Бюджет довел до суда. Города судятся с Кабмином за деньги на льготы

Бюджет довел до суда. Города судятся с Кабмином за деньги на льготы

Пятница, 9 сентября 2016, 08:00 -
Предыдущее правительство не заложило в госбюджет деньги на льготный проезд, и теперь города грозят Кабмину судом. В текущем году регионы, похоже, останутся на сухом пайке. Вся надежда — на 2017-й.

Ошибки бюджетного процесса, допущенные правительством Арсения Яценюка в 2015 году, настигли нынешний Кабмин.

Правительству Владимира Гройсмана грозят судебные разбирательства с городами. Первый иск уже подан.

В июне 2016 года Славутский горсовет Хмельницкой области подал в суд на Кабинет министров.

Повод следующий: закон разрешает городам получать финансирование льгот на пассажирские перевозки, Кабмин же в госбюджете деньги на это не предусмотрел. Весь год средства не выделялись. Одни города частично финансировали эти расходы самостоятельно, другие — нет.

22 cентября Окружной административный суд Киева должен вынести вердикт. Если деятельность правительства будет призвана неправомерной, это решение станет прецедентным и может запустить цепочку исков против Кабинета министров.

Давняя история

Причина иска кроется в бюджетном процессе 2015 года. Минфин подготовил поправки в Бюджетный кодекс, которыми планировал переложить ряд расходов на местные бюджеты. Финансирование льгот на пассажирские перевозки были в числе этих трат.

В ходе согласования проекта сметы на 2016 год эти правки не были приняты. Депутаты, в частности парламентский комитет по вопросам социальной политики, занятости и пенсионного обеспечения Людмилы Денисовой, их отклонили. Получилась юридическая коллизия.

Законодательство говорит о том, что правительство должно выделить ресурс, но в бюджете средства на финансирование льгот не предусмотрены. Так, согласно 102 статье Бюджетного кодекса деньги на эти льготы должны выделяться в рамках субвенции из госбюджета.

Подспорьем в аргументации позиции для Славутского горсовета служит и Конституция.

В статье 143 Основного закона говорится: органам местного самоуправления могут предоставляться законом отдельные полномочия исполнительной власти. Государство финансирует их за счет госбюджета в полном объеме или путем отнесения к местным бюджетам отдельных общегосударственных налогов.

Принцип "передача полномочий только с передачей дополнительного ресурса" заложен и в других законах: "О местном самоуправлении", "О Кабинете министров".

"Покуда с 2016 года в бюджете города дополнительные источники доходов не появились, а нормативы отчислений по отдельным налогам и сборам не увеличивались, то и оснований для финансирования таких расходов нет", — аргументирует Славута свою позицию.

Попытка номер N

Почему Кабмин в судебном порядке обвиняется в неправомерной деятельности? Потому что проблема с финансированием льгот обнаружилась не сейчас и даже не несколько месяцев тому назад. О ней стало известно сразу же после принятия бюджета.

Города обращали внимание правительства на эту проблему. Так, в феврале 2016 года в Кабмин обратился Житомир. В этом населенном пункте на льготы вправе претендовать около 80 тыс жителей.

"Объем средств, необходимый на компенсацию стоимости перевозок, составляет около 60 млн грн в год, и городской бюджет не в состоянии профинансировать эти расходы", — говорится в письме.

В том же месяце на имя депутатов, тогдашних премьера Яценюка и министра финансов Натальи Яресько аналогичное письмо направил исполнительный комитет Ивано-Франковского горсовета.

"Предприятия продолжают предоставлять услуги по льготным перевозкам. Остановка предоставления субвенции ставит под угрозу функционирование электроавтотранспорта и железнодорожного транспорта, поскольку за счет этой субвенции выплачивалась зарплата сотрудникам предприятий", — говорится в обращении города.

Общая потребность в средствах — 1,9 млрд грн. По данным Ассоциации городов Украины, деньги в своих бюджетах предусмотрели не все города, а если предусмотрели, то не в полном объеме.

Например, Львов заложил на эти цели 8,1 млн грн при необходимых 120 млн грн, Ивано-Франковск — 21,9 млн грн при необходимых 120 млн грн, Житомир — 2,7 млн грн из 67 млн грн. Это означает, считают в ассоциации, что предоставление льгот в стране будет неравномерным.

Попытка решить вопрос через парламент также не увенчалась успехом. 28 депутатов из разных фракций зарегистрировали проект закона, которым предложили уменьшить на 1,9 млрд грн субвенцию на энергоносители и направить эти средства на финансирование льгот.

Депутаты приняли закон, однако президент его ветировал. Гарант счел такое финансирование льгот недопустимым из-за ожиданий, что количество получателей коммунальных субсидий возрастет, и будет недофинансирование по этой строке расходов.

По мнению президента, этот шаг мог бы разбалансировать бюджет.

Таким образом, проблема осталась нерешенной. Именно отказ правительства закладывать средства в бюджете и бездействие на протяжении восьми месяцев в решении этой проблемы может быть признано судом той самой "неправомерной деятельностью".

Цепная реакция

Собеседники ЭП в правительстве говорят, что если иск Славутского городского совета будет удовлетворен, он станет прецедентом и запустит цепочку таких же исков от других городов. В данном случае возможно несколько вариантов развития событий.

Первый — Кабмин выполнит решение суда и профинансирует льготы.

Второй — Кабмин скажет, что выполнит решение суда "исходя из наличия средств в бюджете".

Третий — начнутся встречные обжалования. Решение попытаются "утопить" в судебных разбирательствах и бюрократических процедурах.

Первый вариант маловероятен. Второй и третий — возможны. Все потому, что Минфин испытывает жесткий дефицит средств.

Причины — длительное отсутствие транша МВФ и связанного с ним финансирования от внешних кредиторов, а также отсутствие запланированных поступлений от Национального банка.

К тому же, у министерства есть вопросы касательно получателей льгот. "Мы не можем проконтролировать количество льготных перевозок и кому они предоставляются", — говорит собеседник ЭП из министерства.

Минфин готовится не допустить переноса проблемы на 2017 год.

"Чтобы не допустить повторения этой ситуации, Минфин готовит поправки в Бюджетный кодекс. Полномочия по финансированию этих льгот будут закреплены за местными бюджетами.

Чтобы местные органы смогли обеспечивать эти расходы, мы обсуждаем разные варианты предоставления им дополнительного ресурса. В том числе — за счет перераспределения налога на доходы физлиц", — объяснил в комментарии ЭП замминистра финансов Евгений Капинус.

Авторизуйтесь чтобы писать комментарии
Коментатори, які допускатимуть у своїх коментарях образи щодо інших учасників дискусії, будуть забанені модератором без додаткових попереджень та пояснень. Також дані про таких користувачів можуть бути передані до МВС, якщо від органів внутрішніх справ надійшов відповідний запит. У коментарі заборонено додавати лінки та рекламні повідомлення
IP: 46.119.58.---jurius15.09.2016 15:06
Igor Marchenko:
Щоб писати про реформи, вам спочатку треба прочитати як вони взагалі проводяться...
IP: 176.106.201.---Орест Іваник14.09.2016 22:12
А може дати пенсіонерам по 200грн - як мінімум з пенсіями до 5-7 тисяч і забути проблему . Правда відкатів не буде тобто по суті суми субвенції яку дерибанять !!! Але це державна проблема - а це власне ! Перевізник не знає скільки пасажирів перевозить але пенсіонери пораховані у відсотках - АБСУРД
IP: 195.62.14.---Ярослав Кордуба14.09.2016 12:47
А ви задавались питанням як розраховується компенсація перевізникам за пільговий проїзд? Тут як кажуть хто на що здатний, як домовишся такі цифри і намалюють. І пиляють кошти платників податків перевізники з чиновниками. З мого досвіду неможливо організувати чіткий облік перевезених пільговиків. І вирішення питання тільки монетезація субвенції. Щодо вартості перевезень то це повністю компетенція міських рад. Не може при приблизно однаковій протяжності маршруту відрізнятись так разюче тариф на перевезення в різних містах. Якщо таке є то ставте питання до місцевих обранців. І на завершення: мої рідні пенсійного віку проживають в сільській місцевості та за останні роки жодного разу не скористались пільговим перевезенням, як вважаєте - справедливо?
IP: 176.121.251.---Владимир Антипов13.09.2016 15:04
Будуть звичайно зняті проблеми для перевізників, які ломлять ціни на проїзд залежно від жадібності.. Добавлять пільговикам однієї категорії по 10 грн. при вартості проїзду 1.50 грн. у одному місті , а другим громадянам цієї категорії теж цю суму, при вартості проїзду 9.50 грн и без вибору, тільки у іншому місті. Справедливо? А пенсії у всіх однакові тільки ціни різні як на проїзд так і на ком.послуги. Монетезують пільги тільки не всім, бо монетезації підлягають ті категорі пільг, які надані за Законом, а не Постановою КМУ та стосуються громадян, які вийшли на пенсію за віком. Яценюк знав що робив, коли відмінили пільги на проїзд ветеранам праці, дітям війни тощо... Теперь нам розказують про монетезацію субсидій, слухаємо далі...
IP: 195.62.14.---Ярослав Кордуба13.09.2016 08:56
Як на мене то таке явище як пільгові перевезення давно пора ліквідувати. Надання таких пільг як по суті так і по формі є несправедливим. Так один пільговик може десять раз на день проїхати за кілограмом гречки що на 10 копійок дешевша на інший кінець міста, а інший може жодного разу за місяць не скористатись пільгою (наприклад жителі селищ). Інше питання обліку таких пільговиків. Хто з перевізників рахує фактичну чисельність перевезень пільговіків? В кращому випадку кількість перевезень розраховується формульно, в гіршому є предметом корупційних перемовин між перевізником та місцевою владою. Вважаю, що пільгові перевезення потрібно монетезувати у вигляді добавки до пенсій, пенсіонерам тощо. Тоді принцип соціальної справедливості буде дотримано і всі питання будуть зняті.
Усі коментарі