Украинская правда
Экономическая правда

Каждый год по налоговой реформе

Галина Калачова, для ЭП — Среда, 13 мая 2015, 11:06
Версия для печати Комментарии 5
Фото unian.net

Приблизительно так можно описать деятельность правительства за последние два года.

В 2014 году одним из своих приоритетов Кабинет министров Арсения Яценюка определил налоговую реформу и реформу межбюджетных отношений.

Старт этих преобразований ознаменовался громкими заявлениями о публичности и прозрачности подготовки изменений в законодательство и множеством, как выяснилось позже, ненужных телодвижений.

Так, в 2014 году при Минэкономики, Минфине и Миндоходов было создано в общей сложности 16 рабочих групп по подготовке изменений в НК.

Чем они занимались - непонятно. Наладить их взаимодействие не  удалось.

В результате центр принятия решений по налоговой реформе перекочевал в Минфин, где под руководством министра финансов Александра Шлапака и его заместителя Дениса Фудашкина писались поправки в кодекс.

Чем это закончилось - всем известно. Реформа оказалась не совсем реформой. В канун Нового года депутаты и правительство впопыхах вносили правки в проекты. Весь этот процесс свелся к поиску некоего баланса между требованиями МВФ, лоббистскими течениями в парламенте и потребностями бюджета.

Реформа на платформах

Происходящее в Кабмине в 2015 году до боли напоминает 2014 год. Правда, с небольшими отличиями по форме.

Под руководством министра финансов Натальи Яресько и ее заместителя, куратора налоговой реформы Елены Макеевой, созданы платформы.

В мае планируется провести семь индустриальных - закрытых - платформ, посвященных определенному бизнесу, и четыре открытых. Представители бизнеса, депутаты и чиновники собираются там и обсуждают возможности реформирования налогообложения в том или ином сегменте.

Наталья Яресько. Фото kmu.gov.ua

"Мне по душе такой формат. В отличие от 2014 года сейчас процесс наработки изменений в НК централизован. Рабочий центр один - это Национальный совет реформ. Он должен собрать предложения платформ и отработать стратегию большой реформы", - рассказывает вице-президент ACC Тарас Качка.

Правда, есть нюанс. Раньше со стороны представителей Минфина посыл был такой: изменения в НК готовятся, но касаться они будут рентных ставок и администрирования налогов. Подготовить их планировали к июню 2015 года.

С недавних пор риторика ведомства изменилась. Поправки в НК предстоит подготовить уже к осени. И, похоже, рентой и администрированием дело не ограничится - ставки остальных налогов тоже могут измениться.

"Это имитация бурной деятельности. К середине июня они планируют закончить обсуждение. За такой короткий срок можно разве что наработать точечные изменения", - отмечает в разговоре с ЭП собеседник из аппарата правительства.

Основной минус реформы-2014 - отсутствие расчетов касательно экономических последствий от введенных новшеств. Принимали их "на авось", прикрываясь требованиями МВФ. Сейчас целые отрасли пожинают плоды такого подхода.

В распоряжении ЭП оказались расчеты Минагрополитики о последствиях для АПК принятых изменений в рамках налоговой реформы. Пока речь об убытках.

Нажмите для увеличения

Америка говорит

В процессе подготовки очередной порции поправок в НК правительство в первую очередь встретилось именно с представителями аграрной отрасли. Основной вопрос - спецрежим налогообложения НДС и его возможные модификации. О конкретных предложениях пока можно судить лишь из презентаций бизнеса.

Например, Американская торговая палата предлагает введение обратного начисления НДС на отдельные экспортно-ориентированные виды продукции. Механизм "реверсного начисления" предполагает отсутствие уплаты НДС в цепочке поставки, но такая операция считается налогооблагаемой НДС.

Нажмите для увеличения

Еще одно новшество - применение компенсационной ставки НДС для "малых фермеров". Ставка компенсирует НДС, уплаченный при покупке "профильных" товаров и услуг. Механизм применения компенсационной ставки выглядит так.

  Нажмите для увеличения

Такой вариант, считают эксперты Американской торговой палаты, снизит налоговую нагрузку на производителей и упростит администрирование налогов.

Второй набор новаций, предложенный в том числе экспертами USAID, касается НДС и единого налога. Менять последний можно тремя способами.

1. Единый налог сохраняется для четвертой группы предприятий без обязательств платить авансом налог на прибыль в случае выплаты дивидендов. При этом ставка НДФЛ на суммы уплаченных дивидендов снижается до 5%.

Предприниматели смогут зачислять в доход от собственного производства доход от продажи биологических активов и предоставления услуг по обработке земли.

2. Единый налог сохраняется для четвертой группы предприятий растениеводства. Для производителей устанавливается ограничение на максимальный размер выручки в размере 200 млн грн.

3. Крупный агробизнес переводится на режим уплаты налога на прибыль. Единый налог сохраняется для малых и средних предприятий. Крупный бизнес в этом случае - это компании с земельным банком свыше 50 тыс га земли или общим оборотом более 200 млн грн, которые работают в более чем двух областях.

Реформирование налогообложения НДС рассматривается в таких комбинациях.

1. Сохранение текущего режима налогообложения НДС и его распространение на продажу биологических активов и незавершенного производства. В этом случае обязательную регистрацию права аренды земли предлагается исключить.

2. Сохранение текущего режима налогообложения НДС для животноводства, семейных ферм и малого бизнеса. Перевод растениеводства на обычный режим с возможностью перехода на единый налог второй или третьей групп и снижения ставки НДС на внутренние продажи до 11-15%.

 Налоговый майдан, 2010 год. Фото unian.net

3. Перевод аграриев на обычный режим налогообложения. В этом случае приоритет при использования накопленных на электронных счетах средств - возмещение НДС экспортерам. Еще одно условие - налоговые обязательства плательщика начисляются на уровне его налогового кредита за отчетный период.

Обсуждалась также возможность трансформации других налогов. Например, преобразование единого налога четвертой группы в земельный налог.

Говорили о введении налога на распределенную прибыль, равного суммарной ставке налога на прибыль и НДФЛ на дивиденды. По эстонской модели, налог налагается на дивиденды и другие платежи в пользу собственника предприятия.

Минус этих сценариев - отсутствие расчетов о влиянии на бюджет и отрасль.

Льготы в жертву

Налоговые льготы для АПК - максимально болезненный вопрос. В 2014 году попытка Минфина "тронуть" данную систему налогообложения не увенчалась успехом. Аграрии использовали все рычаги лоббизма, чтоб этого не допустить.

В последний момент премьер Арсений Яценюк заявил, что после длительных совещаний спецрежим налогообложения НДС для аграриев решено оставить.

ЭП писала о том, что в бюджете на 2016 год намечаются определенные прорехи. При отсутствии точек экономического роста и новых источников поступлений в бюджет у аграрных льгот есть все шансы оказаться на первом месте в списке с условным названием "На чем бы еще сэкономить ради баланса бюджета-2016".

Тем более, что подспорье в виде требования МВФ более чем конкретное. Новая программа Украины с фондом EFF требует перевести аграриев на общий режим налогообложения НДС c января 2016 года.

В неформальных разговорах депутаты дают понять, что единой позиции по этому вопросу в коалиции пока нет.

По словам первого замглавы парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Андрея Журжия, "Самопоміч", перевод аграриев на общую систему налогообложения будет рассматриваться в комплексе с остальными изменениями в НК. В том числе, с учетом размера дотаций аграриям.

Пока, судя по информации Минагрополитики, непрямая господдержка АПК и поддержка отрасли из спецфонда сокращалась. При этом наблюдается незначительное увеличение трат из общего фонда госбюджета.

Нажмите для увеличения

Все про: Налоговый кодекс, налоги, Минагрополитики

powered by lun.ua

Комментарии — 5

Евгений Вегера _ 13.05.2015 21:32
IP: 212.26.144.---
Еще посовещаются и тут останутся только чиновники и пенсионеры. А пенсии и зп бюджетникам будет платить МВФ.
Найбільші злочинці в Україні яценюк і яресько, навіть не за те що довели державу до краху, а за те що прекрасно розуміючи, що ПДВ це не що інше, як податок на державу, який вона сплачує олігархічним кланам, тобто їх господарям. При цьому продовжують придумувати маразматичні схеми для збереження ПДВ. В України немає шансів зберегти свою державність якщо не буде скасовано ця шизофренія яка називається податковим кодексом і не будуть запровадженні прямі податки з продаж і з доходів фіз.осіб., які будуть вимушені платити ті 80% олігархічних корпорацій, які знайомі з податками тільки в частині ПДВ, який вони отримують через відшкодування з бюджету і це в той час, коли держава немає коштів на покриття найнеобхідніших витрат. Причому немає сенсу зациклюватись на системі 5-10. Немає нічого страшного, якщо на початковому етапі це буде наприклад 8-15, оскільки виплату пенсій і зарплат бюджетникам потрібно буде забезпечити вже в перший місяць після реформи. Див.сайт Український проект Відродження
tos07 _ 13.05.2015 17:52
IP: 80.91.163.---
Сколько пришло инвесторов из развитых стран Европы (Польша, Германия, Франция, Италия, Британия, страны Балтии) в 2014-2015 годах? Сколько с ними проведено встреч? Какие проблемы их волнуют более всего? Разве везде нужны дополнительные расходы и изменение законов? Меняем все, знаем что лучше для бизнеса его не спросив... Требования вороватых бизнесменов не в счет...
Kolya Baystruk _ 13.05.2015 17:36
IP: 193.104.178.---
реоформи повинні проводити професіонали а не ці злочинці, які зараз в уряді і які мають піти у відставку
Лейла Заурова _ 13.05.2015 17:18
IP: 130.180.223.---
Власть только то и делает, что убивает средний бизнес - не хотите делиться рынком и деньгами!?


Также в разделе

Авторизация





Если вы новый читатель, пожалуйста, зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Вы можете войти под своим аккаунтом в социальных сетях:
Facebook   Twitter   Вконтакте