"Экономическая правда" приглашает на конференцию "Восстановление Украины: почему не следует откладывать до победы"

Большой переполох, или Как депутаты "балансировали" бюджет

Большой переполох, или Как депутаты "балансировали" бюджет

Среда, 7 декабря 2016, 11:00 -
zib.com.ua
Акцизы — "плюс", рента — "минус", миллиардные дотации для агрохолдингов. ЭП предлагает ознакомиться с основными изменениями "бюджетного пакета", которые были приняты накануне в Верховной Раде в первом чтении.

В зале заседаний комитета по вопросам налоговой и таможенной политики душно и многолюдно, но очень оживленно. Бизнесмены и депутаты из других комитетов теснятся по углам и в коридоре.

Атмосфера напряженная — рассматривается законопроект поправок в Налоговый кодекс об изменении налоговых ставок.

Экс-глава комитета Виталий Хомутынник разговаривает по телефону. В какой-то момент он передает свой мобильный министру финансов Александру Данылюку. После короткого разговора тот передает телефон обратно.

На связи был премьер-министр Владимир Гройсман.

Реклама:

После разговора с премьером Хомутынник внес свое первое и единственное предложение на заседании: принять законопроект №5132 в первом чтении, а потом — по сокращенной процедуре принять в целом.

Комитет с этим решением согласился. Позже Хомутынник объяснит ЭП, что они "просто согласовывали процедуру принятия законопроекта".

Чуть позже в тот же день Верховная Рада рассмотрит законопроекты из бюджетного пакета. Речь о документах №5130, №5131 и №5132, которые влияют на баланс бюджета.  

Первый из законопроектов предусматривает повышение "минимальной зарплаты" и страховых выплат.

Второй вносит необходимые изменения в Бюджетный кодекс.

Третий содержит изменения в Налоговый кодекс, в том числе повышение акцизов и пересмотр отдельных ставок.

На данный момент план таков: депутаты дорабатывают законопроекты ко второму чтению, и только после этого комитет по вопросам бюджета приступит к рассмотрению проекта сметы.

Бюджет планируется принять на следующей пленарной неделе.

ЭП предлагает ознакомиться с основными изменениями, которые прописаны в документах.  

У Насирова заберут базы

Согласование так называемого бюджетного пакета далось тяжело. На этой неделе комитет для принятия решения по нему собирался дважды в понедельник и во вторник.

Предметом споров стали балансовые законопроекты, касающиеся смены налоговых ставок, и отдельные нормы по администрированию.

Первый спорный момент — срезание некоторых функций ГФС, с которыми ведомство не настроено прощаться.   

Речь о законопроекте №5368, который в том числе предполагает передачу полномочий по управлению базами данных от ГФС к Минфину. Против этой инициативы глава ГФС Роман Насиров и, по информации источников ЭП, тяжелая артиллерия Международный валютный фонд.

От МВФ и ГФС звучит один вопрос: кто будет отвечать за сохранение баз данных и как будет проходить их передача.

Ранее собеседники ЭП в комитете говорили, что Насиров будет делать все, чтобы "отмотать" через депутатов неугодные ему нормы в инициативах Минфина. На это у него есть неплохие шансы.

"Это достаточно хороший, релевантный законопроект, но он не пройдет зал без исключения нормы о передаче баз данных. Нужно на комитете найти политическое решение по этому вопросу", заявил во время заседания секретарь комитета Олег Крышин, "Народный фронт".

В ходе обсуждения он несколько раз возвращался к этой норме, однако комитет не стал ее исключать. Документ ожидает рассмотрения в парламенте.

Роман Насіров
Роман Насиров
Фото пресС-службЫ ГФС

Акцизный бой

Основные изменения по налоговым ставкам касаются акцизов.

В редакции ко второму чтению Минфин заложил повышение акцизов на табачные изделия: до 15% — "адвалор" и на 30% — специфические ставки, на алкоголь — на 20%.

Уже на этом этапе представители бизнеса отмечали, что подход Минфина в акцизной политике хромает. По их словам, прогноз по поступлениям от повышения ставок рассчитан ошибочно.

"Экономический эффект для доходов бюджета от увеличения адвалорной части на табачные изделия необходимо считать отдельно от ставки минимального акцизного налогового обязательства.

Минфин же запланировал получить в 2017 году дополнительные поступления за счет повышения адвалорной части, не учитывая, что в части, на которую распространяется действие минимального акцизного обязательства, дополнительного дохода не будет", отмечают в Philip Morris Ukraine.

В компании также опасаются, что повышение "адвалора" без существенного роста покупательской способности приведет к перенасыщению рынка дешевыми сигаретами.

К заседанию комитета в понедельник Минфин передумал и решил оставить "адвалор" на уровне 12%, а специфические ставки увеличить на 44%.

Глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Нина Южанина объяснила появление этой цифры так.

"При заслушивании отраслей мы вернули индексацию акцизов на пиво и алкоголь на уровень инфляции — на 12%. Потом мы перешли к табачникам. Думали, как на фоне снижения акцизов на алкоголь компенсировать запланированные поступления в бюджет. Прозвучало предложение повысить специфические ставки на 40%.

Это очень большая цифра. Табачники пришли к нам с расчетами. Я отправила всех в Минфин. Этот вопрос на какое-то время завис. В понедельник утром Минфин дал нам цифру: при "адвалоре" 12% "специфику" нужно повысить на 44%".

Впрочем, и этот вариант не стал окончательным. Вопрос о том, повышать "адвалор" или нет, вызвал в комитете много споров, в том числе из-за конкурентных войн на рынке.

В итоге на вопрос депутатов: "Женя, при повышении "адвалора" на 3% какой должна быть "специфика"?" — замминистра финансов Евгений Капинус ответил: "Где-то 42%".

В результате сошлись на том, что для табачников адвалорная ставка составит 15%, специфическая — 42%. На момент принятия этого решения ни представители отрасли, ни Минфин точно не могли сказать, каким будет фискальный эффект от этого решения.

"JTI участвовала в обсуждении ставок. Как оптимальное для бюджета было просчитано такое соотношение: увеличение "специфики" на 33% при ставке "адвалора" 12%. Во вторник перед заседанием комитета появилось предложение Минфина о повышении "специфики" на 44% в счет компенсации другим отраслям, по которым пошло снижение ставок", объяснил директор отдела корпоративных вопросов и коммуникаций "JTI Украина" Александр Когут.

По его словам, на момент принятия решения не было расчетов, и с отраслью это никто не согласовывал.

После заседания комитета совещания продолжились в Министерстве финансов.

На второй день — во вторник — концепция снова поменялась. После длительных дискуссий депутаты таки согласовали ставки: специфическая повышается на 40%, адвалорная остается на уровне 12%, акциз на пиво индексируется на 12%, на алкоголь — повышается на 20%.

"Нас устраивал вариант с повышением "адвалора", это уравняло бы налоговую нагрузку. Повышенный "адвалор" платили бы 90% рынка, это справедливый подход", заявил в комментарии ЭП директор по корпоративным вопросам Imperial Tobacco Олег Стрекаль.

По его словам, повышение адвалора предполагает, что подорожание как дорогих так и дешевых сигарет будет сбалансированным.

"Среди всех подакцизных товаров именно для табачных изделий депутаты предусмотрели наибольший уровень индексации специфической ставки и минимального акцизного налога на 40%. Поэтому только минимальный акциз составит почти 12 грн с каждой пачки. Сейчас он 8,5 грн с пачки", отмечает директор по корпоративным связям Philip Morris Ukraine Наталья Бондаренко.

По ее словам, сейчас трудно прогнозировать, как отреагирует рынок на повышение ставок. "В прошлом мы уже были свидетелями того, что, несмотря на повышение ставок акциза, на рынке происходило снижение розничных цен", говорит она.

Не в восторге от повышения на 20% акциза и производители алкоголя. По словам гендиректора ассоциации "Укрводка" Владимира Остапюка, повышение акцизов на алкоголь это решение с минимальным фискальным эффектом.

Акцизы на алкоголь исчерпали себя как источник пополнения бюджета, поскольку приводят только к тенизации и падению рынка, считает он.

Аграрии и рента

Львиную часть времени заняло обсуждение дотации аграриям в размере 4 млрд грн и принципов ее распределения.

Депутаты отмечали, что деньги будут получать крупные агрохолдинги. Возник спор о том, кто должен на нее претендовать производители или поставщики. В итоге парламентарии сделали выбор в пользу производителей.

Депутат Олег Кришин предлагал предоставлять дотационную помощь только тем предприятиям, выручка которых не превышает 250 млн грн, чтобы исключить из списка возможных получателей госпомощи агрохолдинги. Однако соответствующая правка не была поддержана.

Кроме этого, по предложению депутата Ольги Бельковой депутаты согласились ввести стимулирующую ставку ренты на уровне 12% для газовых скважин, открытых с января 2017 года.

Также депутаты согласились снизить ставку ренты на добычу нефти и газового конденсата до 29% и 14% в зависимости от глубины залежей. 

Решение позиционируется как "стимулирующее внутреннею добычу".

Проблема в том, что главный добытчик в Украине и одновременно крупнейший должник государства  "Укрнафта". В свое время повышенные ставки ренты были сохранены, поскольку из компании непрозрачно выводились деньги, а через повышенную ренту государство могло "взять свое".

"Укрнафта" давно добивалась снижения, объясняя, что при падении цен на нефть такие налоги непосильны. Принятое снижение совпадает с позицией компании. По ее данным, на "Укрнафту" приходится 70% текущих платежей от ренты на нефть. При сохранении действующих ставок компания прогнозировала сокращение добычи в 2017 году на 15%.

Еще один спорный момент акциз с розничных продаж топлива.

"Нефтяники заняли позицию, что за счет местного акциза у них получилась недобросовестная конкуренция. Они предложили его упразднить и включить в общий акциз. Проблема в том, что в этом случае местные бюджеты должны получить компенсацию", говорит заместитель исполнительного директора Ассоциации городов Александр Слобожан.

Обсуждался также вопрос, как вернуть эти средства местным бюджетам. Рассчитать это сложно, отмечает эксперт.

"Обсуждался вариант, что нам в качестве компенсатора дают 10% НДФЛ. От этой идеи отказались, поскольку правительство ее не поддержало  был предложен механизм субвенции", — рассказывает Слобожан.

"Однако субвенция — это механизм централизации, а не децентрализации. В итоге решили, что до тех пор, пока Кабмин не предложит механизм расщепления акциза, будет действовать старый механизм", добавляет он.

В законопроекте №5132 заложили переходную норму, что это должно произойти до 1 апреля 2017 года. "Если новый механизм не заработает, то в 2017 году местные бюджеты потеряют 7 млрд грн", — отмечает Слобожан.

Зачем Хомутынник звонил Гройсману

В среду на заседание комитета пришел бывший его глава Виталий Хомутынник. Обычно он не посещает заседания приходит только при рассмотрении важных вопросов, мониторит интересные ему решения и уходит.

На этом же заседании он созванивался с премьером, а потом внес свое первое и единственное предложение: принять законопроект №5132 в первом чтении, а потом по сокращенной процедуре — во втором. Комитет с этим согласился.

Виталий Хомутынник
Виталий Хомутынник
Фото ЭП

ЭП обратилась к Хомутыннику с просьбой объяснить телефонные переговоры. "Я был главой комитета и знаю, что если принимать решения в хаосе и с голоса, то потом в течение года парламент будет только и делать, что править принятое. Считаю, лучше взять недельный тайм-аут и выверить все нормы", сказал он.

"На сроки принятия бюджета это не повлияет. Сегодня все было "с кондачка" пошли на 700 млн грн потерь для бюджета от снижения ренты на газовый конденсат. Изменение коэффициента при проведении денежно-нормативной оценки земель, которое обсуждалось, могло принести еще 800 млн грн потерь", добавил Хомутынник.

На вопрос издания о том, о чем он общался с премьер-министром, Хомутынник ответил: "Я говорил министру финансов не принимать сегодня законопроект №5132 в целом, поскольку нет понимания по цифрам. Он сказал, что не может принимать такое решение без Гройсмана. В итоге связались с премьер-министром".

Что дальше

Пока депутаты настроились на доработку балансовых законопроектов. Многие из принятых решений принимались в хаотичном порядке без четкого понимания влияния на баланс бюджета. Теперь нужно просчитать принятое.

Впереди еще один сложный этап рассмотрение законопроекта по администрированию №5368. Уже сейчас понятно, что он вызовет споры в зале.

Продолжение голосования по бюджетному пакету и принятие бюджета будет на следующей пленарной неделе.

Реклама: