Фінансова піраміда уряду

Фінансова піраміда уряду

Четвер, 6 червня 2013, 23:29 -
Фото depo.ua
Центральна влада витрачає гроші регіонів і державних підприємств. Попросту, вона не соромлячись лазить в чужу кишеню. Ця згубна традиція зародилася це ще в часи Юлії Тимошенко, але зараз вона стала обов'язковою. На 1 січня 2013-го Пенсійний фонд заборгував Казначейству 49 млрд грн, а кредиторська заборгованість по місцевим та державному бюджетах перевищує 4 млрд грн (рос.)

Слово "секвестр" (вынужденное уменьшение доходов и расходов бюджета – ЭП) в качестве горькой шутки все чаще звучит в стенах правительства и Министерства финансов.

Правительство предоставляет все новые льготы, а первый вице-премьер Сергей Арбузов раздает щедрые обещания помочь отраслям, которые прописаны в составленной им Программе активизации экономики.

Параллельно, он готовит механизм освоения государственных гарантий на миллиарды гривен, и, вероятнее всего, уже близок к запуску так называемой "вексельной схемы". Суть последней состоит в том, чтобы обладать эксклюзивным правом скупать векселя, которыми будет рассчитываться Министерство финансов по бюджетным долгам. Причем, дисконты при монопольной скупке, по некоторым оценкам, могут достигать 80%.

На самом деле, Арбузову стоило бы задуматься не о новых финансовых схемах, а о том, что делать с уже существующими гигантскими проблемами.

Реклама:

Удивительно, что именно первого вице-премьера назначили ответственным за борьбу с финансовыми пирамидами. Ведь самая крупная пирамида в стране возникла при его непосредственном участии. Именно Арбузов несет ответственность за деятельность финансово-экономический блок правительства уже последние три года - еще с тех пор, когда он возглавлял Национальный банк.

Как сообщает Государственная казначейская служба, по итогам мая 2013 года в общий фонд госбюджета удалось привлечь 26,5 млрд грн, что почти на 2 млрд грн меньше, нежели за аналогичный период прошлого года. Рецессия экономики и невозможность выполнять завышенные показатели бюджета вызывают недостаток средств. Дефицит вынуждает правительство не только искать дополнительные источники поступлений в госбюджет за счет заимствований, но и сокращать текущие расходы.

Сергей Арбузов. Фото Кабмин

Одна из серьёзных проблем, слабо заметная в столице, но ощутимая на местах – центральная власть тратит деньги регионов и государственных предприятий. Попросту, она не стесняясь лазит в чужой карман. Эта пагубная традиция зародилась это еще во времена Юлии Тимошенко, но сейчас она стала обязательной.

Социальные расходы правительства на протяжение долгого периода продолжают финансироваться за счет изъятия средств у местных бюджетов и организаций, которые являются клиентами Госказначейства.

"Речь идет об известной проблеме, когда казначейская служба приостанавливает платежи по всех расходам, кроме защищенных, фактически оставляя без денег местные бюджеты. Это деньги по праву принадлежащие органам местного самоуправления, которые правительство фактически изымает для финансирования текущих социальных расходов госбюджета", - рассказывает "ЭП" вице-президент Ассоциации городов Мирослав Питцык.

Такой подход к бюджетированию напоминает финансовую пирамиду: одни долги погашаются за счет других, и так далее, до бесконечности. При этом регионы теряют стимулы к заработку, поскольку средства, привлеченные силами региональной власти за счет местных налогов и сборов, идут, по сути, на погашение задолженности центральной власти.

Иными словами, пенсионеры получают пенсии, а бюджетники — зарплаты и пособия за счет рыночного сбора и поступлений от платы за аренду коммунальной собственности.

"Не секрет, что пенсии выплачиваются из трех источников. Первый – собственные поступления Пенсионного фонда за счет отчислений единого социального взноса. Второй источник – дотации правительства, ежегодно предусмотренные госбюджетом. А третий, о чем власть умалчивает - выдача займов с единого казначейского счета Пенсионному фонду.

Так вот на 1 января 2013-го года Пенсионный фонд задолжал казначейству 49 млрд грн", - рассказала ЭП экс-глава Госказначейства, а ныне член бюджетного комитета Верховной Рады, депутат фракции "Батькивщина" Татьяна Слюз.

Такой механизм кредитования Пенсионного фонда разрешен законодательством. "Но он же является и ловушкой для самой же власти. Иногда казначейство, управляя государственными средствами, может давать временные кредиты Пенсионному фонду на погашение кассового разрыва.

Фото из facebook

Деньги же не пахнут, и когда нужно выплачивать пенсии – без разницы, что является источником поступлений. В принципе, ничего страшного в этом нет, но лишь при условии, что деньги возвращают. А у ПФ с этим большие проблемы", - в свою очередь рассказывает бывший исполняющий обязанности главы бюджетного комитета Верховной Рады Валерий Асадчев.

Задолженность тянется и увеличивается еще с позапрошлого года, и четкую цифру официально "замороженных" на счетах Казначейства денег правительство не обнародует.

"По моим данным, сегодня на счетах казначейской службы заблокирована сумма, превышающая 4 млрд грн – деньги, принадлежащие местному самоуправлению, которыми Минфин перекрывает кассовые разрывы.

В порядке приоритета всегда финансируются только защищенные статьи – заработная плата и оплата за энергоносители. Все остальное, а это – финансирование ЖКХ, ремонт и обслуживание дорог, благоустройство, капитальные расходы, ремонт школ, заведений охраны здоровья, культура, уборка города, вывоз мусора, обслуживание бюджетных учреждений – финансирование по которым происходит по незащищенным статьям, но из средств местных бюджетов – не финансируются", - рассказывает ЭП глава подкомитета по вопросам бюджетной поддержки регионального развития комитета Верховной Рады по вопросам бюджета Олег Канивец.

По его словам, финансирование происходит в ручном режиме, мэры городов, главы сельских советов вынуждены обращаться в коммерческие банки и оформлять краткосрочные займы хотя бы для того, чтобы заправлять бензином машины для уборки мусора.

Фото из facebook

Тайна казначейского двора

В том числе об этом депутаты пытались поговорить на одном из последних заседаний бюджетного комитета Верховной Рады, куда с докладом по бюджету 2012-го года пришел первый заместитель главы казначейской службы Александр Даневич (его шеф – Сергей Харченко в очередной раз уехал в отпуск. - ЭП).

Сам отчет был мало кому интересен. Даневич монотонно зачитывал сложный доклад с унылой цифирью за прошлый год. Депутаты зевали, переписывались смс-ками друг с другом, и оживились лишь на этапе вопросов к казначею.

С третьей попытки им все-таки удалось выяснить официальную сумму "замороженных" на счетах казначейства средств. По словам Даневича, речь идет о 1,1 млрд грн - сумма непогашенной кредиторской задолженности по платежам только 2012-го года.

"Мне эта цифра кажется слишком заниженной. Думаю, речь идет о сумме в пять раз больше. Но меня волнует другой вопрос. Анализируя отчет о выполнении госбюджета за 2012-ый год, становится ясно, что в бюджете есть большая дебиторская задолженность. Это означает, что была проведена предыдущая оплата за предоставленные товары и услуги, не использованная на первое января, а это - более 4 млрд грн", - говорит Слюз.

Она подчеркивает, что актуальной остается проблема большой кредиторской задолженности как по местным, так и по государственному бюджету – недоимка превышает 4 млрд грн.

"Выходит, одних распорядителей средств мы дотируем, а по другим, там где мы должны проводить большие бюджетные расходы, эти расходы вообще не проплачиваются", - говорит Слюз.

Фото из facebook

Валерий Асадчев приводит пример, хорошо иллюстрирующий эту проблему.

"Не так давно в должности губернатора Полтавской области я хотел провести ремонт полтавского областного оперного театра. Мы спланировали все четко, сохранив на счетах достаточную сумму - около 10 млн грн, - чтобы закончить ремонт, начатый в прошлом. Строители, которые делают эту работу, понимают, что нельзя прерывать цикл ремонтных работ. А я знаю, что на счету достаточно средств, чтобы рассчитаться за их работу. Но в какой-то момент деньги замораживают и не отдают. Таким образом, возникает моя задолженность перед строителями", - рассказывает Асадчев.

Олег Канивец, в свою очередь, в качестве примера вспоминает историю Дулибы - села Стрийского района Львовской области. Местная община этого населенного пункта долгое время не могла воспользоваться собственными средствами для обеспечения жителей села водой.

"Дулибы - большое небедное село, где размещено несколько крупных предприятий, в том числе и "Галэнергобудпром". Жители села живут в домах, которые обеспечены водой от этого предприятия, и фактически пользуются ею незаконно. Когда-то эти дома были ведомственными, водоотвод существует еще с советских времен.

Сегодня происходит процесс узаконивания водоотвода, устанавливается водонапорная башня для жителей села и прочее. Речь идет о 97 тыс грн необходимых инвестиций для реализации проекта, которые село заработало, и которые я четыре месяца пытался вывести из Казначейства", - рассказывает Канивец.

Таких примеров по всей стране - тысячи. Пусть статистика казначейства и не доступна для обывателей, но в распоряжение "ЭП" попала небольшая сводная таблица, хотя бы поверхностно иллюстрирующая глубину и порядок проблем в некоторых регионах.

Состояние казначейского обслуживания местных бюджетов по состоянию на начало июня 2013 года

Таблица неполная, и не отображает всю ситуацию по стране. Однако в отсутствие другой информации она позволяет сделать хотя бы какие-то выводы о ситуации в бюджетных финансах.

В целом, по состоянию на 7 мая на счетах казначейской службы "зависло" около полутора миллиарда гривен средств местных бюджетов. А с учетом задолженности, тянущейся с 2012 года, речь идет о "замороженных" 1,6 млрд грн, что в целом практически совпадает с порядком цифр, названный Даневичем.

"Наверняка сумма задолженности намного больше. Во-первых, местных бюджетов намного больше, нежели приведены в этой таблице, их более 12 тысяч", - рассказывает эксперт аналитического центра Ассоциации городов Украины Александр Слобожан.

Некоторые региональные руководители не знают, куда жаловаться, если Казначейство блокирует счета. А некоторые умышленно не афишируют свои проблемы, чтобы не ссориться с центральной властью, понимая, что текущий 2013 год – не последний бюджетный.

"Кроме того, ведь по-разному можно подходить к определению "блокирование" или "заморозка" счетов. Бывают случаи, когда деньги "зашли" и "зависли", а чиновники Казначейства не хотят регистрировать эту задолженность как кредиторскую, и просят переделать платежки.

Увеличение "кредиторки" - негативный показатель работы в данном случае Казначейства. А бывают и другие случаи - например, с начислением процентов по депозитам. Органы местного самоуправления, имея свободные деньги, размещают их в коммерческом банке, а потом пытаются вывести основную сумму для финансирования различных расходов по незащищённым статьям. Но эти деньги вместе с процентами, опять же, блокируются казначейством - ЭП", - рассказывает Слобожан.

Решить эту проблему можно было бы в пятницу 7 июня, когда Верховная Рада должна была вынести на голосование отчет правительства о выполнении госбюджета за 2012 год, а также бюджетную резолюцию на 2014 год.

Фото из facebook

В ходе одного из последних заседаний бюджетного комитета депутаты попытались использовать отчет и резолюции как разменную монету в торге с Минфином, и выставить правительству ультиматум: отчет госбюджета-2012 в обмен на обязательства Министерства финансов в течение двух месяцев погасить задолженность казначейства перед местными бюджетами.

Развернулась дискуссия, в основном между депутатами-мажоритарщиками и первым заместителем министра финансов Анатолием Мярковским. Последний пришел на комитет отчитываться по бюджету вместо министра Юрия Колобова, который обычно сопровождает Виктора Януковича в многочисленных рабочих поездках.

Мярковский выкручивался как мог, но так и не позволил депутатам "зафиксировать" жесткую формулировку обязательства Минфина в четкие сроки погасить долги. Он добился абстрактного обещания – "вжити заходів".

"Таким образом Мярковский избежал юридической ответственности", - подчеркнула первый заместитель главы бюджетного комитета, член фракции КПУ Оксана Калетник.

К этому вопросу можно вернуться в зале Верховной Рады, куда, к слову, для отчета должен прийти министр финансов Юрий Колобов. Многие, опрошенные "ЭП" политики и финансисты надеются, что это таки произойдет. Если, конечно, оппозиция в очередной раз не заблокирует трибуну парламента, требуя выступления президента.

Пока же Татьяна Слюз предлагает разработать план-график погашения долгов с условным дедлайном до осени.

Валерий Асадчев считает, что это не поможет. Опираясь на собственный опыт, он рекомендует местной власти судиться с Казначейством.

"У Казначейства нет права использовать чужие деньги. Точно так же, как у них нет права залезть в ваш личный карман и забрать средства. Если законодательство не действует, остается подавать в суд на правительство.

Но многие понимают, что суд сегодня выльется большими проблемами уже завтра, так как в следующем году бунтующего местного руководителя ограничат в каких-то капитальных расходах", - объясняет Асадчев, почему большинство местных властей все таки не решится идти на открытый конфликт с правительством.

Именно с правительством, потому что совершенно очевидно, что Госказначейство – орган совершенно зависимый от позиции Минфина, а Минфин полностью зависит от указаний профильного вице-премьера и премьер-министра. В данном случае, Сергея Арбузова и Николая Азарова. Они же, в свою очередь, сегодня является лишь продолжением воли Виктора Януковича.

Четыре укранских президента. Фото из facebook

Таким образом, просчеты в государственном управлении на самом высоком уровне напрямую выливаются в недостаток денег у вполне конкретных сел и городов.

Пока что нет ни одного признака того, что Янукович, Азаров и Арбузов откажутся от подобной линии поведения. Центральная власть и дальше продолжит безнаказанно тратить деньги, ей не принадлежащие. Придется еще на пару лет забыть о ремонте школ и больниц.

Реклама: