"Економічна правда" запрошує на конференцію "Відбудова України: чому не слід відкладати до перемоги"

Сигарети, контрабанда і Європа

Сигарети, контрабанда і Європа

Наша відповідь - збільшення акцизів з урахуванням зростання доходів. Це підвищення акцизів на 16% на рік. Так ми поступово доведемо ставки до рівня ЄС за 18 років. (Рос.)
Четвер, 23 липня 2015, 11:47
Ігор Мазепа, голова правління Бізнес-ради "Ціна держави"

После трагических событий в Мукачево тема контрабанды сигарет снова стала актуальной.

Конечно, о ней многие знали и ранее. Просто не хотелось акцентировать внимание на еще одной болезни общества.

Ведь у нас вся дискуссия о табачном бизнесе сводится к тому, что нужно радикально поднять акцизы, дабы меньше курили и больше платили в бюджет.

Только вот, оказывается, что решение проблемы курения не такое уж и прямолинейное. Наказывая гривной "злостных курильщиков", мы просто переводим ее в несколько иную форму.

Реклама:

Короче говоря, тема интересная. Вот мы с коллегами из Бизнес-совета "Цена государства" и решили углубиться в этот вопрос, чтобы понять, какой должна быть взвешенная акцизная политика в этом сегменте.

Первое, что бросилось в глаза: оказывается, вопрос "поднимать или не поднимать акцизы" не стоит. Да, Украина, подписав соглашение об ассоциации с ЕС, обязалась подтянуть акцизные ставки на сигареты до европейского уровня.

Напомню, наши акцизы на сигареты составляют около 13 евро на 1 тыс штук, тогда как ЕС обязывает своих членов взимать минимум 90 евро на 1 тыс штук.

В такой ситуации, казалось бы, все понятно: берем и действуем. Тем более, что это пресловутые "европейские практики". Однако, как показывает опыт новых стран-членов ЕС, именно скорость повышения акцизов имеет ключевое значение. Приведу два показательных примера.

В 2007 году Болгария присоединилась к ЕС, это через 12 лет после подписания соглашения об ассоциации. Примерно за год до вступления в ЕС страна инициировала резкое повышение акцизов - с 19 евро до 37 евро и, как следствие, "насладилась" невероятным ростом контрабанды - около 30% рынка.

В итоге, правительство "откатило" ставки акциза, чтобы исправить ситуацию.

Второй пример касается Литвы. Страна присоединилась к ЕС в 2004 году, через шесть лет после подписания соглашения об ассоциации.

Фото unian.net

Где-то за два года до этого с целью выполнения требования ЕС Литва более чем в два раза повысила акцизы на сигареты. В итоге, вместо мизерных 3% контрабанды она получила около 40%.

Из-за этих и ряда других неудачных примеров Еврокомиссии пришлось прописать в директиве, что повышение акцизных ставок должно быть "постепенным" и насколько это возможно - "с учетом регионального контекста".

А региональный контекст у нас следующий.

С одной стороны, на запад от нас - европейские рынки, где и акцизы, и цены на сигареты в разы выше. Логично, что украинские дельцы заинтересованы в нелегальном экспорте сигарет. Именно для того, чтобы решить эту проблему, Еврокомиссия и просит повышать акцизные ставки.

С другой стороны, Украина сама является лакомым куском для контрабанды для России, Белоруссии и Молдовы. Низкие доходы населения и прозрачная граница на востоке этому способствуют.

Вот и получается, что для решения проблемы нужно маневрировать между двух огней и повышать акцизы так, чтобы не повторить опыт Литвы или Болгарии.

Наша ситуация усугубилась с появлением "серой зоны" на территории восточного Донбасса в 2014 году. Таким образом, контрабанда сигарет является хорошим источником дохода для бандитов из так называемых ЛНР и ДНР. А это уже не просто контрабанда, а вопрос финансирования терроризма.

Как говорится, еще один аргумент, почему к вопросу табачного акциза нужно относиться очень осторожно.

Какое же решение мы видим для нашей ситуации? Какой должна быть акцизная политика, чтобы снижать уровень курения и не создавать условий для роста нелегального рынка? Ответ дает тот же международный опыт: в основе повышения акцизных ставок должен лежать уровень доходов населения.

Фото unian.net

Ведь как получается: цены на сигареты повысились, а желание курить не пропало. Вот человек и покупает контрабандный товар или "паленку".

Наш ответ - упреждающий рост акцизов с учетом роста доходов. По нашим оценкам, это повышение акцизов в среднем на 16% в год, что даст нам возможность постепенно довести ставки акциза до уровня ЕС в течение 18 лет.

Для понимания: это меньше времени, чем потребовалось на гармонизацию акцизов новым странам-членам ЕС.

И вместо послесловия. Акцизная тематика всплывает каждый раз, когда правительству нужно "латать дыру" в бюджете. Каждый этап повышения акцизов удивительным образом совпадает с кризисными явлениями и очевидной потребностью быстро "состричь бабло" в казну.

В этих инициативах вопрос борьбы с курением, как говорится, для галочки. В этом контексте подписание соглашения об ассоциации и требование определить четкий график повышения акцизов - отличная возможность внести предсказуемость в данном вопросе.

Ведь для любого бизнеса, который платит налоги, предсказуемость и понимание будущего - это основа. Даже если это производство сигарет.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: