Що приховує від народу приватизатор Рябченко

Що приховує від народу приватизатор Рябченко

Середа, 10 жовтня 2012, 15:06 -
Придворні олігархи і вищі чиновники використовують роздержавлення не для підвищення ефективності та конкурентоспроможності економіки, а для пограбування суспільства і збільшення своїх активів. (Рос.)

Недавно председатель Фонда госимущества Александр Рябченко, назначенный, как утверждает пресса, на эту должность по квоте парламентской фракции КПУ, заявил, что приватизации "Нафтогаза Украины" в ближайшем будущем не будет.

По словам чиновника, акционирование, которое сейчас проводится согласно принятому в марте закону, это не предусматривает.

Данное заявление прозвучало в то время, когда в многочисленных предвыборных телевизионных роликах и на уличных билбордах коммунисты обещают возвратить в госсобственность украденные олигархами стратегические предприятия.

Это с одной стороны. А с другой - их якобы ставленник Рябченко стахановскими методами помогает олигархам за бесценок прикарманить остатки ликвидного государственного имущества.

Реклама:

Однако лицемерность утверждений чиновника состоит не только в этом. Рябченко как доктор экономических наук, профессор, человек, который начал профессионально заниматься приватизацией с 1998 года, не может не знать: наряду с официальной приватизацией существуют и теневые ее формы.

На эту тему еще в 2002 году по заказу ФГИ было проведено специальное исследование. Автор статьи, будучи советником главы фонда, руководил им. Соответствующий отчет до сих пор хранится в архиве ведомства Рябченко.

Чтобы понять, о чем идет речь, необходимо углубиться в теорию - разобраться, чем термин "приватизация" отличается от термина "разгосударствление".

Теория "дерибана"

Оба эти понятия нередко отождествляются, однако по своему содержанию они различны, что заставляет определить границы применения каждого из них. В литературе встречаются самые различные их трактовки.

Многие западные ученые, исследуя приватизацию, под объектом изучения понимают ту или иную сферу производственно-хозяйственной деятельности, в которой ответственность за обеспечение производства товаров и услуг переходит от государства к частному сектору.

Разгосударствление определяется как комплекс мероприятий, направленных на преобразование размера, части и принципов деятельности госсектора.

При этом понятие приватизации получает двоякое толкование. В широком смысле это один из аспектов реформирования государственного сектора с абсолютным или относительным сокращением его размера. В узком смысле - это полный или частичный переход предприятия из государственного в частное владение.

Нужно сказать, что наряду с традиционным пониманием приватизации как процесса передачи государством объектов и определенных видов деятельности в частную собственность, существует более масштабная трактовка.

Фото unn.com.ua

Согласно ей данным понятием охватывается и приватизация любого монопольного права, завоевание определенного сегмента рынка или даже возникновение новых форм предложения товаров и услуг.

Если отвлечься от теоретических мудрствований, то понятия "разгосударствление" и "приватизация" можно соотнести как целое и часть.

При этом если первое определить как изменение системы государственного управления экономикой, создание условий для развития рыночных отношений, то второе - как разгосударствление через замену собственника имущества.

Оба этих процесса одинаково направлены на реформирование экономики с целью вывода ее из кризиса и дальнейшего подъема.

Формы разгосударствления

Все многообразие форм разгосударствления экономики Украины можно классифицировать по трем основаниям: родам, образующим их видам и типам.

По основанию "рода" различают разгосударствление со сменой собственника и разгосударствление без изменения типа собственности.

К первому роду разгосударствления относятся следующие формы.

1. Приватизация

2. Отчуждение имущества предприятия через продажу на конкурентной основе.

3. Банкротство госпредприятий.

4. Реструктуризация госпредприятий.

5. Отчуждение залогового имущества при невозврате кредитов и неуплате долгов по налогам.

6. Корпоратизация, акционирование предприятий и проведение повторной эмиссии их акций.

Три керівники Фонду держмайна: колишні - Олександр Бондар (ліворуч) і Михайло Чечетов (праворуч) та нинішній - Олександр Рябченко

Разгосударствление второго рода, не связанное с изменением типа собственности, проводится по таким моделям: с использованием государственной собственности с использованием государственных финансовых средств.

Разгосударствление по первой модели может осуществляться в таких формах.

1. Коммерциализация объединений государственных предприятий торговли, общепита и бытового обслуживания.

2. Аренда, лизинг, концессия.

3. Передача госсобственности в управление коммерческим структурам.

4. Санация государственных предприятий коммерческими структурами.

5. Создание смешанных хозяйственных обществ и совместных предприятий с иностранным капиталом.

6. Создание холдинговых компаний на базе государственных предприятий.

7. Создание промышленно-финансовых групп с участием государственных предприятий, организаций и банков.

8. Занижение оценочной стоимости приватизируемых госпредприятий.

9. Досрочное закрытие невыполненных инвестиционных обязательств проданными на приватизационных конкурсах предприятиями.

Разгосударствление по второй модели может проводиться в следующих формах.

1. Невыплата дивидендов государству в акционерных обществах на его пакет.

2. Проведение государственных экспериментов по введению льготного налогообложения предприятий, например, в горно-металлургическом комплексе.

3. Создание и деятельность свободных экономических зон, предполагающее существенные льготы в налогообложении их субъектов хозяйствования.

4. Наложение на госпредприятия антимонопольных ограничений по ценообразованию.

5. Списание налоговой задолженности с негосударственных предприятий.

6. Теневые схемы ухода от налогов путем использования конвертационных центров.

Фото lingvoforum.net

Процесс разгосударствления можно разделить на два типа.

1. Процесс, проводимый на основе существующей законодательной базы.

2. Процесс, проводимый с нарушением законов: теневые схемы ухода от налогов путем конвертации денег в целях увеличения реальных затрат предприятия.

Особенности разгосударствления

Хотя виды и типы разгосударствления в развитых странах и в Украине по форме одинаковы, однако по своей сути они принципиально различаются.

В развитых странах целями разгосударствления являются реформирование экономических отношений между товаропроизводителями, повышение эффективности производства, рост его результатов, оживление деловой активности, устранение бесхозяйственности, коррупции, "теневой" экономики.

В конечном счете, достижение указанных целей означает изменение всей концепции организации экономической жизни, ее демократизацию.

Еще одной задачей разгосударствления является преобразование предприятий в конкурирующих производителей, которые без указаний государственных органов определяют, что изготовлять, кому и по какой цене продавать.

Согласно такому подходу процесс разгосударствления включает следующее.

1. Преобразование всей системы отношений собственности, преодоление социально-экономической монополии государства на базе преобразования государственной собственности.

2. Замену административно организованных хозяйственных связей рыночными отношениями, становление рыночного хозяйства.

3. Преобразование трудовых отношений на основе утверждения разнообразия их форм, появление которых обусловлено плюрализмом форм собственности и возможности выбора сфер приложения труда вместо безальтернативного государственного найма.

4. Переход от системы государственного нормирования зарплаты и регламентирования общественного фонда потребления к многоканальному формированию доходов.

5. Демонтаж административно-ведомственного управления, переход к экономическому регулированию через влияние на рыночные связи, становление разумной системы налоговых отношений.

6. Создание системы акционерной формы хозяйствования.

Фото investgazeta.net

По сравнению с полноценными рыночными экономиками западных стран процессы разгосударствления в Украине имеют два принципиальных отличия.

Во-первых, в принятой в январе 2012 года Программе приватизации фактически легализированы коррупционные схемы продажи госсобственности, которые ранее находились вне правового поля.

Во-вторых, украинские придворные олигархи и высшие чиновники благодаря пособничеству власти используют разгосударствление не для повышения эффективности и конкурентоспособности национальной экономики, а для ограбления общества и увеличения своих материальных и финансовых активов.

Володимир Ларцев, екс-радник голови Фонду держмайна

Далі буде. У другій частині - приклади використання форм роздержавлення власності в клептократичних цілях.

Реклама: