Реклама:
3G жжет: пусть абоненты платят за то, чего нет

3G жжет: пусть абоненты платят за то, чего нет

Пятница, 31 июля 2015, 11:47 -
Маркетинговая политика украинских операторов в отношении 3G напоминает анекдот про чукчу. Тот утром посадил картошку, а в обед уже выкапывает. "Чукча, почему уже выкапываешь?". "Оцень куcать хоцется".

Маркетинговая политика украинских операторов в отношении новой услуги 3G напоминает старый анекдот про чукчу.

Тот утром посадил картошку, а в обед уже выкапывает. Его спрашивают: "Чукча, почему уже выкапываешь?". "Оцень куcать хоцется", - отвечает он.

Операторы еще не успели развернуть 3G-сети в большинстве городов, а кушать им уже хочется.

Однако абонентов мобильной связи пока тяжело убедить перейти на новые 3G-тарифы. Тем более, что расценки на новую услугу оказались в несколько раз выше существующих тарифов, а ее качество часто довольно сомнительное.

Реклама:

По данным Украинского государственного центра радиочастот, на 24 июля в Украине было выдано 2,1 тыс разрешений на эксплуатацию базовых 3G-станций. Это в 20 раз меньше, чем количество станций в Украине, запустившихся до 3G.

Большинство станций работает в стандарте 2G. Они покрывают всю территорию Украины и обеспечивают связью, по данным Госстата, 61,5 млн сим-карт.

Каждый третий украинский абонент имеет смартфон.

По данным компании E&C, в 2015 году мобильным интернетом пользуются 24,7 млн абонентов. Причем 22,5 млн получают эту услугу от новых лицензиатов 3G - "Киевстар", "МТС-Украина" и "Астелит" - преимущественно в 2G-сетях через смартфоны и модемы по технологии EDGE по демократичным ценам.

Чтобы переманить этих абонентов в 3G-сети, нужно убедить их в том, что им необходимо ускорение доступа к мобильному интернету за большие деньги.

Разумеется, сделать это сложно. Часть пользователей инертна, чтобы следовать изменениям в технологиях, а другая их часть достаточно умна и прагматична, чтобы не поддаваться искушению после просмотра яркой 3G-рекламы.

Поняв это, операторы начали в одностороннем порядке менять условия старых популярных тарифных планов, включая в них лимитированное 3G и вычеркивая безлимитный EDGE. Основная мотивация - так абоненту будет лучше и удобнее.

Особняком стоит только "МТС-Украина". Оператор по каким-то причинам пока не начал масштабного развертывания 3G-сети - возможно, в связи с предстоящей сменой бренда на Vodafone - и по-прежнему подключает абонентов на сеть своего 3G-партнера "Тримоб" только по их заявкам.

Прощай, дешевый безлимит от life:)

Подобные метаморфозы произойдут, например, с массовым тарифом life:) Communicator.  С 29 июля этот тариф больше не предусматривает безлимитный GPRS-трафик. Вместо этого в него включается 1 Гб трафика на скорости 3G, но с лимитом не больше 50 Мбит в день.

За то, что теперь кое-где - где уже построена новая сеть - будет скоростной 3G, а не почти повсеместно доступный EDGE, абоненту придется еще и доплатить. Абонплата в тарифе повышается с 59 грн до 69 грн в месяц. К тому же за каждые дополнительные 50 Мбайт в день придется платить еще по 3 грн.

Похожие изменения произойдут и в ряде других тарифных планов оператора. Суть их одна: повысить абонентскую плату, якобы дав взамен абоненту новое качество услуги - большую скорость от 3G. Такие изменения вызвали негодование в рядах считающих каждую гривну абонентов life:). А таких немало.

"Покриття 3G є не по всій території України, а тільки в певних населених пунктах. Це обмежує мене в користуванні послугою, бо я не постійно перебуваю в зоні покриття 3G. Цілеспрямовано було б такі пакети вводити після того, як вся територія нашої держави мала би покриття 3G. Політика вашої компанії обурює!" - восклицает один из абонентов компании на ее страничке в соцсети Facebook.

На такие возгласы контакт-центр оператора обычно дает стандартный ответ: "В связи с повышением стоимости обслуживания оборудования, а также повышением общего уровня цен на рынке оператор life:) был вынужден пересмотреть существующие условия тарифного плана Communicator".

Вторая часть сообщения контакт-центра life:) позволяет сделать только один вывод: оператор сам решил, как будет удобней его абоненту пользоваться мобильным интернетом, не поинтересовавшись мнением самого пользователя.

Вот вторая часть ответа абоненту в оригинале.

"Оператором проведен анализ использования интернет-трафика в тарифном плане. В результате был установлен оптимальный объем интернет-трафика, которого будет достаточно для использования большинству абонентов. Также определена стоимость услуг, которая позволит по-прежнему пользоваться наиболее выгодными тарифами".

Фото tecnovicio.com.ar

"Киевстар" уменьшает страдания?

Такая стратегия life:) напоминает новую тарифную политику в сфере мобильного интернета еще одного обладателя 3G лицензии - "Киевстара".

Этот оператор тоже решил облегчить абонентам выбор своих старых популярных планов 2G-связи. Они привыкли пользоваться определенным лимитом EGDE-трафика, включенным в пакет, а дальнейшее пользование услугой осуществлялось уже на урезанной до минимума скорости.

"Мы в "Киевстаре" решили уменьшить "страдания" абонентов, жалующихся на снижение скорости интернета после исчерпания суточных 50 Мб. Поэтому начали автоматом начислять следующий пакет на 50 Мб с доплатой 3 грн", - разъясняет на своей Facebook-страничке президент "Киевстара" Петр Чернышов.

Таких пакетов по 50 Мб компания будет предоставлять в день максимум пять - в зависимости от тарифного плана. Как говорится в посте Чернышова, компания просто не может больше смотреть на то, что его абоненту хватает дневного лимита трафика на просмотр разве что двух клипов на Youtube.

Пост Петра Чернышова в Facebook 

Пользователи под постом начали писать, что корректно было бы оставить абоненту выбор - ограничение скорости или автоматическое начисление 50 Мб. В противном случае он может и не заметить, как под вечер его счет обнулится.

Хотя президент "Киевстара" в том же посте отмечает, что sms-уведомление о начислении дополнительного пакета придет еще до того, как абонент израсходуете свои пакетные 50 Мб в день. Поэтому он, мол, сам решит, использовать ему дополнительный трафик или нет.

Утвержденный Кабмином подзаконный акт "Правила предоставления и получения телеком-услуг гласит, что абоненту должен быть предоставлен равноценный выбор при внесении изменений в действующий тарифный план.

"Абоненту направляется уведомление, в котором указывается информация об изменениях, дате и сроке их введения. При этом оператор телекоммуникаций должен предложить потребителю бесплатно выбрать любой другой доступный для подключения тарифный план на момент введения указанных изменений".

Также в правилах указывается, что абонент имеет право отказаться от услуг, которые он не заказывал.

 Фото Ивана Карпенко

Кто жадный: абонент или оператор?

Вероятно, в поддержку операторов можно было бы написать, что украинские абоненты покупают дорогие смартфоны и при этом не хотят платить за улучшение качества сервиса. Если бы не одно большое "но".

Операторы за последние три года приучили клиентов к безлимитному EGDE. Они продали им дешевый интернет, пусть и на не такой большой скорости, в погоне за новыми клиентами. Теперь же операторы пытаются решить скоростные проблемы за счет своих клиентов, большинство их которых устраивает статус-кво.

Чернышов использует в решении этой дилеммы подход "со всей колокольни виднее". Он считает, что когда оператор снижал расценки на EDGE с 10-15 грн за МБ до минимума, то он пытался побороть страх абонентов пользоваться мобильным интернетом на смартфонах.

"На 2G-скорости 99% наших абонентов даже не успевали исчерпать предложенный лимит и думали, что интернет у них "безлимитный". Хотя тратили они по 5-15 Мб в день", - пишет он в Facebook. А теперь, когда интернет стал быстрее, старых лимитов пользователям уже, мол, явно не хватает.

"Даже если абонент не заметит пять сервисных sms, то больше 15 грн в день на интернет он не потратит. То есть bill shock исключен", - размышляет Чернышов.

Петр Чернишов. Фото Александра Козаченко для "Forbes Украина"

Впрочем, из этой цитаты не очень понятно, для кого именно исключен ценовой шок. Для президента крупнейшего тепеком-оператора страны или для обычного абонента, которому 15 грн хватает на десять дней.

Даже если большинство абонентов будут готовы заплатить больше, насмотревшись рекламы, отношение к 3G у них может поменяться на негативное. Они привыкли, что 2G-интернет от этих же операторов у них был повсеместно. Тогда почему они должны платить на старых тарифах больше за "недострой"?

Пользователя не должно волновать, сколько оператор потратил на сеть и лицензии. Он не должен входить в положение провайдера услуг. Пользователю важно получить услугу там, где он привык. Только в этом случае есть смысл говорить о повышении ее стоимости из-за принципиально нового качества.

В противном случае у абонента будет возникать в отношении 3G когнитивный диссонанс. Мол, завлекали красочным преимуществами, а на деле получается дорогая услуга, которая работает далеко не везде.

Реклама: