Интерес государства к 4G очевиден: конкурсы 2017 года могут принести легкие деньги в бюджет. К тому же, проект улучшит инвестпривлекательность страны и имидж президента. Путь к прогрессу, однако, может оказаться тернистым.
Нацкомиссия по вопросам регулирования связи и информатизации 18 августа приняла проект распоряжение Кабмина об утверждении плана мероприятий на 2015-2017 годы по внедрению стандарта связи четвертого поколения - 4G.
Решение регулятора - это реакция на указ президента, который распорядился начать подготовку к запуску новой технологии.
"Это будет первый случай, когда на сайте регулятора будет опубликован прозрачный план внедрения 4G", - заявил глава НКРСИ Александр Животовский.
По его данным, есть пять диапазонов, где можно внедрять 4G: 800 МГц, 900 МГц, 1 800 МГц, 2 300 МГц и 2 500 МГц.
Реклама:
Интерес к технологии задекларировали восемь компаний: тройка крупнейших мобильных операторов ("Киевстар", "МТС-Украина", "Астелит"), CDMA-оператор "Интертелеком" и близкий к нему "Первый инвестиционный союз", "Укртелеком" и его дочернее предприятие "Тримоб", WiMax-оператор "Интеллеком" (ТМ Giraffe).
Интерес государства к 4G очевиден: конкурсы 2017 года могут принести легкие деньги в бюджет - 3G-конкурс 2015 года принес 11 млрд грн. К тому же, этот проект улучшит инвестпривлекательность страны и имидж президента.
Однако сами операторы вряд ли будут готовы к следующему конкурсу уже через два года. "Киевстар", МТС и "Астелит" только начали запускать свои 3G-сети и уже столкнулись с тем, что новая услуга не по карману многим пользователям.
Все на последний момент
В распоряжении ЭП оказался проект плана мероприятий по внедрению 4G.
Согласно этому документу, единственным интересным мероприятием, которое должно состояться до конца 2015 года, будет выбор иностранной компании, которая проведет научно-исследовательскую работу по возможным вариантам использования радиочастотного спектра в Украине.
Стоимость такой услуги - около 400 тыс евро. Заплатят за нее участники рынка. Выбранная компания будет трудиться над вариантами частотных реформ весь 2016 год, и только в начале 2017 года должно начаться самое интересное.
За этот год регулятор должен подготовить и провести открытые тендеры по выдаче лицензий на 4G, чему будут предшествовать горы бумажной работы. В том, что все удастся сделать за год, сомневаются даже сами представители НКРСИ. Однако они признают, что указ подписан, и им придется постараться.
|
Александр Животовский. Фото forbes.ua |
Телевидение подкачало
Первой преградой для внедрения 4G может стать телевидение. В плане есть пункт, согласно которому Нацсовет по вопросам ТВ и радиовещания обязан будет до конца первого полугодия 2017 года освободить часть радиочастотных полос, предназначенных для телевидения, на нужды 4G-связи.
Речь идет о так называемом первом цифровом дивиденде - так на западе принято называть радиочастоты, которые освободились в ходе перехода телевидения с аналогового на цифровой формат вещания. Это частоты в диапазоне 790-860 МГц. В Европе на них уже проведены тендеры.
Операторы находят этот спектр особенно "вкусным", так как он позволяет добиться более широкого радиуса действия базовых станций, чем в других диапазонах. Значит, операторам нужно будет потратить меньше денег на оборудование.
Эти частоты используются, главным образом, для обеспечения покрытия мобильным скоростным интернетом в частом секторе, где густота проживания населения в разы меньше, чем в районах многоэтажной застройки.
В Украине отдать эти частоты мобильным операторам до середины 2017 года будет сложно. Нацсовет уже провалил переход на цифровое эфирное вещание до середины июня 2015 года согласно международному соглашению "Женева-2006" и потребовал отсрочки минимум на несколько лет.
Это связано с тем, что не все социально необеспеченные граждане обзавелись ТВ-тюнерами, а также с тем, что монопольный провайдер цифрового ТВ компания "Зеонбуд" не обеспечил повсеместного эфирного покрытия.
Первые признаки того, что планы телекоммуникационного и телевизионного регуляторов по развитию новых технологий не совпадают, появились на заседании НКРСИ 18 августа. Комиссия не согласовала подготовленный Госспецсвязи проект изменений в план использования радиочастот об отсрочке дедлайна отключения аналогового ТВ до 1 января 2019 года.
Как заявил Животовский, хотя в сфере внедрения "цифры" есть сложности, давать на их решение еще три года абсолютно нелогично. В таком случае будет завалена президентская программа по внедрению LTE до конка 2017 года - на тендер не получится выставить самые популярные частоты.
Поэтому НКРСИ предложила уменьшить затребованный Госспецсвязи срок с 1 января 2019 до конца первого полугодия 2017 года.
|
Фото unian.net |
Непонятно, почему Госспецсвязи вообще считает, что отключение аналогового ТВ нужно так сильно отстрочить. Даже по оценкам члена Нацсовета Григория Шверка, первое января 2019 года - это довольно далекий срок.
Хотя, добавляет Шверк, середина 2017 года - тоже нереальная дата. К этому времени полный переход на цифру, по его оценкам, вряд ли произойдет. Он говорит, что массовое отключение аналогового сигнала планируется начать в 2017 году и проводить до конца 2017 года.
Кроме того, подмечает Шверк, в ближайшее время условия игры могут снова поменяться, и, естественно, намеченные сроки рискуют сдвинуться.
По его словам, "Укрчастотнадзор" начал работу по очередной "перепланировке" спектра, используемого телевидением. Основным драйвером этого процесса, говорит Шверк, являются изменения на рынке Европы.
Там вовсю идет работа по выведению из пользования телеканалами второй порции радиочастот для нужд мобильного интернета. Украина тоже хочет включиться в этот процесс. В итоге, украинские цифровые сети снова могут быть перепланированы, что затронет и "Зеонбуд".
Кто первый встал, того и спектр
Второй преградой для выставления телевизионных частот в диапазоне 790-860 МГц на тендер 2017 года могут быть решения самого регулятора от 2014 года.
Тогда НКРСИ продлила CMDA-оператору "Интертелеком" действие лицензий в этих полосах вплоть до 2026 года. Хотя комиссия обычно выдает лицензии на пять лет, компания воспользовалась законным правом и доплатила за более длительный срок продления лицензий по 10% от их стоимости за каждый год.
Очевидно, "Интертелеком" исходил из того, что в будущем эти частоты будут стоить гораздо больше. Выходит, что CDMA-оператор досрочно "купил" долю в цифровом дивиденде. Если даже НКРСИ в 2017 году перепланирует этот спектр, за компанией все равно сохранится место на рынке.
Совершенно иначе обстоят дела у других лицензиатов в спектре 800 МГц. У "Телесистем Украины" - PEOPLEnet - и "Астелит" - life:) - срок действия лицензий на CDMA-частоты истекает 1 января 2016 года.
PEOPLEnet решила отказаться от большей части спектра, а life:) свои CDMA-частоты не использует и думает, что с ними делать. Времени на раздумья у компании осталось немного - до конца августа. Дольше думать нельзя, так как истекают сроки подачи заявки на продление документа.
|
Фото Германа Богапова |
Поровну пока не делится
Наконец, третья ключевая сложность, с которой НКРСИ, скорее всего, столкнется в 2017 году при ускоренной подготовке к конкурсу, - это справедливое перераспределение частот в нынешних GSM-диапазонах - 900 Мгц и 1800 МГц.
Это тоже лакомые кусочки для LTE. Более 50% этого спектра сконцентрировал "Киевстар". Уже не первый год компания не хочет безвозмездно делиться частотами с конкурентами - в свое время она заплатила за эфир много денег.
В плане мероприятий по внедрению 4G указано, что частоты для новой технологии нужно будет использовать на равной и недискриминационной основе. То есть, скорее всего, спектр предстоит переделить между участниками.
Представители НКРСИ, с которыми ЭП пообщалась в кулуарах комиссии, пока не могут дать гарантии, что спектр обязательно будет поделен на равные доли в каждом диапазоне. Они обещают дождаться выводов западной компании.
Однако можно предположить, что если исследователь возьмет за основу европейский опыт, то спектр таки будет поделен на равные кусочки. В Европе к обеспечению конкуренции относятся серьезно и не допускают концентрации такого ограниченного ресурса как частоты в одних руках.
Ключевым моментом может оказаться не сам передел, а компенсация частотным монополистам за потерю купленного эфира. Скорее всего, ее не будет. Вполне может оказаться, что "Киевстар", например, напрасно переплачивал сотни миллионов гривен ежегодно за то, что хранил эфир на будущее.
К слову, если будет принято решение о переделе спектра, то оно может больно ударить не только по лидеру рынка мобильной связи, но и по СКМ.
Подконтрольная группе компаний Рината Ахметова структура "ММДС-Украина" на эксклюзивных условиях владеет частотами для LTE в 2,6 ГГц и, по информации собеседников ЭП, готовит их к продаже. Скорее всего, ими придется поделиться.
Если хотя бы одна из упомянутых компаний не договорится с НКРСИ, то в начале 2017 года эта сфера может обрасти судебными разбирательствами, которые вряд ли закончатся за год. Это поставит под сомнение проведение открытых конкурсов для всех участников рынка на равных правах.