Путь закона: что влияет на работу парламента

Путь закона: что влияет на работу парламента

Среда, 15 июня 2016, 15:01 -
Насколько быстро законопроект проходит все стадии принятия, от чего это зависит, и можно ли ускорить рассмотрение документа? Можно. DataVox разобрал на молекулы этот процесс и пришел к ряду неожиданных выводов.

12 мая 2016 года Верховная Рада установила рекорд по скорости принятия законопроекта.

Понадобился всего день, чтобы законопроект о работе Генпрокуратуры, инициированный 11 мая Виктором Королем (БПП), был зарегистрирован, прошел комитет, а на следующий день был проголосован и подписан президентом.

Всего за сутки законопроект прошел 12 стадий законодательного процесса.

Это примерно в 116 раз быстрее, чем прохождение среднестатистического украинского законопроекта.

VoxUkraine задался вопросом, что влияет на время принятия законопроекта, и как долго он будет дрейфовать по коридорам Верховной Рады, прежде чем попадет на подпись президенту.

DataVox предложил инструментарий, который позволяет ответить на этот вопрос.

Определения и данные

Инициатор — депутат, который инициирует законопроект. Этот депутат стоит первым в списке авторов законопроекта и считается формально главным автором. Все остальные — это соавторы. Формальный инициатор законопроекта не всегда является реальным автором. В анализе не учтен этот нюанс.

Исполнитель — депутат, возглавляющий комитет, через который проходит законопроект. Этап рассмотрения законопроекта в комитете является одним из ключевых в законодательном процессе. На этом этапе можно как притормозить процесс, так и ускорить.

Период анализа: ноябрь 2014 года — май 2016 года. В данной статье автор сосредоточился исключительно на законопроектах. Источники данных — data.voxukraine.org и opendata.rada.gov.ua.

Самые быстрые и самые медленные

За время работы Верховной Рады восьмого созыва в парламенте были зарегистрированы 3 876 законопроектов, из которых 421 подписал президент. В таблице представлены топ-5 самых "быстрых" и самых "медленных" актов.

 Натисніть для збільшення

В среднем, законопроект проходит все стадии от регистрации и до подписания президентом за 116 дней. Однако средняя оценка — очень грубая метрика.

Есть законопроекты, который принимаются за день-два, а есть те, которые "маринуются" по 400-500 дней. Целесообразным будет взглянуть на распределение количества подписанных законопроектов по временным интервалам, а также на кумулятивную кривую.

 Натисніть для збільшення

Из графика распределения можно сделать несколько выводов.

1. 85% принятых законопроектов прошли весь законодательный процесс за  период от одного дня до шести месяцев.

2. Наибольшее количество принятых законопроектов — 80 или 19% — прошли все стадии за период от 30 до 60 дней.

3. Больше половины — 57% — принятых законопроектов прошли весь путь за четыре месяца.

Итак, если опираться только на эти данные, то можно сказать, что у случайно выбранного законопроекта шансы быть принятым и подписанным — чуть меньше 11%, и весь путь займет, скорее всего, меньше шести месяцев.

Самые эффективные инициаторы и исполнители

От кого и от чего зависит скорость прохождения проекта? Больше всего — от двух субъектов законодательного процесса: инициатора и исполнителя.

Оценка эффективности работы представителей законодательной власти — актуальный вопрос для многих развитых стран. Например, в США существует исследовательский проект оценки законодательной эффективности конгрессменов thelawmakers.org.

В его рамках была разработана методология, которая основывается на оценке важности каждого инициированного законопроекта. Могут быть проекты не очень важные — о переименовании улицы, важные — о публичных закупках, фундаментальные — о внесении изменений в конституцию в части правосудия.

Автор пока использует более простой индикатор эффективности законодателей: отношение принятых законопроектов к общему числу инициированных.

Ожидаемо первое место занимает президент Петр Порошенко. Кроме того, что он самый эффективный законодатель — 82% от всех поданных от его имени законопроектов стали законами, его инициативы намного быстрее других проходят все этапы законодательного процесса — в среднем 60 дней.

С большим отставанием от президента дальше следует правительство — 27,5% и 95 дней. За третье место борются президентская партия "Блок Петра Порошенко" — 9,4% и 127 дней — и Радикальная партия Олега Ляшко — 17% и 131 день.

Разница во времени принятия проектов не критична: четыре дня в пользу БПП. Однако законотворческая эффективность Радикальной партии почти вдвое выше.

 Натисніть для збільшення

Из рисунка видно, что имеет место отрицательная связь между двумя показателями, коэффициент корреляции: R = -0,79. Чем выше процент принятых проектов, тем меньше времени в среднем уходит на принятие одного акта.

Причины такой связи могут быть разные: политический авторитет инициатора, его связи с исполнителем — главой комитета, "состояние здоровья" коалиции.

Инициатор законопроекта — это лишь одна сторона медали. Вторая — комитет, который наделен своеобразной исполнительной властью в парламенте.

Комитеты отличаются количеством участников, их средним возрастом и гендерным распределением, средним рейтингом iMoRe для депутатов, который отображает, как тот или иной депутат голосует за реформаторские законы.

Из таблицы видно, что из 27 комитетов выделяются два: по иностранным делам и по вопросам европейской интеграции. Оба имеют очень высокий процент принятых законопроектов — 72% и 64% — и тратят меньше всего времени на свою работу — 50 дней и 51 день. Чем же они так особенны?

Во-первых, высокий средний рейтинг iMoRe среди представителей комитетов. У комитета по иностранным делам — 206,3, если вынести за скобки представителей "Оппоблока" С. Ларина — 0 и Ю. Левочкину — 2. У комитета по вопросам евроинтеграции — 183,16, без А. Вилкула — 5,75 и В. Балоги — 66.

Во-вторых, гендерное равенство. В обоих комитетах почти одинаковое количество мужчин и женщин.

Пять наиболее и наименее эффективных комитетов

 Натисніть для збільшення

Что влияет на время прохождения проекта

Уже известно, сколько может занять процесс принятия законопроекта, кто наиболее эффективный законодатель, и какой исполнитель наиболее трудолюбивый. Что еще влияет на время прохождения законопроекта?

Эту задачу можно решить с помощью несложного "древесного" алгоритма, который измерит информативность каждого признака.

Создание и отбор признаков - творческий процесс. Чтобы подобрать релевантные, требуется понимание функционирования парламента, большое число решенных задач на парламентских данных и хорошая интуиция.

Авторы создали десять признаков, этот список хорошо отражает парламентскую работу. Однако они готовы принять комментарии и усовершенствовать перечень.

1. Разница в рейтинге iMoRe — это разница между рейтингами iMoRe инициатора и исполнителя законопроекта, взятая по модулю.

2. Соавторство законопроектов — количество совместно инициированных законопроектов инициатором и исполнителем.

3. Корреляция голосований — степень "похожести" голосований инициатора и исполнителя.

4. Расстояние между депутатами в зале парламента — геометрическое расстояние между местом, где сидят инициатор и исполнитель.

5. Возрастная разница — разница возрастов инициатора и исполнителя, взятая по модулю.

6. Наличие Facebook-страницы (бинарный признак) — если у инициатора и исполнителя есть страница, тогда 1, если нет — 0.

7. Фракция (бинарный признак) — если инициатор и исполнитель из одной фракции — 1, если нет — 0.

8. Профессия до работы в парламенте (бинарный признак) — если инициатор и исполнитель имели одну профессию до работы в Верховной Раде — 1, если нет — 0.

9. Старый или новый (бинарный признак) — если инициатор и исполнитель новые или оба старые в парламенте — 1, если нет — 0.

10. Пол (бинарный признак) — если инициатор и исполнитель одного пола — 1, если нет — 0.

Теперь необходимо выяснить, какие же из них более информативны, а какие нет. Этот процесс называется отбором признаков — feature selection. Для его реализации авторы используют один из "древесных" алгоритмов. В таблице приведена информативность каждого признака.

Информативность признаков

 Натисніть для збільшення

Как видно из таблицы, наиболее информативный признак — разница между реформаторскими рейтингами инициатора и исполнителя. Это в очередной раз подтверждает важность рейтинга iMoRe для депутатов. Что это означает?

Чем ближе друг к другу в рейтинге iMoRe инициатор и исполнитель, тем быстрее законопроект попадет в сессионный зал. При этом неважно — они близко в верхней части рейтинга или в нижней.

Другими словами, если закон инициирует прогрессивный депутат-реформатор, который находится в верхней части рейтинга, а комитет возглавляет депутат-ретроград, находящийся низко в рейтинге, то законопроект будет проходить комитет очень долго. При зеркальной ситуации будет тот же эффект.

В сухом остатке

Результаты кажутся неоднозначными, но вместе с тем выявляют несколько интересных закономерностей.

1. Если хотите быстро принять законопроект, найдите способ убедить президента подать его. Глава государства — самый эффективный законодатель.

2. Большинство законопроектов, 85%, проходят весь законодательный процесс в первые шесть месяцев после регистрации.

3. Наиболее эффективные комитеты — по иностранным делам, глава Анна Гопко, и по вопросам европейской интеграции, Мария Ионова. Примечательно, что их возглавляют молодые женщины, которые впервые избраны в парламент.

4. Реформаторский рейтинг депутата — iMoRe — наиболее информативный признак, который определяет время принятия законопроекта.

Дмитрий Остапчук, редактор DataVox, VoxUkraine

Авторизуйтесь чтобы писать комментарии
Коментатори, які допускатимуть у своїх коментарях образи щодо інших учасників дискусії, будуть забанені модератором без додаткових попереджень та пояснень. Також дані про таких користувачів можуть бути передані до МВС, якщо від органів внутрішніх справ надійшов відповідний запит. У коментарі заборонено додавати лінки та рекламні повідомлення
IP: 91.225.121.---Xuato18.06.2016 15:15
.Влада мріє про есерів, народовольців? Які будуть шмаляти по президентам як по зайцям, влада дуже хоче побачити анархіста діла, такого собі безмотивника, прийде на презнтацію сумочки за півмільйона і швирне гранату в тих презентуальників. Бо матір померла не в лікарні а дома, бо сина вбили в АТО а депутатів так і не призвали на війну, або той що в муках в цьому бардаці і корупції зумів дійти до пенсії а йому бурбони заявляють ти ще молодьож працюй до жоморвини, і він бере котель і швиряє в премєра чи з РПГ бьє по ВР, тому що заробив він собі діабет і дачу під рубероїд. Тобто буде Коліївщина, і будуть висіти вниз головою і президенти, і депутати і небожителі, Не беде свободи в медіа, вона зявиться на барикадах!
IP: 188.116.35.---taras_bg17.06.2016 17:59
Якщо президент не підпише Закон про зниження мита на вживані авто, то його остаточно зненавидять всі автомобілісти України.
Всі ж розуміють чия корпорація "Богдан" і знають, хто такий Гладковський (Свинарчук)...
IP: 31.129.183.---Богдан Вернигора15.06.2016 22:46
Краще ознайомтесь з дописом *шлях еліти:від людини до мавпи*
Усі коментарі