Украинская правда
Экономическая правда

Глава MasterCard Europe в Украине: Только 15% денежного трафика протекает в безналичной форме

Всеволод Некрасов, ЭП — Четверг, 10 декабря 2015, 15:27
Версия для печати Комментарии 6
Фото pcweek.ua

MasterCard является доминирующей в Украине международной платежной системой с долей рынка более 60%.

Ежегодно ее процессинговые центры в США обрабатывают операции по картам украинских банков на сотни миллиардов гривен.

Однако еще пять лет назад MasterCard была вторым номером в стране с долей не более 30%. Чтобы занять первое место, компания в 2010 году создала агрессивную стратегию развития, а для ее реализации наняла сотрудника у своего главного конкурента.

Таким сотрудником стала Вера Платонова, выпускница института Международных отношений КНУ имени Тараса Шевченко.

До прихода в MasterCard она работала менеджером по развитию бизнеса и работе с ключевыми клиентами в украинском представительстве компании Visa Inc.

Платонова перешла в MasterCard Europe в 2010 году на позицию директора по развитию бизнеса, а в феврале 2012 года стала гендиректором представительства MasterCard Europe в Украине.

В интервью "Экономической правде" Платонова рассказала, как MasterCard заняла в Украине доминирующее положение, зачем MasterCard возвращает клиенту часть потраченных средств, когда в Украине запустят конкурента PayPal и скоро ли в кассе супермаркета можно будет снимать деньги с карты.

- На чем зарабатывает MasterCard в Украине?

- Обработка транзакций по платежным картам MasterCard между банками - процессинг - наш основной бизнес в Украине. Кроме того, мы обеспечиваем держателей карт MasterCard многими дополнительными преимуществами: сервисами, бонусами, скидками.

- Чем занимается украинский офис компании?

- Начиная от контроля за обработкой транзакционного потока и заканчивая маркетингом. В частности, мы разрабатываем кампании и предложения для держателей карт.

MasterCard - это "В2В to B2C"-компания, и наши основные клиенты и партнеры - это банки. Также мы активно работаем с розничными сетями, транспортными компаниями, сервисными предприятиями. Кроме того, мы активно сотрудничаем с органами местной власти, внедряя платежные инновации в инфраструктурных объектах.

В 2015 году знаковым для нас и для всего рынка стало внедрение бесконтактных платежей в метрополитене, на фуникулере и в скоростном трамвае в Киеве, а также подписание меморандума о сотрудничестве с Львовским городским советом.

Помимо Украины, наш украинский офис управляет деятельностью компании в Молдове, а с 2015 года - в Грузии, Туркменистане, Таджикистане, Киргизстане и Узбекистане.

- Где территориально обрабатываются транзакции по украинским картам?

- Процессинг происходит в США. Есть поддерживающие хабы в ряде стран Европы. Украинский офис занимается только мониторингом этой деятельности.

- Какую долю рынка безналичных платежей вы контролируете в Украине?

- Более 60%. Когда я пришла в компанию в 2010 году, наша доля рынка была вдвое меньше. Мы создали агрессивную стратегию, которая состояла из нескольких задач.

Первая - укрепить контакты с банками. Тогда далеко не все банки были участниками системы MasterCard. Вторая - создать конкурентные преимущества, которые невозможно или сложно повторить. Для нас это инновационные продукты и уникальные сервисы.

О примере инновационного решения, бесконтактной технологии оплаты MasterCard, я уже говорила, а в качестве примера сервиса могу привести два бизнес-зала в аэропорту "Борисполь", которые открыты для держателей премиум-карт MasterCard.

- Как вы завоевывали держателей обычных карт?

- Вместе с банками мы вывели на рынок зарплатные карты Debit MasterCard, которые позволяют без комиссии снимать деньги в любом банкомате Украины. Этот продукт стал революционным. Он изменил доли платежных систем в стране и в какой-то мере доли рынка украинских банков.

- Что вам пришлось предложить банкирам, чтобы они захотели открыть свои сети банкоматов для карт конкурентов?

- Каждый банк зарабатывает на комиссии, когда в его банкомат приходит чужая карта. В Украине так сложилось, что у всех банков - свои карты и банкоматы. Поэтому решение об открытии сетей было непростым.

Ключевым в этом процессе стал Приватбанк, первым открывший свою сеть. В банке понимали, что, возможно, пойдут на определенный риск, но в то же время видели, что дополнительная услуга для клиентов может дать им конкурентное преимущество.

Сегодня все банки, выпускающие Debit MasterCard, предлагают услугу снятия денег без комиссии в банкомате другого банка. Такая услуга стала рыночным стандартом. Это позитивно влияет на рынок безналичной оплаты. Зная, что наличные можно получить в любой момент без комиссии, люди стали снимать меньше денег в банкоматах.

КТО ВЫИГРАЕТ ОТ ПЕРЕХОДА НА "БЕЗНАЛ"

- Как вы оцениваете потенциал украинского рынка безналичных платежей?

- Если количество карт сокращается, что связано с объективными факторами, то обороты по картам остаются стабильными и даже растут. За последние два года количество карт сократилось примерно на 6 млн, что связано с выводом ряда банков с рынка.

Например, у "Дельта банка", по данным НБУ, была большая эмиссия, около 2,7 млн карт. Сейчас происходит перераспределение держателей карт банка между другими банками.

Вместе с тем, обороты по всем картам в Украине в евро остаются примерно на том же уровне, что и два года назад, а количество транзакций даже растет.

- Выходит, в гривне обороты безналичных транзакций существенно растут?

- Да, потому что наличный оборот переходит в безналичный. По моим оценкам, сегодня только 15% всего денежного трафика в Украине протекает в безналичной форме. Очень хорошо, что, несмотря на кризис и все события, эта цифра продолжает увеличиваться.

Считаю, что рынок безналичных платежей не насыщен. Он будет расти, особенно после окончания кризиса и внедрения реформ в Украине. Мы все ждем реформ.

Насколько рынок наполнен банковскими картами?

- Банковскими картами рынок Украины однозначно наполнен. У нас один из самых высоких показателей количества карт на работающего человека по сравнению с развитыми странами Европы.

Количество карт на одного работоспособного человека в городах

- Это нормально?

- Это показатель растущего рынка. В странах, которые быстро развивались, где был успешный кредитный бизнес, где состоялся дебитный бизнес, который продолжает расти, количество карт большое: люди открывают по несколько карт в разных банках.

Потом происходит насыщение, люди спокойнее выбирают банки и менее активно переключаются с одного на другой.

- За выпуск каждой карты MasterCard банки получают от вас вознаграждение?

- У нас есть маркетинговые активности, которые мы проводим совместно с банками. Иногда они направлены на привлечение клиентов, иногда направлены на активацию, то есть на количество транзакций. В такие активности инвестируют и MasterCard, и банк.

- В чем заключается выгода перехода от наличных платежей к безналичным?

- В отличие от наличных платежей, безналичные можно контролировать. Если раньше государство не уделяло большого внимания этому вопросу, то сейчас он стал ключевым.

Использование безналичной оплаты дает ряд преимуществ. Например, с помощью карт люди учатся более разумно тратить свои деньги и формировать свой бюджет. То есть повышается финансовая грамотность, а это очень важно для благополучия граждан.

Развивается и карточный бизнес: внедряются инновационные технологии, растет качество услуг, они становятся более доступными для разных слоев населения. Не забывайте также про стоимость производства и обслуживания наличных денег.

- Как на вашем бизнесе отразился процесс массового вывода с рынка неплатежеспособных и проблемных банков?

- Я не только сотрудник MasterCard, но и гражданин Украины. Как гражданин я считаю, что для экономики такая чистка была необходима.

В 2013 году у нас было примерно 180 банков. Для страны с населением свыше 40 млн такое количество банков слишком большое. Например, в Индии работает всего около десяти банков. Чистка банковской системы рано или поздно должна была состояться.

Сегодня топ-10 банков держат у себя примерно 80% активов, поэтому типы бизнесов других банков вызывали вопросы. Как я уже говорила, сейчас идет перераспределение карт выведенных с рынка банков между другими игроками платежного рынка, но при этом обороты по картам остаются стабильными.

ЗАПУСК MASTERPASS И УСЛУГИ СНЯТИЯ НАЛИЧНЫХ В КАССЕ СУПЕРМАРКЕТА

- Зачем MasterCard тратит деньги на акции для владельцев карт, в рамках которых часть потраченных с карты средств возвращается клиенту?

- Маркетинг - одно из ключевых направлений. У нас он преследует три цели: привлечь новых клиентов, увеличить количество и объем транзакций, внедрить инновации и превратить их в услугу по умолчанию.

- Какова бизнес-модель вашей программы MasterCard Rewards?

- Банк и платежная система зарабатывают на каждой транзакции, которая осуществляется в торговой сети. В рамках программы MasterCard Rewards банк и MasterCard делятся с клиентом частью этого дохода. Часть средств возвращается клиенту в виде баллов на специальный счет. Эти баллы клиент может потратить на подарки. Такая бизнес-модель называется реинвестированием.

Мы понимаем, что, подарив часть нашего дохода держателю, мы его простимулируем проводить еще больше таких транзакций. Это выгодно для банков и платежной системы, они будут больше зарабатывать. Выгодно и для самого держателя карты.

Мы всегда создаем продукты, которые впоследствии приносят прибыль и сами себя окупают. Старт таким продуктам мы даем собственными финансовыми и маркетинговыми ресурсами. Впрочем, окупаемость не происходит быстро.

После старта кампании мы в среднем видим увеличение трафика на 15%. Цифра может незначительно меняться в зависимости от качества проведенной акции и сегмента, который мы охватили. Однако мы понимаем, что в дальнейшем у держателей карт выработается привычка и она даст долгосрочный эффект.

По моим подсчетам, за последние десять лет банковская система Украины вместе с платежными системами потратила на маркетинговые активности примерно 100 млн евро.

- Сколько из них потратила MasterCard?

- Достаточную долю в этой сумме.

- Поддерживаете ли вы выход на рынок Украины международных систем электронных денег, в частности, PayPal?

- Мы поддерживаем любую конкуренцию. Рынок Украины, по моим оценкам, только на шестую часть безналичный, так что на данном этапе места хватит всем. В некоторых странах Европы, например, в Турции, PayPal наш партнер.

- Почему PayPal конкурент MasterCard? Разве MasterCard работает в сфере электронных денег?

- MasterCard тоже находится в сегменте электронных денег. В 2016 году мы планируем выйти в Украине с платформой MasterPass, предназначенной для проведения расчетов в интернете. Этот сервис уже работает в 24 странах, среди которых Великобритания, Австралия, Италия, Канада, Китай, Новая Зеландия, Польша, Сингапур, США, ЮАР, РФ.

Сейчас мы совместно с банками работаем над его запуском в Украине. Пользователи MasterPass смогут оплачивать в интернете покупки с помощью банковских карт и электронных денег без необходимости повторно вводить свои персональные данные, адрес доставки, реквизиты банковской карты.

С помощью MasterPass украинцы смогут быстро и безопасно покупать товары в интернете по всему миру. Можно сказать, что этот сервис будет аналогом технологии NFC в мире интернета.

- Но он не решит проблему трансграничных переводов, как PayPal.

- MasterPass - это способ расчета с торговцами. Проблема трансграничных переводов связана с определенными законодательными ограничениями в Украине. Они у нас достаточно жесткие, потому что у НБУ сильная позиция по борьбе с "отмыванием денег". В принципе, такая позиция правильная.

При этом необходимо создавать инструменты, которые дадут возможность проверять и контролировать денежные потоки, выявлять в них подозрительные схемы, одновременно позволяя совершать законные операции.

- Опасаетесь ли вы конкуренции со стороны Bitcoin и технологии, на основе которой он создан?

- Мы наблюдаем за тем, как развивается эта платежная система. Много вопросов с точки зрения инструментария и правил ее работы. Я пока не могу четко ответить, насколько успешными в дальнейшем будут такие платежные системы.

На глобальном уровне мы тоже интересуемся такими технологиями и даже инвестируем в совместные проекты. В октябре 2015 года канадский банк CIBC совместно со страховой компанией New York Life и венчурными фирмами Transamerica Ventures и Bain Capital Ventures MasterCard инвестировал в Bitcoin-инкубатор Digital Currency Group.

- Как у вас складываются отношения с Национальным банком?

- С НБУ у нас очень сильные партнерские отношения. Мы часто общаемся, предоставляя свою экспертизу по законодательству стран Европы. Нередко встречаемся и обсуждаем, какие проекты можно запустить в Украине.

Один из последних проектов, который мы обсуждали, - это Pay With Cashback, когда держатель карты может на кассе в магазине при покупке любого товара попросить выдать ему наличные деньги в сумме до 500 грн.

До недавнего времени существовал ряд законодательных ограничений, препятствующих реализации такого проекта. Сам проект очень нужен с точки зрения уменьшения оборота денежной массы. После его запуска люди реже будут идти к банкоматам для снятия наличных денег, а в кассах торговцев уменьшится объем наличности.

Национальный банк пошел нам навстречу. Думаю, мы скоро запустим этот проект.

- Почему MasterCard тратит деньги на продвижение в Украине бесконтактной технологии?

- Развитие бесконтактных технологий - одно из ключевых направлений работы нашей компании в мире. Сегодня уже более 3 млн торговцев в 70 странах принимают платежи с технологией бесконтактной оплаты MasterCard.

Бесконтактная технология увеличивает количество торговых транзакций. Сейчас на бесконтактной карте есть магнитная полоса, чип и бесконтактная технология. Мы надеемся в будущем прийти к тому, что на карте будет только бесконтактная технология.

В течение последних пяти лет MasterCard в Украине также делает упор на внедрение инноваций. "Бесконтакт" - это окно в такие социально важные сегменты как транспорт, обслуживание больших мероприятий, социальные проекты.

Процент бесконтактных терминалов

ПЛАНЫ И ПРОГНОЗЫ

- Какие планы у MasterCard в Украине на 2016 год?

- Мы хотим продолжать расти вместе с украинскими банками, поэтому ждем, когда банковская система снова перейдет к этапу роста.

В 2016 году, согласно нашей стратегии, мы будем развивать транспортные проекты и перейдем к широкой социальной сфере. Есть огромное количество социальных льгот, которые с точки зрения повышения контроля и прозрачности начисления стоит перевести на платежные технологии. Сейчас мы общаемся с государством на эту тему.

Много внимания продолжим уделять лояльности. В 2016 году перейдем от продвижения программ лояльности для премиальных карт к продвижению среди массового портфеля. Планируем вывести продукт, который позволит держателю любой карточки получать преимущества и баллы напрямую от MasterCard, а не только от банков.

Наконец, это вывод MasterPass. Мы сфокусируемся на электронной коммерции. В Украине количество транзакций в e-commerce ежегодно стремительно растет. Это происходит без особых усилий со стороны банков и платежных систем. Наша задача на 2016 год - привлечь как можно больше электронных торговцев к расчетам картой.

- Какие тенденции вы ожидаете увидеть в 2016 году на финансовом рынке?

- Еще какое-то время будет продолжаться чистка банковской системы. Портфель клиентов банков перераспределится между основными игроками, усилится роль госбанков. В целом стабильность и надежность финансового рынка должна повыситься.

Ожидаем определенного успокоения общества по поводу стабильности банковской системы. Возможно, в 2017 году мы придем к какому-то оживлению кредитования.

Все про: MasterCard, банки, наличка

powered by lun.ua

Комментарии — 6

spitfire _ 13.12.2015 18:08
IP: 5.39.79.---
"В отличие от наличных платежей, безналичные можно контролировать. Если раньше государство не уделяло большого внимания этому вопросу, то сейчас он стал ключевым."

чи означає цей вислів, що політика компанії Mastercard дозволяє необмежене поширення інформації про транзакції клієнтів, в тому числі незаконна передача її державним установам, тобто систематичне порушення умов конфіденційності?

англійське слово control означає в першу чергу 'керування'.
чи значить це твердження, що компанія Mastercard дозволяє стороннім особам втручатись у дії клієнтів її платіжної системи, в т.ч. перешкоджати проведенню певних платежів, проводити небажані платежі з рахунків клієнтів?

власне, які саме стосунки у Mastercard із українською та американською державами?
чи вважає компанія можливим незаконенне сприяння державним установам для отримання конкурентної переваги та збільшення ринкової частки?
pylypivan _ 12.12.2015 03:17
IP: 74.14.171.---
"Монополии в различных сферах вредные для украинской экономики. Крупные предприятия договариваются между собой о ценах, условиях предоставления услуг или продажи товаров, активно внедряют свою политику. Поэтому средняя стоимость услуг или товаров растет, условия для потребителей ухудшаются. Поскольку конкуренция отсутствует, то предприятия, предоставляющие услуги или производящие товары, развиваются очень медленно", - говорит "Знай" Александр Жолудь, аналитик Международного центра перспективных исследований.
42 процента рынков в Украине монополизированы. Об этом сообщил Юрий Терентьев, председатель Антимонопольного комитета Украины.
pylypivan _ 12.12.2015 03:14
IP: 74.14.171.---
Еще одна монополия нарисовалась. Сами же и себя выдали - 60 процентов рынка у одного игрока это уже подсудное дело. Куда смотрит Антимонопольный Комитет Украины?
Александр Карпов _ 11.12.2015 12:01
IP: 93.75.12.---
#priceless Почти по Булгакову: факты и их разоблачение.
Читайте #вдумчиво

МастерКард: "MasterCard является доминирующей в Украине международной платежной системой с долей рынка более 60%."

Закон України "Про захист економічної конкуренції", Стаття 4 Частина 2. Суб'єкти господарювання, органи влади, органи місцевого самоврядування, а також органи адміністративно-господарського управління та контролю зобов'язані сприяти розвитку конкуренції та не вчиняти будь-яких неправомірних дій, які можуть мати негативний вплив на конкуренцію.

Как там дела в Киевском и Львовском общественном транспорте, где принимают только МастерКард?
Александр Карпов _ 11.12.2015 11:57
IP: 93.75.12.---
#priceless Почти по Булгакову: факты и их разоблачение. Google готов поспорить с количеством банков в Индии (10 - по версии МастерКард), а здравый смысл и "наш спектральный анализ" утверждают, что действующим украинским банкам цифра "10" в таком контексте также нравится не особенно.
Сайты Укрэксимбанка, Ощадбанка и ПриватБанк содержат информацию о тарифах по МастерКард Дебит, и они, при снятии наличных примерно такие же, как и по другим продуктам: от 1 % + 5 грн.
По версии же МастерКард: "Сегодня все банки, выпускающие Debit MasterCard, предлагают услугу снятия денег без комиссии в банкомате другого банка. Такая услуга стала рыночным стандартом. "
МастерКард: "Каждый банк зарабатывает на комиссии, когда в его банкомат приходит чужая карта. В Украине так сложилось, что у всех банков - свои карты и банкоматы. Поэтому решение об открытии сетей было непростым".
Реальность: С 1996 года, после появления АТМ у РБА и ПриватБанк банкоматная сеть любого банка открыта для всех клиентов.



Также в разделе

Авторизация





Если вы новый читатель, пожалуйста, зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Вы можете войти под своим аккаунтом в социальных сетях:
Facebook   Twitter   Вконтакте