Фактор 3200: як в новому бюджеті закрили питання "мінімалки"

Фактор 3200: як в новому бюджеті закрили питання "мінімалки"

П'ятниця, 11 листопада 2016, 09:00 -
Херсонський комбайний завод. kmu.gov.ua
ЕП детально дослідила переписаний проект бюджету і з'ясувала, завдяки чому влада збирається перекрити витрати на мінімальну зарплату, які сягають 28 мільярдів гривень. (Рос.)

Минфин опубликовал проект бюджета на 2017 год в редакции ко второму чтению.

Соблюдение бюджетной процедуры — конек бюджетного процесса текущего года. До сих пор в предписанные законодательством сроки Минфину удавалось укладываться.

Сделать это вовремя не получилось  чиновники опоздали почти на неделю. Причина задержки — пересчет государственной сметы с учетом затрат на повышение минимальной зарплаты до 3 200 грн.

ЭП изучила переписанный проект бюджета и выяснила, за счет чего власти собираются перекрыть "дыру" в размере более 28 млрд грн.

Что изменилось

Всего на повышение зарплат нужно дополнительно 28,3 млрд грн. Минфин видит эти поступления в росте доходов от основных налогов (НДФЛ, единого соцвзноса, единого налога, НДС) и за счет увеличения фонда оплаты труда.

Помимо этого, Кабмин делает ставку на дополнительные поступления от дивидендов. На последнем заседании правительство приняло пакет законопроектов о реформе корпоративного управления в госкомпаниях и рассчитывает, что он обеспечит приток дивидендов из госсектора.

Еще один ожидаемый источник доходов 4 млрд грн дополнительных поступлений от Нацбанка. Правда, пока эта цифра не согласована с регулятором.

После пересчета показатели проекта бюджета по доходам изменились.

Показатель

Было

Стало

Разница

Доходы

706,3

  721,4

+15,1

НДФЛ

63,2

  68,7

+5,5

НДС с произв. в Украине товаров (с учетом возмещения)

82,3

  89,3

+7

Налог на прибыль

57,3

 54,3

-3*

Поступления от НБУ

41

  45

+4

Часть чистой прибыли от госпредприятий/дивиденды

17,4

  19

+1,6

*Логика такова: частный бизнес и госсектор будут нести затраты на повышение зарплат, поэтому ожидается уменьшение доходов от налога на прибыль.

Главное ожидание от повышении зарплат детенизация. Она должна увеличить поступления от единого социального взноса и сократить дефицит Пенсионного фонда. Последний поглощает десятки миллиардов бюджетных денег, и сокращение этих дотаций требование МВФ.

Пока на бумаге все сложилось: объем дотации из бюджета Пенсионному фонду сокращен со 156,1 млрд грн до 141,3 млрд грн. На практике — будет видно.

В целом же детенизация один из самых рисковых способов увеличить доходы. Вполне вероятно, что бизнес просто не выйдет из "тени", а будет искать новые лазейки, чтобы остаться в ней.

Бизнес может все: повысить "минималку" и сократить инвестиции, повысить "минималку" и уволить работников, повысить "минималку" и нанимать людей неофициально, сократить социальный пакет.

Еще один нюанс: сейчас оклады госслужащих привязаны к "минималке", и хотя Кабмин частично отвязывает их, остаются трудовые договора, в которых эта привязка обозначена. С этим тоже придется что-то делать.

Поправки повлияли на ставки

Вместе с проектом сметы правительство вносило в парламент два отдельных законопроекта поправок: в Бюджетный и Налоговый кодексы. Они также изменились ко второму чтению.

Какие тут основные новшества?

Во-первых, Кабмин пересмотрел отдельные виды штрафов, которые зависят от размера минимальной зарплаты.

Например, за неподачу плательщиком отчетности в рамках трансфертного ценообразования или за невключение в отчетность всех операций. Сейчас такой штраф составляет 300 минимальных зарплат, а будет 150.

Во-вторых, некоторые виды доходов, которые до определенного порога привязаны к "минималке", не будут облагаться подоходным налогом.

Речь о доходах от списания кредита или от продажи собственной сельхозпродукции. Также это касается налогообложения благотворительной помощи.

Минфин уменьшает пороговые значения по "льготным объемам" в два раза, сохраняя таким образом базу налогообложения по этим доходам на уровне 2016 года.

В-третьих, такой же подход применяется к ставке налога на недвижимость и к транспортному налогу. Если сейчас органы местного самоуправления вправе установить максимальный размер налога на недвижимость до 3% минимальной зарплаты, то в 2017 году этот порог снизится до 1,5%.

Транспортный налог будет взиматься с автомобилей среднерыночной стоимостью свыше 375 "минималок", а не 750, как сейчас. По такому же принципу пересматриваются и ставки сбора за парковку.

В-четвертых, ставки единого налога для первой группы плательщиков привязываются к размеру прожиточного минимума, а сейчас — к минимальной зарплате. Для второй группы в процентах к размеру "минималки", для третьей в процентах к доходу.

Эти изменения позволят избежать увеличения налоговой нагрузки.

Перекосы местных бюджетов

До последнего оставалось неясным, как "фактор 3200" скажется на местных бюджетах.

Сказался пока так: денег местным выделено больше, но есть риск, что их не хватит.

Так, медицинскую субвенцию увеличили до 55,7 млрд грн (+8,9 млрд грн), субвенцию на образование до 52,6 млрд грн (+10,7 млрд грн). Дополнительно бюджеты разных уровней получат также доход от подоходного налога.

Загвоздка в том, что за счет субвенций финансируются в основном зарплаты учителям и медикам.

За последние два года децентрализации на города спускались различные обязательства по содержанию детсадов, учреждений культуры и спорта. В этом же списке — и расходы на непедагогический персонал (уборщицы, нянечки). В учебном учреждении таких людей может быть до 25%. Их города должны содержать за счет собственных средств.

Именно на эти статьи расходов средств может не хватить.

По предварительным данным городов, которые есть в распоряжении ЭП, в некоторых случаях нагрузка по расходам из-за "фактора 3200" в три, а то и больше раз превышает ожидаемые доходы.

Уже сейчас риск таких перекосов заметен по информации из Чернигова, Черкасс, Харькова, Запорожья, Николаева.

Остаются нерешенными и другие вопросы, связанные с местными бюджетами.

Как говорится в выводах Ассоциации городов Украины, в редакции проекта бюджета ко второму чтению Минфин не предусмотрел отдельной субвенции для финансирования льгот на перевозки.

Проблемой для городских бюджетов может стать и то, что они не попали в список получателей дополнительной субвенции на содержание учреждений образования и медицины (14,9 млрд грн) наравне с областными, районными бюджетами и бюджетами объединенных общин.

Логика АГУ такова: именно в городах находится наибольшее количество бюджетных учреждений и персонала, которому правительство пообещало повысить "минималку".

Подспорьем для городов служит и поручение премьера, в котором говорилось, что дотация должна распределяться "между бюджетами, которые имеют прямые межбюджетные отношения с госбюджетом". Суть в том, что субвенция должна распространятьсяна и на городские бюджеты.

Потрясти Нацбанк

На подготовку ко второму чтению проект бюджета отправился в Минфин вместе со списком депутатских пожеланий это дополнительные 2,8 млрд грн расходов.

Просто так отказаться от депутатских пожеланий нельзя. Минфин их фильтровал с оглядкой на то, будет ли потом поддержка за бюджет в зале.

Многие поправки министерство одобрило, даже самые неожиданные. Например, оно согласилось с предложением депутатов увеличить в 2017 году отчисления от НБУ на 4 млрд грн до 45 млрд грн.

Ранее Минфин проводил консультации с регулятором о сумме перечислений. Переговоры были сложными. Минфин уверял, что 41 млрд грн это максимум, который возможен.

Чтобы отчислить больше, Нацбанку нужно менять требования к формированию резервов под свои обязательства. Сейчас этот показатель составляет 10% денежно-кредитных обязательств центробанка.

В НБУ объясняют ситуацию так.

"На основании отчетности за десять месяцев НБУ уточнил прогноз прибыли к перечислению в бюджет-2017. Это сумма 35,5 млрд грн. НБУ уведомил об этом Минфин своим письмом от 3 ноября", сообщили ЭП в пресс-службе Нацбанка.

Что касается цифры 45 млрд грн, то в НБУ уверяют: такое предложение с ними не обсуждалось.

Возможно, дело в том, что требование об увеличении суммы отчислений Нацбанком исходит не от Минфина. Это депутатская поправка, которая сулит дополнительный доход, но она не особо противоречит философии министерства.

Зачем отказываться? Пока можно принять, а потом — смотреть по ситуации. Тем более, что пока эта цифра подлежит обсуждению.

Финальная оценка возможностей Нацбанка будет ясна тогда, когда появится аудированная отчетность о работе регулятора по итогам 2016 года. Она будет зависеть от многих факторов, в том числе — от кредитных обязательств Нацбанка, обменного курса и качества активов.

Расходы растут

После доработки проекта сметы расходы тоже изменились.

Так, министерство готово увеличить расходы Верховной Рады на законотворческую деятельность на 113 млн грн, генпрокуратуры на 350 млн грн, львиная доля суммы пойдет на оплату труда.

Еще 350 млн грн пойдет на строительство дороги Днепропетровск-Решетиловка, 250 млн грн на мост в Запорожье, 300 млн грн на закупку оборудования для таможенного контроля.

Однако больше всех повезло Национальной академии медицинских наук, которая получит дополнительно 817 млн грн на оплату медуслуг, которые будут предоставлять ее клиники.

Финансирования последней статьи  больная мозоль для Минфина. Изначально в министерстве планировали перевести академию на режим "самообеспечения". Однако на защиту "науки" стало много депутатов, в том числе Юлия Тимошенко, которая предлагала увеличить расходы на 2,2 млрд грн.

У депутатов Константина Ищейкина, Сергея Рудыка (оба БПП), Александра Горбунова ("Народный фронт"), Игоря Молотка ("Воля народа") ожидания были более скромными 1,2 млрд грн.

Всех переплюнул парламентский комитет по вопросам здравоохранения, который просил добавить академии 4,4 млрд грн. Похожие правки предлагали и другие депутаты.

"Это наше компромиссное решение. Будем закупать услуги, а не платить за содержание академии. Это позволит повысить эффективность использования этих денег. Будем платить за лечение, а не за энергоносители", объяснил ЭП логику решения собеседник из Минфина.

* * *

Сейчас над новой редакцией проекта бюджета работают в комитете. 16 ноября депутаты планируют рассмотреть документ на комитете. По процедуре во втором чтении проект бюджета должен быть принят 18 ноября.

Реклама:
powered by lun.ua
Авторизуйтесь щоб писати коментарі
Коментатори, які допускатимуть у своїх коментарях образи щодо інших учасників дискусії, будуть забанені модератором без додаткових попереджень та пояснень. Також дані про таких користувачів можуть бути передані до МВС, якщо від органів внутрішніх справ надійшов відповідний запит. У коментарі заборонено додавати лінки та рекламні повідомлення
IP: 193.238.98.---ramusus14.11.2016 12:02
цю статтю невірно переклали на російську мову, для українців є інший текст.
IP: 156.17.161.---Ruslan Tykhoniuk13.11.2016 00:30
Слухайте, та ви вже просто знущаєтесь. Де українська мова? Невже не можна найняти людину, що оцю всю писанину буде перекладати на нашу рідну мову?
IP: 193.169.125.---Михайло Шихов12.11.2016 14:06
Ігор Семеннюк:
Та вони навіть не знають, що вже немає такого міста, як Дніпропетровськ.
IP: 46.172.145.---vovan987012.11.2016 11:19
По податку на нерухоме чомусь не взяли приклад з Росії, як завжди, таки не хочуть наші олігархи нічого платити за своє елітне майно. Росія прийде до Європи швидше. А по мін. з/п все правильно - кому потрібен бізнес, який платить найманим $50 на місяць?
IP: 176.36.197.---11.11.2016 16:50
И не слова о ЕСВ! Если "средняя" компания просто "уволит" часть своих сотрудников, то мне и многим другим ФОПникам деваться некуда! Будем платить. В два раза больше. У власти лгуны!
Усі коментарі