Чому 83 місце в рейтингу Doing Business - це поразка

Чому 83 місце в рейтингу Doing Business - це поразка

Реформаторський підсумок цього року за компонентами, оцінюваними рейтингом Doing Business, плачевний. В уряду є шість місяців для вжиття заходів і порятунку ситуації.
Середа, 28 жовтня 2015, 12:00
Данило Пасько, засновник ініціативи випускників закордонних університетів "Професійний уряд" та проекту EASY BUSINESS

27 октября был опубликован рейтинг Doing Business, в котором Украина оказалась на 83 месте из 189 стран. С первого взгляда повышение на 13 позиций может показаться успехом.

Однако, во-первых, для страны, так остро нуждающейся в инвестициях, 83 место - это провал, а во-вторых, 9 пунктов из 13 – вовсе не результат наших успешных реформ, а последствие пересмотра Всемирным Банком методологии, в результате которого позиция Украины в прошлогоднем рейтинге сместилась с 96 на 87 место.

Все активности правительства по проведению реформ были оценены лишь в 4 позиции (с 87 до 83 места), в основном, за счёт показателя "Регистрация предприятия" и учтенных законодательных изменений за 2013-2014 годы.

Между тем, ряд ключевых законов, выводивших Украину на 49 место в рейтинге Doing Business, Верховная Рада провалила.

Реклама:

Як Україна виглядає на фоні інших країн за легкістю ведення бізнесу (інфографика)

Первый - проект Закона от 16.03.2015 № 2382 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно отдельных правовых аспектов улучшения позиций Украины в рейтинге Doing Business", принятие которого позволило бы улучшить положение Украины на 18 позиций.

Законопроект вносился Кабмином в Верховную Раду несколько раз и был провален депутатами. Во время ключевого вечернего голосования депутаты просто разошлись по домам, в связи с чем законопроект набрал всего 191 голос из 226 требуемых.

Необходимо отдать должное Кабинету Министров и лично Министру юстиций Павлу Петренко, который "провёл" данный законопроект через все бюрократические процедуры буквально за неделю.

Второй - проект Закона от 20.04.2015 № 2679 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно улучшения бизнес-климата в Украине)", принятие которого позволило бы подняться на 13 позиций в рейтинге.

Этот законопроект также не нашёл поддержки у парламентариев. Не сработал даже десант Министров, - Абромавичуса, Петренко и Пивоварского - которые лично пришли на заседание фракции БПП, чтобы разъяснить суть законопроекта и уговорить депутатов за него проголосовать.

Более подробно о попытках принять этот закон можно прочитать здесь.

Основными новеллами этих двух законов было существенное повышение прозрачности процесса банкротства и влияние кредиторов на этот процесс. Речь идёт о предоставлении веб-доступа кредитору к информации о неплатежеспособном должнике, предоставлении кредиторам права согласовывать сделки стоимостью 10% и более процентов от балансовой стоимости активов, размещении в интернете информации о имуществе, дате и месте его продажи на аукционе и т.п.

Это судя по всему не соответствовало интересам тех, кто на разворовывании имущества в процессе банкротства зарабатывает огромные деньги.

Третий - Закон Украини от 07.04.2015 № 289-VIІI "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно защиты прав инвесторов". Был принят, однако с отсрочкой вступления в силу 1 мая 2016 года. Данный законопроект прибавил бы еще 10 позиций Украине в рейтинге Doing Business.

Основными оппонентами этого закона, как в Кабмине, так и в парламенте были представители олигархических групп, для которых повышение влияния миноритарных акционеров (как в лице государства, так и в лице частных инвесторов) приведёт к снижению возможности распоряжаться активами подконтрольных предприятий на своё усмотрение.

Единственной причиной, по которой законопроект все же удалось продавить, стало его включение в условия получения Украиной очередного транша от Всемирного Банка.

Тем не менее, на следующий день после принятия закона все открытые бутылки шампанского пришлось закрывать, поскольку в финальном тексте оказалась правка, внесённая депутатом Сергеем Фаермарком, откладывающая вступление в силу этого закона до 1 мая 2016 год.

Реформаторский итог этого года по компонентам, оцениваемым рейтингом Doing Business, плачевный. У правительства есть 6 месяцев для принятия мер и спасения ситуации.

Одной из гражданских организаций вместе с передовыми министерствами, Администрацией Президента был разработан пакет нормативно-правовых актов, позволяющий Украине провести ключевые реформы в сферах регулирования, измеряемых рейтингом, которые, в случае принятия, позволили бы подняться на 14 место в рейтинге Doing Business.

Среди прочих изменений, предлагаемых в рамках пакета:

  • Упрощение процедуры и сокращение срока регистрации плательщиком НДС вновь созданных предприятий до 1 дня
  • Сокращение срока получения нормативно-денежной оценки до 1 дня
  • Установление единой процедуры присоединения к электрическим сетям (без деления на стандартное и нестандартное подключение) и ответственности энергоснабжающей компании за сроки присоединения
  • Унификация и уменьшение ставок ввозных пошлин до трех видов: 0%, 4%, 10% (на сегодня существуют 52 вида льготных и 65 вида полных ставок)
  • Установление 5-дневного срока для оплаты таможенных платежей с момента подачи декларации
  • Отмена паевого взноса при строительстве объектов
  • Установление единой ставки ЕСВ для всех видов предприятий и пр.

Все вышеперечисленное и другие изменения, предлагаемые в рамках пакета по улучшению позиций Украины в рейтинге Doing Business, позволят упростить ведение бизнеса в Украине, установить европейский подход к осуществлению предпринимательской деятельности, привлечет иностранный капитал и оздоровит экономику страны.

С полным текстом проектов нормативных документов можно ознакомиться по ссылке.

По статистике, анализируя опыт других стран, один пункт повышение в рейтинге Doing Business, в среднем, даёт стране до 300 миллионов долларов дополнительных инвестиций. Именно в этом сейчас нуждается украинская экономика.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: