Шпаргалка для водителя. Кто есть кто на рынке автострахования

Шпаргалка для водителя. Кто есть кто на рынке автострахования

Пятница, 2 сентября 2016, 08:00 -
Недобросовестная конкуренция, длительные сроки урегулирования, сложная экономическая ситуация — главные симптомы болезни рынка автострахования.

"Автогражданка" — один из немногих видов страхования, с которым знакомо большинство украинцев. В первую очередь, это автовладельцы.

ОСАГО — обязательный вид страхования для тех, у кого есть автомобиль.

Однако ситуация в этом сегменте не радует: большинство страховых компаний существенно затягивают сроки выплат и занижают сумму возмещения.

В августе Моторное (транспортное) страховое бюро Украины — МТСБУ — впервые опубликовало показатели всех 56 СК, работающих в сегменте ОСАГО.

В МТСБУ подсчитали, что за шесть месяцев 2016 года страховщики заключили 3,589 млн договоров ОСАГО, что на 0,1% больше, чем в январе-июне 2015 года.

Объем привлеченных премий составил 1,714 млрд грн. Это на 21,7% больше, чем за аналогичный период 2015 года. Средняя цена полиса выросла до 477 грн. В городах-миллионниках стоимость страховки превышает 1 тыс грн. Самые дешевые полисы — для автомобилей, зарегистрированных в сельской местности.

Лидерами по количеству заключенных договоров во втором квартале стали СК "Оранта" — 212,7 тыс, "Провидна" — 85,3 тыс, ТАС — 134,6 тыс. Они привлекли и наибольший объем премий: 78,01, 72,75 и 55,73 млн грн соответственно.

Топ-10 страховых компаний по объему привлеченных премий, второй квартал 2016 года

Страховая компания

Объем привлеченных премий, млн грн

Количество договоров, тыс шт

Средняя стоимость полиса, грн

1

"Оранта"

78,01

212,691

366,78

2

"Провидна"

72,75

185,291

392,63

3

СГ "ТАС"

55,73

134,589

414,10

4

Украинская пожарно-страховая компания

51,44

124,567

412,92

5

"Уника"

46,04

97,489

472,30

6

"Княжа"

43,27

106,958

404,53

7

"АХА страхование"

38,42

61,199

627,80

8

"PZU Украина"

33,93

61,518

551,54

9

СО "Доминанта"

30,12

63,211

476,58

10

"Киевский страховой дом"

28,96

51,838

558,73

Источник: МТСБУ

Топ-10 компаний, продающих самые дорогие полисы ОСАГО, второй квартал 2016 года

Страховая компания

Стоимость полиса ОСАГО, грн

1

"Колоннейд Украина"

956,10

2

"Страховой капитал"

946,70

3

Украинская страховая группа

774,39

4

"Талисман страхование"

751,77

5

"Граве Украина"

744,69

6

"Мотор-гарант"

741,94

7

"ИНГО Украина"

736,89

8

Украинская охранно-страховая компания

730,40

9

"Здорово"

691,85

10

"Экспресс страхование"

681,95

Источник: МТСБУ

Топ-10 компаний, продающих самые дешевые полисы ОСАГО, второй квартал 2016 года

Страховая компания

Стоимость полиса ОСАГО, грн

1

"Интер-полис"

345,04

2

"Гарантия"

356,50

3

"Оранта"

366,78

4

"Украинский страховой стандарт"

369,10

5

"Мега-гарант"

383,13

6

"АСКО-Донбасс северный"

386,26

7

"Провидна"

392,63

8

"Скарбниця"

398,02

9

"Княжа"

404,53

10

"Оранта-Сич"

407,85

Источник: МТСБУ

Несмотря на рост, хоть и незначительный, количества заключенных договоров ОСАГО, в МТСБУ отмечают тенденцию постепенного сокращения количества транспортных средств, у водителей которых есть полис "автогражданки".

Если в 2014 году уровень обеспечения транспортных средств страховками составлял 78%, то по результатам 2015 года он сократился до 73%.

"Количество незастрахованных водителей растет. Если в первом полугодии 2015 года МТСБУ компенсировало потерпевшим убытки по 916 обращениям в ДТП, где виновник не застраховал свою ответственность, то за первое полугодие 2016 года таких выплат было 1 238", — подсчитал гендиректор МТСБУ Владимир Шевченко.

Чтобы оперативно выявлять незастрахованных водителей, МТСБУ планирует объединить свою базу данных с базами полиции. Это позволит полицейским не только оперативно проверять наличие страхового полиса у водителя, но и отправлять предупреждения водителям, чья ответственность не застрахована.

Впоследствии полиция может получить возможность дистанционно штрафовать нарушителей за отсутствие полиса ОСАГО.

На ремонт не хватает

В январе-июне страховщики выплатили потерпевшим по 58,7 тыс страховых случаев 649,79 млн грн возмещений, что почти на 30% больше, чем за аналогичный период 2015 года.

По данным полиции, за шесть месяцев 2016 года число ДТП возросло на 20,3%, а количество ДТП с пострадавшими — на 27,8%. В январе-июне произошло 72,2 тыс ДТП, 15,5 тыс человек получили травмы, еще 1,4 тыс человек погибли.

Среди основных причин ДТП с пострадавшими — превышение безопасной скорости (29,4% случаев), управление автомобилем в нетрезвом состоянии (15%), нарушение правил маневрирования (14%), нарушение правил проезда перекрестков (8,1%), несоблюдение дистанции (6,9%).

Правда, средняя сумма выплаты по ущербу имуществу по-прежнему небольшая — менее 12 тыс грн при максимальном размере выплаты 100 тыс грн.

Самые щедрые страховщики, второй квартал 2016 года

Страховая компания

Средняя сумма выплаты, грн

1

Украинская охранно-страховая компания

28 641,28

2

"Мотор-гарант"

24 369,35

3

"Европейский страховой союз"

19 720,00

4

"Юнисон страхование"

19 645,02

5

СО "Ильичевское"

18 962,39

6

"Кредо"

18 036,36

7

"Талисман страхование"

17 726,17

8

"Мега-гарант"

17 614,50

9

"Аско-медсервис"

17 483,04

10

"Дом страхования"

17 023,42

Источник: МТСБУ

Самые экономные страховщики, второй квартал 2016 года

Страховая компания

Средняя сумма выплаты, грн

1

"Доминанта"

3 364,03

2

"Юнивес"

7 465,46

3

"Интер-полис"

8 139,32

4

"Оранта"

9 713,25

5

"Европейский страховой альянс"

10 566,83

6

"Альфа-гарант"

10 775,50

7

Украинская транспортная страховая компания

11 238,93

8

"Уника"

11 427,03

9

"Скарбниця"

11 489,05

10

"Саламандра-Украина"

11 609,81

Источник: МТСБУ

Правда, даже небольшую сумму получить удается далеко не всем. Во втором квартале в МТСБУ поступила 391 жалоба на действия СК.

Страховая компания

Число жалоб

Соотношение количества жалоб к общему количеству урегулированных страховых событий, %

1

Украинская транспортная страховая компания

101

16,97

2

Украинская охранно-страховая компания

54

72,97

3

"Оранта"

41

1,38

4

"Эталон"

25

13,16

5

"Провидна"

21

0,94

6

"Киев Ре"

14

6,51

7

СО "Доминанта"

11

0,41

8

Украинская пожарно-страховая компания

11

0,97

9

"Альфа-гарант"

10

1,38

10

"Европейский страховой союз"

10

2,15

Источник: МТСБУ

Еще одна проблема — сроки урегулирования убытков. Средний срок составляет 154 дня. При этом 48,3% страховых случаев урегулируются в течение 90 дней.

Компании-лидеры по срокам урегулирования страховых событий, второй квартал 2016 года

Страховая компания

Средний срок урегулирования страховых требований по ущербу имуществу от даты ДТП до даты последней выплаты, дней

1

"Саламандра-Украина"

55

2

"Аско-Донбасс северный"

58

3

"PZU Украина"

63

4

СГ "ТАС"

65

5

"Країна"

81

6

"Юнивес"

82

7

"Княжа"

84

8

"Кредо"

86

9

"Уника"

90

10

"Украинский страховой стандарт"

90

11

"Скарбниця"

90

Источник: МТСБУ

Компании-антилидеры по срокам урегулирования страховых событий, второй квартал 2016 года

Страховая компания

Средний срок урегулирования страховых требований по ущербу имуществу от даты ДТП до даты последней выплаты, дней

1

УОСК

516

2

"Аска"

515

3

УТСК

371

4

"Эталон"

258

5

"Дом страхования"

252

6

Европейский страховой альянс

223

7

"Мотор-гарант"

195

8

"Колоннейд Украина"

176

9

"Киев Ре"

169

10

Харьковская муниципальная страховая компания

163

Источник: МТСБУ

"Срок 110 дней обусловлен наличием регрессных выплат, требования по которым могут выставляться страховщику и через год после страхового события, и которые также влияют на общую статистику. Также присутствуют задержки на этапах согласования суммы страховой выплаты с потерпевшим.

Расчет суммы возмещения по полису ОСАГО осуществляется с учетом износа, что часто вызывает несогласие пострадавшей стороны и необходимость дополнительных разъяснений и переговоров", — объясняет заместитель вице-президента по операционной деятельности СК "АХА страхование" Руслан Грабко.

"Основная причина большого срока урегулирования — в сроках рассмотрения отдельных дел со смертельным исходом. Такие дела не могут "закрываться" быстро, поэтому и искажают статистику", — объяснили в "Альфа-страховании".

Примечательно, что по закону страховщик должен заплатить потерпевшему возмещение не позднее чем через 90 дней после того, как будет собран полный пакет документов. Однако МСТБУ считает срок выплаты от момента ДТП.

"Если учесть, что сбор документов занимает около 30 дней, получается, что, по методике бюро, выплату потерпевший должен получить через 120 дней. Большинство СК в этот период укладывается", — говорит генеральный директор ассоциации "Страховой бизнес" Вячеслав Черняховский.

Страховщики утверждают, что быстрее всего удается урегулировать страховые события, выплата по которым была оформлена при помощи "европротокола".

"В Украине по-прежнему низкий удельный вес убытков, оформляемых участниками ДТП при помощи "европротоколов". В среднем по рынку он составляет 15%, в нашей компании — около 30%, в Европе — 90%. Полиция для оформления ДТП привлекается в крайних случаях, при наличии пострадавших.

Ожидание страховыми компаниями документов от полиции и судов — одна из причин длительных сроков получения компенсаций", — считает Грабко.

Правда, страховщики сетуют, что именно в этом сегменте наиболее часто встречается мошенничество. Хотя максимальный размер по такой выплате — 50 тыс грн, мошенникам зачастую достаточно и такой суммы.

Проблемное место

В целом ситуация на рынке ОСАГО, по признанию его участников, плачевная.

"На рынке остаются системные проблемы: недобросовестная конкуренция, длительные сроки урегулирования, сложная экономическая ситуация в стране, вынуждающая автовладельцев откладывать ремонт автомобилей и использовать суммы возмещений на другие цели, что провоцирует конфликты со страховыми компаниями относительно размера возмещения", — сетует Грабко.

Решить проблемы можно: уже несколько лет своей очереди ожидают новая редакция закона "О страховании" и изменения в закон "Об ОСАГО". Однако для депутатов они не первоочередные. Из-за этого не удается реализовать много проектов, которых ждет рынок, в частности, электронных полис.

"Этот проект предусматривает переход от бумажного полиса к электронному, что уже давно стало стандартом на подавляющем большинстве рынков. Это позволяет решить целый комплекс проблем — от контроля тарифов до противодействия мошенничеству с бланками полисов", — объясняет Грабко.

Другой проект — прямое урегулирование. Он предполагает, что убыток потерпевшему будет выплачивать тот страховщик, который продал ему полис. А уже после выплаты этот страховщик получит компенсацию от страховщика ответственности виновника в ДТП через созданный при МТСБУ расчетный центр.

Такой подход заставит клиентов более осознанно подходить к выбору страховой компании. Весной участники рынка попытались самостоятельно запустить пилотный проект по прямому урегулированию, но на пути стал АМКУ.

Он должен решить, не нарушают ли такие действия антимонопольное законодательство. Хотя запуск проекта планировался еще в мае, ответа от комитета до сих пор нет.

Виктория Руденко, журналист FinClub