Оценка имущества: хотели как лучше

Оценка имущества: хотели как лучше

Чем прежняя система оценки была неудобной для граждан? Что в этой системе меняется в лучшую сторону? Увы, пока ведущие лица Кабинета министров от ответов на эти вопросы уклоняются.
Среда, 21 августа 2013, 10:34
Виктор Кожевников, Открытый клуб независимых оценщиков

Изменения на рынке оценочной деятельности, которые планируется ввести в действие с 1 ноября 2013 года, приведут к массовой неразберихе и ступору рынка недвижимости.

Как известно, с 1 августа 2013 года в соответствие с постановлением Кабмина №231 оценку любого имущества для целей налогообложения должны были проводить только те компании, которые успеют к этому времени получить сертификат субъекта оценочной деятельности - СОД - по данному направлению.

Однако 1 августа 2013 года Кабмин перенес срок вступления в действие данной нормы на 1 ноября 2013 года.

Необходимость переноса была вызвана тем, что на 1 августа 2013 года таких компаний в Украине оказалось лишь 95.

Реклама:

В итоге появилась возможность проанализировать первые результаты влияния новых норм на рынок оценки.

Для начала следует обратить внимание на задачи, которые правительство хотело решить, вводя новые правила оценивания. Минюст определил их так.

1. Повышение качества оценочных услуг.

2. Создание удобной для граждан системы оценки.

3. Усиление контроля государства в сфере оценки.

4. Демонополизация рынка и снижение стоимости услуг по оценке.

5. Решение проблемы доступа к профессии "оценщик", благодаря чему должен увеличиться уровень конкуренции на рынке оценочных услуг.

Сегодня, через четыре месяца после вступления в действие постановления 231, можно подвести предварительные итоги: какие задачи были решены, а какие нет.

1. Повышение качества оценочных услуг.

Чтобы определить, повысилось ли качество услуг, нужно проанализировать, где качество услуг, предоставляемых на протяжении 20 лет 3 500 субъектами оценочной деятельности, не соответствовало требованиям закона об оценке имущества, международных и национальных стандартов оценки.

Также необходимо услышать мнение руководства Фонда госимущества о том, в чем именно качество субъектов оценочной деятельности, проводивших оценку, не соответствовало нормам качества, и какие действия на протяжении этих 20 лет предпринимало руководство ФГИ для повышения качества услуг.

Только после такого отчета фонда можно было бы говорить о необходимости повышения качества оценки. Вполне возможно, что для такого повышения достаточно было бы поменять руководящий состав ФГИ, который, судя по всему, с возложенными на него функциями не справляется.

Главная примета украинских государственных контор по предоставлению услуг
гражданам - очереди. Фото ukurier.gov.ua

2.Создание удобной для граждан системы оценки.

До вступления в силу постановления 231 представительства СОД были в большинстве населенных пунктов. Это позволяло сделать оценку без хлопот.

Требование об обязательном осмотре объекта оценки позволяло более точно идентифицировать объект. При этом заказать оценку можно было по телефону.

Особо востребованным такой вид услуг был среди лиц с ограниченными физическими возможностями: они получали возможность получить услугу по оценке их имущества без дополнительной оплаты.

Новый порядок оценки отменяет обязательный выезд оценщика для осмотра объекта. Это приведет к необходимости доплачивать за вызов специалиста.

В первую очередь, от такого нововведения пострадают пожилые люди, которым трудно посещать оценочные компании. Такие граждане не умеют пользоваться компьютером и не смогут сделать заказ через интернет.

Чем прежняя система оценки была неудобной для граждан? Что в этой системе меняется в лучшую сторону? Увы, пока от ответов на эти вопросы ведущие лица Кабинета министров уклоняются.

3.Усиление контроля государства.

На данном этапе сложно говорить о государстве. Можно только отметить усиление контроля со стороны конкретных чиновников.

Если считать, что чиновник - это государство, тогда можно констатировать: предлагаемые нововведения полностью выполняют данную задачу.

Однако здесь следует отметить, что по закону о предотвращении коррупции понятие "чиновник" не тождественно понятию "государство". Таким образом, если следовать букве закона, то и данную задачу нововведения не решают.

4. Демонополизация рынка и снижение стоимости услуг.

Ранее услуги по оценке в Украине оказывали 3 500 субъектов. Согласно заявлениям ФГИ рынку оценки хватит 350-400 СОД.

То есть пока Кабмин не занялся "демонополизацией", в секторе работали и создавали конкурентные условия в десять раз больше субъектов, чем, по мнению ФГИ, достаточно для страны. Очевидно, что никакой потребности в демонополизации не было.

Новая руководитель Минюста Елена Лукаш предложила перенести дату начала действия нового порядка оценки недвижимости для целей налогообложения. Фото "Фокус"

Результат получился совсем другим, чем предполагали инициаторы изменений. Вместо демонополизации получила монопольное положение сотня компаний, принадлежащих, по некоторым данным, одним и тем же лицам. Стоимость услуг почти удвоилась, срок выполнения работ вырос с двух дней до двух недель.

5. Решение проблемы доступа к профессии "оценщик".

Отсутствие статистических данных и аналитических материалов не позволяет объективно оценить потребности Украины в количестве оценщиков. Известно лишь, что еще до принятия постановления №231 в интернете встречалось немало объявлений о поиске работы сертифицированными оценщиками.

Это говорит о преобладании количества оценщиков над количеством рабочих мест в оценочных компаниях. Другими словами, никаких предпосылок для облегчения доступа в профессию и обучения новых оценщиков не было.

Таким образом, данное постановление не решает ни одной задачи, для выполнения которых оно было принято. Более того, в большинстве случаев результат получился прямо противоположным.

Фото на главной: многолетнего министра юстиции Александра Лавриновича, освобожденного от этой должности в июле 2013 года, не раз критиковали за непродуманные новации. Фото telegraf.com.ua

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: