Про WhatsApp Яна Кума і рабство фастівчан

Про WhatsApp Яна Кума і рабство фастівчан

Україна завжди славилася тим, що вміла народжувати талановитих людей, здатних змінювати світ, але при цьому ніколи не вміла утримувати їх у країні. (Рос.)
Понеділок, 27 лютого 2017, 13:07
керівний партнер Creative Quarter

Стал свидетелем диалога двух жителей Фастова, которые сетовали, что Ян Кум — не патриот. Мог бы и вспомнить родные пенаты и помочь. Финансово, понятно.

А то уехал и забыл родной город, который когда-то его вскормил, вспоил, образовал и в путь благословил.

41-летний Ян Кум создал мессенджер WhatsApp и спустя пять лет продал его Facebook за 19 млрд долл.

Он вырос в Фастове Киевской области в обычной советско-еврейской семье. В 1992 году, в 16 лет, с матерью и бабушкой эмигрировал в США, в Маунтин-Вью.

Семья жила бедно. Ян Кум параллельно с учебой работал уборщиком и искал работу, рассылая свои резюме. Через какой-то период он получил приглашение на работу в Yahoo, ради которой бросил университет.

В Yahoo Ян встретил будущих инвесторов WhatsApp. В ноябре 2014 года, месяц спустя после сделки, Ян пожертвовал миллион долларов проекту FreeBSD, что стало крупнейшим в истории FreeBSD пожертвованием.

Соответственно, у жителей Фастова вполне логичный для наших времен вопрос: почему какому-то FreeBSD отломилось, а Фастову — нет?

Мой вариант ответа: Украина всегда славилась тем, что умела рожать талантливых людей, способных впоследствии менять мир, но при этом никогда не умела удерживать их в стране. Вернее наоборот: делала все, чтобы они побыстрее "свалили", и они "валили", большинство — навсегда.

Люди уезжали в поисках поддержки, признания и лучшей доли. В поисках шансов и социальных лифтов для себя и для детей. Это — история многих.

А что за эти 25 лет произошло в Фастове?

Возможно, средняя школа, в которой учился Ян Кум, начала стратегическую трансформацию в центр образовательных инноваций? В Фастове появился крупнейший в Восточной Европе технологический университет?

Превратился ли Фастов в современный украинский Стэнфорд? Повлияла ли история Кума на менталитет фастовчан? Стали ли жители Фастова летом реже ходить без футболок и пивом в руке по центральной улице города?

Стало ли больше Янов и Ян, родившихся после того, как история парня, продавшего Фейсбуку свой стартап за 19 млрд долл, стала публичной? Назвали ли в честь Кума улицу, на которой он жил? А может быть, библиотеку?

Мир уже давно другой. Современная концепция прав человека основывается на том, что права и свободы человека не дарованы ему ни богом, ни государством, поэтому их называют естественными правами человека.

Человек не обязан никакой высшей, сакральной (божественной) или светской (государственной) власти за свои права. Он не должен воздавать хвалу и быть в вечном долгу за то, что его наделили правами и свободами.

Достоинство человека несовместимо с рабской благодарностью за то, что ему, человеку, позволили воспользоваться крохами его же прав и свобод. Они принадлежат ему уже в силу того, что он — человек.

Это уже не просто идеология мирового гражданства, ставящая интересы всего человечества в целом выше интересов отдельной нации или государства и рассматривающая человека как свободного индивида в рамках планеты, а реальность, в которой живут многие.

Патриотизм как нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, гордость за его прошлое и настоящее, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы родины и своего народа вполне сосуществует с космополитизмом, являясь в какой-то степени лакмусовой бумажкой последнего.

Но, судя по всему, в претензиях жителей Фастова, сетующих на отсутствие патриотизма у Яна Кума, заложен совсем другой смысл — рабский.

Служащий в качестве эффективного и бескомпромиссного оружия тем, кто использует его для достижения корыстных целей, и тем, кто отрекается от человеческого достоинства, разума и совести во имя слепого служения.

Оригінал публікації — на сторінці Ilia Kenigshtein у Facebook

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама:
powered by lun.ua