Криза "не мине", її потрібно переграти

Криза "не мине", її потрібно переграти

Просування українських товарів і послуг залежить від дипломатів. Наприклад, український ВПК втратив в'єтнамський ринок. Там багато радянської техніки. Її могли б ремонтувати українські заводи. Але всі контракти в руках російської оборонки. В'єтнамці кажуть, що ми самі винні. За останні 10 років в цю країну з перших осіб держави злітав тільки спікер Володимир Литвин (рос.)
Четвер, 10 травня 2012, 12:44
Володимир Горковенко, журналіст

В условиях нарастающей нестабильности глобальной экономической системы, после финансового кризиса 2008 года, приоритетным вопросом государственного развития можна считать безопасность. Чиновники, которые принимают решения по-старинке и действующие по рецепту "трех конвертов", все списывая на "попередников", не в состоянии бороться с современными вызовами. Новые вызовы и угрозы не описаны в учебниках, они не подходят ни под одну теорию, поэтому нужно креативить на марше.

Не хотелось бы хвалить правительство Николая Азарова, но уже два года Кабмин работает без внешних заимствований. Это при том, что старую Европу будоражит кризис. В Греции он, как в анекдоте, "достиг дна и копает дальше". Украина, можно сказать, тоже на дне, но чувствует себя более уверенно. Экономисты могут найти этому сотни причин: и то что экономика в ручном режиме управляется, и что с этой ямы страна выкарабкивается за счет тех же бедных людей. Это имеет место быть. Но это не повод расслабляться. Скорее это вызов государственной политике и политикам.

В основе экономической политики должен находиться твердый базис. Люди его уже поддерживают. В магазинах часто можно услышать, что спрашивают продукт "сделанный в Украине". Мода на импорт уже прошла, им уже насытились. "Наше" в цене даже заграницей. Далеко ездить не приходится. Фермеры с соседней Польши приезжают сдавать свинину в приграничные украинские регионы. Обратно поляки везут уже украинское сало, потому что это "натурпродукт". Несколько дней назад лично был свидетелем такой торговой операции. Поэтому для государства главным приоритетом должен стать отечественный производитель и его "натурпродукт" должен стоить соответственно у нас, на Родине.

Параллельно нужно завоевывать новые рынки. Не один раз был в загранкомандировках и могу сказать, что продвижение украинских товаров и услуг зависит от дипломатов. К сожалению, мало диппредставительств, которые "не жалея живота своего" продвигают продукт "made in Ukraine". Срабатывает элементарное жлобство и коррупция. Дипломат тоже человек: не помажешь – он не побежит.

Реклама:

Правда, не всегда дипломаты могут "завоевать" другую страну. Например, украинский ВПК потерял вьетнамский рынок. Там много советской техники. Ее моги бы ремонтировать украинские заводы. Но все контракты в руках российской оборонки. Вьетнамцы говорят, что мы сами виноваты. За последние 10 лет в эту страну, из первых лиц государства, слетал только спикер Владимир Литвин. Для сравнения, российские президент или премьер с руководством страны встречаются как минимум два раза в год. Поэтому контракты получают российские предприятия.

Не берусь утверждать, - или вьетнамский пример повлиял, или озарение свыше снизошло, - но украинская власть начала хоть как-то двигаться. Пока двигается в направлении Азербайджана. Только за последний месяц в Баку слетали премьер и спикер. Переговоры касались как раз не газа и нефти (хотя о них тоже говорили), а строительства метро и олимпийского стадиона. Стоимость только этих двух проектов оценивается как минимум в два миллиарда долларов. Правда, пока что украинские предприятия ни одного "жирного контракта" не получили.

Фото fashionpeople.ru

Не знаю, к сожалению или к счастью, но в последнее время украинские чиновники научились "гасить пожары". В частности, успешно "прорвана блокада" для продукции украинской пищевой промышленности на российском и белорусском рынках. Речь идет о повторном открытии российского рынка твердых сыров и белорусского рынка пива для украинских производителей. Правда, это скорее заслуга нового министра экономики и торговли Порошенко, который на практике знает, как действуют законы рынка.

Очевидно, что власти необходимо проводить работу по улучшению делового климата внутри страны. Ведь достижение прогнозного роста ВВП в этом году на уровне 3,9% возможно при соблюдении нескольких условий: грамотное ведение переговоров с партнерами, адекватная оценка внешних экономических рисков и угроз, проведение политики компромисса, которая напрочь отсутствует у нынешних политиков и, главное, – возврат доверия у инвесторов.

Кстати, о доверии. Снова пример того же Азербайджана. У страны нефтяных денег куры не клюют, но масштабные проекты здесь реализовываются за деньги инвесторов. Как сказал единственный азербайджанец в Верховной Раде Эдуард Зейналов: "Здесь Президент Алиев установил четкие и понятные правила игры, которые не меняются". В Украине все наоборот: большая коррупция и, как следствие, объекты к ЕВРОчемпионату строились не за доллары или евро инвесторов, а за гривны налогоплатильщиков.

Обеспечить макроэкономическую стабильность государства в современных условиях невозможно без привлечения иностранных инвестиционных и тех же кредитных ресурсов. Двумя важнейшими составляющими экономической безопасности Украины сегодня являются диверсификация источников поставок природного газа для металлургических и химических промышленных предприятий и привлечения кредитных финансовых ресурсов МВФ.

Переговоры с Международным Валютным Фондом о возобновлении кредитной программы stand-by является составляющей макроэкономической стабилизации в стране. Речь идет о 15,5 млрд. долларов США. Деньги были выделены еще в 2010 году, но Киев получил только первый транш в 3,4 млрд. дол. США. Чтобы получить кредит, нужно выполнить определенные обязательства - в сфере фискальной политики, реформы энергетического и финансового секторов. Предоставление финансовой помощи, в частности, притормозили по традиционным причинам: дешевые тарифы для населения. Повышать их в Украине не выгодно. Это непопулярно в условиях перманентных выборов. На такое самоубийство рейтинга не решалась ни одна власть. Все как-то оттягивали на потом. Вместо того чтобы толково объяснить народу: сегодня не платите за газ – завтра покупайте "буржуйку". Также не хватает мозгов разработать прозрачный механизм государственной компенсации для социально незащищенных слоев населения. Ключевое слово здесь "прозрачный". Ну какому чиновнику это надо? А за что ему жить тогда?

Фраза "энергетическая независимость" уже оскомину набила. Об этом активно говорят лет десять, но даже дыма не видно. Не видно, возможно, потому что энергоострова ветрогенераторов не дымят – они тихонько приносят прибыль Ахметову и Клюеву в виде "зеленого тарифа".

На уровне разговоров остается идея о том, что "Одесса-Броды" может работать в реверсном режиме и качать каспийскую нефть в Европу. По мнению специалистов этот проект можно было бы реализовать за три года. Но для этого нужна политическая воля и воля правоохранительных органов головы сносить за малейшее проявление коррупции.

Как один из вариантов энергонезависимости может быть идея, которая бродит коридорами Министерства экономики и торговли. Речь идет о возможности поставок природного газа из Западной Европы. Например, из Германии. "Газпром" к немцам более благосклонен и предоставленая им скидка делает очень привлекательным их газ. Фактически речь идет о реэкспорте. Конечно, Россия будет против. Ничего! Пусть понервничают! Эта идея может быть важным рычагом давления во время переговоров с "Газпромом" о цене на газ для украинских потребителей.

Экономическая безопасность нашего государства - это комплекс мер. Как ни странно, чиновники знают, что делать. Но проблема в том, что не все знают как. И многие не хотят знать. Поскольку на нестабильности и зависимости тоже делают бизнес.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: