"Экономическая правда" приглашает на конференцию "Восстановление Украины: почему не следует откладывать до победы"

Вакханалия в одесских портах

Вакханалия в одесских портах

Одесский рынок "Седьмой километр" массово продает контрабанду из Китая. Вряд ли за этими схемами стоят нечестные предприниматели. Они могут провезти контрабанду, но лишь по дорогам организаторов "черных схем". Тем временем легальные экспедиторы испытывают на себе все "прелести" таможенных органов.
Четверг, 22 мая 2014, 12:20
Александр Захаров, заместитель гендиректора Ассоциации международных экспедиторов Украины, член совета южного региона АСМАП

Два месяца назад ЭП опубликовала интервью о том, как экспедиторы пытаются противостоять коррупции сотрудников таможни в портах Одесской области.

После интервью я получил сотни звонков и писем от людей, которых бравые охранники государственных интересов сутками "маринуют" на границах в портах.

Я побывал на встречах с чиновниками, участвовал в "круглых столах", однако реальных улучшений в работе таможни и портов не произошло.

Движение одесситов "Нет коррупции на транспорте" работает до сих пор. Экспедиторы, которые договорились не участвовать в коррупционных деяниях, в них не участвуют. В пунктах пропуска к этому привыкают с трудом.

Реклама:

Например, нередки случаи, когда активистам пытаются осложнить прохождение процедур: оформляют в последнюю очередь, придираются к документам, назначают дополнительные формы контроля.

Нас беспокоит отсутствие действенной реакции на "беспредел" контролирующих служб в портах. Не только таможни, но и СБУ и налоговой милиции.

Например, под эгидой борьбы с контрабандой в портах они провели очередную акцию стопроцентного сканирования грузов. Это действо на несколько дней парализовало вывоз контейнеров. Образовалась огромная очередь из машин, сотни водителей провели несколько дней в портах. Контрабанды не нашли.

Десятки тысяч контейнеров были просканированы, но уголовных дел или протоколов не было. Убытки от простоев транспорта, командировочных и гостиничных расходов десятков таможенников огромные, а результатов - ноль. Для понимания происходящего в портах представьте такую ситуацию в аэропорту.

- Просканируйте, пожалуйста, ваш чемодан.

- Хорошо.

- А теперь взвесьте его.

- Ок.

- Достаньте из чемодана все вещи, мы их осмотрим.

- Ладно.

- Мы ничего недозволенного не нашли, но вы должны оплатить нашу работу по сканированию, взвешиванию и досмотру.

- Не понял…

- Иначе не пропустим вас дальше. У аэропорта такие правила.

- Но все эти действия были требованием таможни и других контролеров.

- Да. Однако платить должны вы, иначе не пропустим. За каждый час вашего пребывания в аэропорту вы заплатите дополнительно.

Одесский порт. Фото tsn.ua 

Сегодня в портах не госконтроль, а разгул безнаказанности и произвол. Таможня паразитирует на бесконечных сканированиях, досмотрах и взвешиваниях. Порты с удовольствием зарабатывают на обслуживании этих действий таможни.

Все при деле, кроме экспедиторов, которым при таком уровне коррупции невыгодно привлекать новые грузы.

Украинские порты уже потеряли российский транзит, сейчас досмотрами и простоями добивают транзитный поток в Молдавию.

В Мининфраструктуры месяц изучали наши просьбы, которые были вручены министру Максиму Бурбаку. Ответ пришел от его заместителя. Он сводился к просьбе подготовить законодательные изменения и назвать, с кем мы еще хотим встречаться. Министерство организует встречи и круглые столы.

Однако потребности в широком обсуждении предложенных изменений не было и нет. Они предельно просты, мы их изложили министерству, вручили лично министру и не понимаем, сколько можно обсуждать и зачем еще медлить.

Мы получили письма и от Министерства доходов и сборов. Нас заверили, что передали в портовые таможни рекомендации взвешивать грузы, руководствуясь системой управления и анализа рисков.

Она предписывает отправлять груз на взвешивание, только если не совпадает информация агентских организаций, заявленная в таможенных декларациях, товаросопроводительных и товаротранспортных документах. То есть процент грузов, которые подлежат тщательному контролю, должен быть небольшим.

Однако иногда хитрая система чутко "реагирует" на 100% грузов. Их досматривают и взвешивают в полном объеме. Контрабандных товаров не обнаруживают, однако вынуждают бизнес нести дополнительные расходы на ненужные процедуры. При этом таможенники не несут ответственности за свои действия.

Даже если они назначат 200% грузов на взвешивание, их никто не накажет. Даже если все весы в порту выйдут из строя, машины будут стоять.

Оперативный ответ мы получили и от Администрации морских портов. Там знают о коррупции в портах при назначениях взвешиваний и досмотров, но признают, что ничего не могут поделать с этим явлением. Руководство администрации пишет письма в министерства и ведомства, однако к ним не прислушиваются.

Чиновники от портов считают, что экспедиторам следует работать по сложившимся правилам. А если так работать стыдно? Что делать, когда экспедитор не может привлечь в порт иностранного клиента, поскольку невозможно сказать, сколько придется заплатить в порту за взвешивание, досмотр и прохождение сканера?

Фото all.biz

В западной практике грузы двигаются по годовым тендерным контрактам. Может подсчитать украинский экспедитор расходы в украинском порту на год вперед и принять участие в тендере в Турции или Индии? Никогда!

Часто мы не можем определить эти суммы за сутки. Схем отъема денег в отечественных портах разработано предостаточно, и какие из них попытаются применить к сопровождаемому грузу завтра, никто не знает.

Иностранным клиентам невозможно объяснить, почему собственник груза должен оплачивать все расходы на досмотровую и проездную вакханалию. Они не понимают, за что взимается эта плата, если контрабанда в грузе не найдена.

Контейнеры грузятся за месяцы до сканирования, долго плывут по морю, и никто не будет рисковать из-за контрабанды, обнаружение которой грозит конфискацией.

Возникает закономерный вопрос: почему надо сканировать контейнеры там, где работают легальные компании, которым невыгодно провозить контрабанду? Почему столь строгие меры не применяются, например, на границе с Приднестровьем, где налажены каналы поставок на любой вкус и цвет?

Не секрет - вся страна массово пользуется нелегально ввезенными товарами. В магазинах ассортимент итальянского алкоголя увеличился в два раза, количество заграничных сыров, колбас и стиральных порошков лишь растет.

Эта продукция поступает в Украину по "львовским контрабандным схемам". Ее привозят к границе фурами, перегружают в маленькие "бусы" и по средней ставке 1 тыс евро "бус" пересекает границу без оформления на таможне.

Одесский рынок "Седьмой километр" продает контрабанду из Китая в огромных количествах. Все это знают, но рынок продолжает работать. Только наивные люди верят, что за этими контрабандными схемами стоят нечестные предприниматели.

Предприниматели могут провезти контрабанду только грузовиком, но по схемам и дорогам, которые заботливо "проложат" таможенные организаторы и контролеры. А вот легальные перевозчики и экспедиторы испытают на себе все "прелести" досмотровых, весовых и сканерных требований таможенных органов.

Контрабанда возможна исключительно при участии таможни. Никто другой не в силах занизить вес груза или уничтожить информацию в базах данных.

Так называемый прерванный транзит, когда грузы якобы уходят в Россию, а на самом деле остаются в Украине, тоже на их совести. По этой схеме Курченко ввозил в страну якобы транзитом миллионы тонн топлива, которое потом продавалось на украинских АЗС. Миллиарды гривен прошли мимо таможни.

Фото wikimedia.org

Кто из легальных предпринимателей мог организовать такое без участия "калетников", начальников таможен и постов? Никто. Курченко с таможенными подельниками нанес ущерб государству на десятки миллиардов гривен. Это стоимость почти всех грузов, которые возят легальные перевозчики и экспедиторы.

Требования экспедиторов, транспортников и предпринимателей, которые работают с импортными и транзитными товарами, сводятся к упразднению этих порядков. Они возникли лишь несколько лет назад и были элементом масштабной коррупционной системы, которую выстраивала прежняя власть.

Если таможенники хотят смотреть грузы, взвешивать их и сканировать, пусть делают это, но за счет таможни. Если найдут контрабанду - за счет владельца груза. Никто против этого не возражает, это общемировая практика. Представители министерств могут принять такие изменения за два-три дня. Пользу они принесут огромную.

Фото на головний: заступник міністра доходів і зборів Віталій Науменко. Фото minrd.gov.ua

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: