

В-третьих, в очередной раз демонстрируется беспомощность Государственной фискальной службы в вопросах администрирования – в первую очередь, в борьбе со схемами уклонения от уплаты ЕСВ.

Приближается следующий этап реформы ЕСВ – тотальное снижение ставки сбора. Есть надежда, что правительство учтет свои ошибки, и сумеет сделать все правильно. Чтобы бюджет государства и Пенсионный фонд наполнялись без участия "героизма" ГФС – иначе, мы никогда не догоним Тунис. 

***

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

***

Фото на главной - УНИАН

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: