"Экономическая правда" приглашает на конференцию "Восстановление Украины: почему не следует откладывать до победы"

Латифундисты или крестьяне

Латифундисты или крестьяне

Бог обделил Украину нефтью и газом, но дал землю. Однако земля любит деньги. Если и давать их из бюджета, то лучше крупному бизнесу. Это позволит сделать Украину второй Канадой.
Среда, 15 мая 2013, 18:44
Александр Охрименко, экономист

Противоречивые мысли приходят в голову, когда анализируешь наше сельское хозяйство.

Результаты экспорта аграрной продукции и продуктов питания из Украины за 2012 год просто ошеломляют.

Неужели наше правительство и бизнес наконец-то поняли, что будущее Украины не за металлом и химией, а за продуктами питания?

Никто не призывает отказываться от ориентированной на экспорт металлургии, но Украине все сложнее и сложнее конкурировать на мировом рынке, да и цены на металл в последнее время не радуют.

Реклама:

А вот спрос на продукты питания и, самое главное, цены на них на мировом рынке растут.

Поэтому то, что Украина за 2012 год продала на экспорт аграрной продукции и продуктов питания почти на 18 млрд долл, это действительно успех.

По итогам 2012 года получился рост экспорта продуктов питания на 40% по сравнению с 2011 годом и более чем на 80% по сравнению с 2010 годом.

Теперь, как говорится, дело за малым: нужно закрепить и развить этот успех. Чтобы уровень продаж продуктов питания на экспорт довести до 20-30 млрд долл в год. Это возможно. Сегодня главные украинские экспортные аграрные товары - зерно, подсолнечное масло, мясо птицы и яйца.

Только-только украинские бизнесмены начали наращивать экспорт овощей, прежде всего, лука и моркови, но тут потенциал еще большой.

Кроме того, есть потенциал в направлении молочной продукции, свинины и даже фруктов и ягод. Хотя экспорт фруктов и выглядит сейчас сложно, с оглядкой на то, что большая часть фруктов у нас импортная. Однако все может измениться.

Помнится, Украина была главным потребителем "ножек Буша", а теперь Украина сама этими "ножками" заваливает Западную Европу.

Цель ясна, но при этом возникает вопрос: кто будет производить эту продукцию? Мировой опыт показывает, что обеспечить большие объемы производства и экспорт может только крупный аграрный бизнес - наши любимые латифундисты.

Однако в Украине сельскохозяйственным производством заняты не только латифундисты. Здесь много мелких производителей. Какова их роль?

Сейчас в Украине существует 4,5 млн аграрных домохозяйств, которым принадлежит около 16% всех сельскохозяйственных земель. В среднем на один двор приходится около 1,5 га, с учетом арендуемых ими наделов.

Мало для товарного производства. Хотя и много для настоящего аграрного производства. Эти домохозяйства имеют очень мало техники. В среднем на 20 домохозяйств приходится одна единица техники, как правило, старый трактор, который остался еще со времен СССР и давно требует замены.

Отсутствие денег для закупки удобрений и семян, слабая техническая оснащенность не позволяют крестьянам получать хорошие урожаи и тем более богатеть. Считается, что они ведут товарное сельхозпроизводство, но это не так.

Фото RFE/RL

Скорее, у них наполовину натуральное хозяйство, когда большая часть земли не обрабатывается или обрабатывается неэффективно. При этом их продукция нерентабельна, что делает само производство бессмысленным.

Это большая проблема украинской экономики. Правительство должно финансировать и поддерживать мелкие крестьянские хозяйства.

Причина тут не столько в экономике, сколько в социальной политике. Нельзя просто так оставить без внимания такое большое количество населения, которое занято сельскохозяйственным производством.

Опыт развитых стран показал, что для крупного бизнеса с его развитой технологией не нужно много рабочей силы. Это во времена СССР школьников и служащих гнали осенью убирать урожай, хотя это не спасало от товарного голода.

Теперь работа украинского аграрного бизнеса показывает, что работников нужно в разы меньше. Если исходить из опыта развитых стран, излишек свободной рабочей силы в сельском хозяйстве должен быть поглощен за счет строительства латифундистами предприятий по переработке продукции в сельской местности.

Однако это только планы. Хотя латифундисты в последнее время и занялись строительством предприятий по переработке продукции, но для этого нужны время и деньги. Пока же судьба крестьян в руках правительства и госбюджета.

Согласно Государственной программе активизации развития экономики на 2013-2014 годы, из госбюджета будет выделено 295 млн грн дотаций для доплат крестьянам, которые выращивают крупный рогатый скот.

Кроме того, правительство планирует выделять ежегодно по 130 млн грн на компенсацию затрат на покупку отечественной сельскохозяйственной техники для аграрных кооперативов. Идея правительства состоит в стимулировании создания кооперативов, чтобы объединять мелкие аграрные домохозяйства.

Можно сколько угодно восхищаться украинским селом, но мелкие производители - это анахронизм Украины. Это даже не 20 век, это 19 век, когда мелкий производитель со своей конячкой был эталоном аграрного производства. Сейчас на дворе 21 век, нужны другие подходы.

А что же правительство обещает крупному агробизнесу? Если оно сдержит свое слово, то это поможет не только латифундистам, но и труженикам села.

Согласно программе правительства, крупный бизнес должен получить госгарантии правительства на 1,8 млрд грн и прямые инвестиции в размере 710 млн грн в течение 2013-2014 годов.

Фото provolyn.com

За счет этих денег крупный бизнес сможет реконструировать старые предприятия и создать новые. В результате будет создано около 4 тыс рабочих мест, прежде всего, на животноводческих фермах и птицефабриках.

Около 475 млн грн Кабмин планирует дать на реконструкцию и строительство тепличных хозяйств, прежде всего, в Тернопольской и Львовской областях.

И еще раз госгарантии. В этот раз - в размере более 2 млрд грн для агробизнеса, который будет создавать и закладывать новые сады и виноградники, заниматься садоводством и виноделием.

Еще правительство обещает предоставить госгарантии на 2 млрд грн крупному бизнесу, занятому выращиванием и производством подсолнечного масла, чтобы на 20% увеличить его выпуск и обеспечить рост экспортных поставок.

Планы действительно интересные. Осталось только их реализовать. Сами по себе госгарантии - это еще не деньги. Чтобы заполучить реальные деньги для инвестиций в сельское хозяйство или в пищевую промышленность, нужно еще выпускать облигации под эти госгарантии, а потом их продавать на рынке.

С наличием госгарантий продать облигации проще, чем без них, но это тоже сложно в наших условиях.

В идеальном варианте, если уж и тратить деньги из госбюджета, то лучше на финансирование крупного аграрного производства. Это позволит сделать Украину второй Канадой. При всех мировых катаклизмах и кризисах люди во всем мире любят покушать, и грех этой особенностью не воспользоваться.

Бог обделил Украину нефтью и газом, но дал другое, не менее ценное благо - землю. Однако земля любит деньги и желательно большие деньги. Если правительство поможет крупному бизнесу сегодня, не придется в будущем тратить деньги из госбюджета на дотирование мелких хозяйств.

Сейчас без такой дотации не обойтись, но это, скорее, не развитие агробизнеса, а решение социальной проблемы. Деньги лучше вкладывать в бизнес, а не в консервирование проблемы на годы и века.

Пора забывать методы, которые хорошо работали в 19 веке. Нужно думать о 21 веке, где нет места любителям "поиграть с землей в сельское хозяйство".

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: