"Экономическая правда" приглашает на конференцию "Восстановление Украины: почему не следует откладывать до победы"

Бухгалтерский учет для бюджетных учреждений: чего ждать в 2018 году

Бухгалтерский учет для бюджетных учреждений: чего ждать в 2018 году

Четверг, 21 декабря 2017, 12:00 -
15 мая 2017 года вышел Указ Президента Украины №133/2017 "О применении персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)", который обязывает бюджетные учреждения осуществить переход с программных продуктов, попадающих в список санкций.

Мы побеседовали с Романом Яворским, руководителем проектов IT-Enterprise, о проблемах, с которыми сталкиваются учреждения в контексте данного Указа, а также о перспективах и тенденциях развития ситуации в 2018 году.

Роман, есть Указ, с момента принятия которого уже прошло более полугода. Какие изменения произошли за это время, и какие тенденции в процессе изменения программного продукта для бухгалтерского учета в государственном секторе Вы замечаете как руководитель проектов IT-Enterprise?

Сейчас мы наблюдаем активный интерес органов государственной власти к программным продуктам для бухгалтерского учета, созданных именно украинским разработчиками.

По разным данным, примерно 80% предприятий частного сектора экономики на момент принятия Указа пользовались программным продуктом "1С" для бухгалтерского учета. Доля использования российского софта в государственном секторе была несколько ниже. Анализируя данные открытого ресурса публичных закупок ProZorro, мы видим, что только за 2015-й и 2017-й годы было потрачено 17 млн грн на закупку программного продукта "1С", его поддержку и обслуживание.

Реклама:

Конечно, замена программного продукта для бухгалтерского учета не может произойти мгновенно, особенно это касается именно бюджетных учреждений.

Согласно результатам опроса, который мы провели среди бухгалтеров, 66% считают оптимальным сроком замены программного продукта первый квартал 2018 года.

Учитывая актуальность вопроса, в октябре 2017 специалистами MASTER:Бухгалтерія выпущена конфигурация именно для бюджетных учреждений. Конфигурация включает все функциональные возможности для ведения бухгалтерского учета, присущие бюджетным учреждениям: бюджетирование, финансирование, учет финансово-хозяйственных операций, учет основных средств и других необоротных материальных активов, учет материальных ценностей и МБП, формирование отчетности, складской учет и учет НДС, а также модули "Зарплата" и "Кадры".

По каким признакам Вы определяете готовность государственного сектора менять программный продукт для автоматизации бухгалтерского учета?

Есть ряд косвенных признаков. Это активность на тендерных площадках, количество запросов к MASTER:Бухгалтерія о предоставлении доступа к демонстрационной версии и обучению, активность местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Мы регулярно проводим встречи в регионах — это Винницкая, Хмельницкая, Львовская области. В регионах есть тенденция содействия органов государственной власти популяризации программных продуктов украинских разработчиков.

Кроме того, есть понимание, что бухгалтерский учёт в бюджетных учреждениях должен охватывать широкий круг вопросов, которые были реализованы дополнительными решениями: документооборот, структура отчетности, закупки, финансирование и тому подобное. Эти решения мы предлагаем рынку сейчас и рекомендуем использовать их как альтернативу программным продуктам для бухгалтерского учета российского производства.

 

Роман, анализировали ли Вы специфику внедрения программных продуктов для бухгалтерского учета именно в государственном секторе?

Действительно, решения для бюджетных учреждений имеют определенную специфику. Например, одна из них — невозможность использования облачного решения. Так, согласно законодательству Украины, вся IT-инфраструктура бюджетных учреждений должна соответствовать критериям безопасности и иметь стационарное решение. В конфигурации MASTER:Бухгалтерія для бюджетных учреждений мы предлагаем инструменты, которые позволяют эффективно обрабатывать бюджеты, эффективно ими оперировать, отчитываться об использовании бюджетных средств не вручную, а автоматически, что оптимизирует использование времени и исключает механические ошибки, которые возникали при ведении  учета и отчетности в прошлом.

Объясните, насколько вопрос кибербезопасности является актуальным для Украины, и насколько этот вопрос касается именно государственного сектора?

Вопрос кибербезопасности стоит довольно остро, особенно учитывая последствия резонансной  хакерской атаки 2017 года в Украине, состоявшейся 26 июня. Технические специалисты уделяют значительное внимание методологии предотвращения рисков как со стороны Поставщика, так и со стороны Заказчиков.

Для того, чтобы иметь возможность противостоять хакерским атакам и исключить посторонний доступ к внутренней информации, мы рекомендуем использовать программный продукт с решениями, которые отвечают определенным критериям безопасности данных. Важно, чтобы программный продукт разрабатывался командой специалистов, которая уже имеет опыт хранения данных. У специалистов MASTER:Бухгалтерія такой опыт есть — конфигурация сделана на базе системы IT-Enterprise, которая используется на крупных предприятиях.

Что мы имели до сих пор: "1С" был монополистом среди программных продуктов для автоматизации бухгалтерского учета, но есть четкая тенденция изменения ситуации. Мы прогнозируем, что в 2018 году рынок станет более открытым, конкурентным и появятся новые продукты, соответствующие всем параметрам кибербезопасности и запросам пользователей.

Роман, Вы отмечали, что MASTER:Бухгалтерія разработана на базе ERP-системы IT-Enterprise, компании с 30-летним опытом работы. Скажите, в чем заключаются особенности программы для государственного сектора и частного сектора? Что выделяет данный программный продукт на рынке среди аналогов?

Для того, чтобы создать качественный продукт, недостаточно в совершенстве знать законодательство или владеть техническими навыками. Нужно иметь практический опыт реализации подобных задач. Действительно, программный продукт MASTER:Бухгалтерія был создан на базе опыта специалистов IT-Enterprise, которые около 30 лет внедряют IT-инфраструктуру на крупных предприятиях Украины. Это опыт, который мы консолидировали и даем возможность использовать в бюджетных учреждениях, традиционно имеющих проблемы с финансированием, специалистами, серверным оборудованием и тому подобное. Мы создали программный продукт MASTER:Бухгалтерія максимально простым и понятным. Софт удовлетворяет все потребности ведения бухгалтерского учета и позволяет интегрироваться с другими сервисами IT-Enterprise, например, с электронной торговой площадкой SmartTender, что позволяет проводить конкурентные закупочные процедуры в электронной форме.

Важный вопрос, которым задаются большинство бухгалтеров: есть ли в MASTER:Бухгалтерія решение для переноса данных, и каким образом оно реализуется?

На каждой встрече с бухгалтерами возникает вопрос о переносе данных, ведь потеря данных, накопленных за предыдущие годы работы, для учреждения недопустима.

Мы, конечно, учли возможность переноса данных. Поэтому в программном продукте MASTER:Бухгалтерія, как и в системе IT-Enterprise, есть соответствующие конструкторы, которые позволяют загрузить, обработать и хранить данные из предыдущих систем.

 

Каким образом происходит процесс изучения конфигурации?

Мы создали ресурс — сайт masterbuh.com, где размещаем значительное количество видео-инструкций, которые демонстрируют возможности каждой функции программного продукта MASTER:Бухгалтерія для бюджетных учреждений, таких, как организация учета денежных средств в кассе, организация учета бюджетных обязательств, организация учета расчетов с подотчетными лицами и многое другое.

Интенсивно проводится обучение в режиме online в формате вебинаров, во время которых слушатели могут задавать вопросы и получать квалифицированные ответы.

Также есть возможность получить демо-доступ к конфигурации, чтобы более подробно ознакомиться с интерфейсом и функциональным наполнением программного продукта.

В команде MASTER:Бухгалтерія работают не только специалисты-разработчики, но и эксперты-бухгалтеры со значительным опытом работы в бюджетных учреждениях. Именно эксперты-методисты MASTER:Бухгалтерія для бюджетных учреждений знают ньюансы ведения бухгалтерского учета в государственном секторе экономики на основе реального опыта и с удовольствием консультируют пользователей по вопросам работы конфигурации.

С какими запросами Вы сталкиваетесь в регионах? Что планируется на 2018 год, возможно, есть опыт, который могут перенять другие регионы?

Органы местного самоуправления Хмельницкой области решили выделить бюджетные средства на приобретение программного продукта по автоматизации бухгалтерского учета для всех своих коммунальных предприятий. Вот так проблема консолидации учета решается в Хмельницком регионе.

Я думаю, что этот опыт возьмут на вооружение и органы местного самоуправления других областей Украины, что поможет коммунальным предприятиям совершить переход на  современные программные продукты.

Использование единого программного продукта всеми субъектами позволяет консолидировать данные, которыми оперируют коммунальные предприятия, в единой системе. Подобный подход позволяет органам местного самоуправления оперативно получать отчетные показатели, анализировать достижения по определенным коммунальным предприятиям (сколько средств и на что было потрачено и т.д.). То есть, та информация, которая не является государственной тайной, может использоваться, обрабатываться и все это, заметьте, без вовлечения человеческого фактора.

Может ли программный продукт MASTER:Бухгалтерія обеспечить прозрачность использования денежных средств бюджетными учреждениями для общества, центральных и местных органов государственной власти?

Тренд на максимальную прозрачность и внимание со стороны общества к распределению средств и расходам государственного и местного бюджетов не исчерпываются. Начиная с 2015 года, один из сервисов IT-Enterprise — SmartTender был одним из инициаторов создания системы публичных закупок ProZorro. Прозрачное ведение дел является сейчас актуальным не только в публичных закупках, но и в данных, которые ведут учреждения. Я знаю, что все сознательные граждане Украины внимательно следят за использование бюджетных средств, поэтому мы поднимаем вопрос прозрачности и предлагаем решение, сразу готовое к работе.

Расскажите, какие есть тренды в изменении программных продуктов для бухгалтерского учета в частном секторе?

Прежде всего, надо отметить, что малый и средний бизнес менее чувствителен к регулированиям, которые являются обязательными в государственном секторе. Сегодня мы консультируем ряд корпоративных клиентов IT-Enterprise, которые использовали для бухгалтерского учета программный продукт "1С", по изменению софта на украинский программный продукт. Ведь есть определенное осознание того, что запрет на использование российского софта, который сегодня касается бюджетных учреждений, в последствии может стать обязательным и для бизнеса.

Кроме того, импонирует то, что руководители бизнеса из патриотических побуждений начинают использовать украинские решения, а не соответствующие аналоги, разработанные в других странах.

 

Как начать работу в MASTER:Бухгалтерія?

На самом деле, все просто! Заходите на сайт MASTER:Бухгалтерія, скачиваете демо-версию на время с ознакомительной целью или покупаете конфигурацию и начинаете использование.

В главном меню интерфейса программы после нажатия кнопки "Настройка параметров учета" начинается работа с программой. В этом разделе вносится вся необходимая информация об учреждении.

MASTER:Бухгалтерія позволяет работать просто, без лишних усилий, используя в качестве пособия видео-инструкции или подсказки внутри программы.

А есть ли возможность настраивать конфигурацию под конкретные дополнительные бизнес-процессы?

Именно так. Есть соответствующие конструкторы, которые позволяют самостоятельно настроить определенный отчет, новый тип документа или бизнес-процесс.

Есть опыт бюджетных учреждений города Винницы по использованию нашего программного продукта как платформы для реализации дополнительных функциональных возможностей. Например, для самостоятельного создания реестра территориальной общины и реестра объектов коммунальной собственности. Поэтому мы акцентируем внимание на том, что программный продукт MASTER:Бухгалтерія является открытой платформой, которая может дополняться новыми функциями. Для бухгалтера конфигурация проста в использовании, а для специалистов, которые будут ее поддерживать, — доступны инструменты разработки новых функций.

Также мы отслеживаем все изменения в законодательстве. Пока правительство только рекомендует всем бюджетным учреждениям переходить на Международный стандарт финансовой отчетности. Но мы понимаем, что когда-то рекомендация может стать обязательным условием. Поэтому уже сейчас мы даем возможность учреждениям вести финансовую отчетность по международным стандартам.

Как технически осуществляется переход на MASTER:Бухгалтерія? Насколько это долго и трудозатратно?

По нашим оценкам, небольшое бюджетное учреждение может начать использовать программный продукт MASTER:Бухгалтерія, загрузив накопленные данные и научившись работать в конфигурации, примерно за период до трех месяцев. Первый месяц — обучение, второй — начало ведения оперативной информации, третий месяц — переходный период, когда осуществляется полноценный ввод всех данных.

Такой срок не является значительным, все функции просты. Для крупных предприятий частного бизнеса подобные проекты, но не бухгалтерского учета, требуют немного другой схемы, где есть полноценные этапы моделирования, конфигурирование, ввод в эксплуатацию — это может длиться от трех до шести месяцев. В MASTER:Бухгалтерія все проще, выстроены процессы для осуществления перехода в короткий срок.

Есть ли техническая и консультационная поддержка пользователей в период перехода на MASTER:Бухгалтерія?

Я бы сравнил процесс изменения программного продукта с собственной историей перехода с кнопочного телефона на сенсорный. Новый телефон сначала казался неудобным, но за неделю я уже полностью привык к его использованию. Новые функциональные возможности и постоянное совершенствование программных продуктов — это то, что облегчает работу путем автоматизации. Поэтому переход на MASTER:Бухгалтерія — это своего рода переход на сенсорный телефон.

Конечно, возможность своевременной помощи важна. Для всех учреждений доступны услуги колл-центра, специалисты которого всегда готовы помочь пользователям и имеют для этого все компетенции. Поддержка MASTER:Бухгалтерія осуществляется автоматически, разработчик выпускает обновления под каждое изменение в законодательстве. Установка обновлений не требует вызова технического специалиста и может быть осуществлена ​​любым пользователем.

Кроме того, для обеспечения поддержки, программа содержит отдельный модуль с пошаговыми инструкциями по каждому процессу в программе. Пользователи также имеют доступ к бесплатным вебинарам, видео-инструкциям и учебным программам по работе с MASTER:Бухгалтерія.

Реклама: