Нереально красивый финплан

Нереально красивый финплан

Четверг, 19 февраля 2015, 12:29 -
Как анонсировал премьер, курс доллара в 2015 году составит 21 грн за дол, а инфляция - 26%. Правда, курс оказался наиболее загадочным показателем. Данные премьера и министра финансов в этом вопросе не совпадают.

Минфин почти успел.

Спустя два дня после завершения работы миссии МВФ Министерство финансов подало на рассмотрение правительства проект изменений в госбюджет.

Таким образом, Кабмин уложился в дед-лайн и одобрил новую редакцию сметы до 15 февраля.

Для рассмотрения новой редакции министры собрались на заседание в субботу, 14 февраля. Правда, рассмотрение это было весьма формальным.

Опоздав почти на час, премьер-министр Арсений Яценюк озвучил новые параметры бюджета журналистам. Через полчаса все разошлись.

То есть в субботу поправки не рассматривались, они были согласованы до этого.

Через день документ был внесен в парламент.

Новый бюджет написан по итогам переговоров с МВФ. Бюджет предполагает пересмотр основных макропоказателей в сторону ухудшения.

Как анонсировал премьер, курс доллара в 2015 году составит 21 грн за дол, а инфляция - 26%. Правда, курс традиционно оказался наиболее загадочным показателем. Данные премьера и министра финансов Натальи Яресько в этом вопросе не совпадают. Министр озвучила цифру 21,7 грн за долл.

Бюджет рассчитывался исходя из курса 17 грн за долл, инфляции - 13,1%.

Правительство ухудшило также макропрогноз по ВВП. Вместо ожидаемого падения экономики на 4,3% озвучен новый уровень - 5,5%. Номинальный ВВП составит 1,85 трлн грн, а не 1,75 трлн грн, как планировалось ранее.

Ради рассмотрения новой редакции бюджета депутаты должны собраться на внеочередное заседание. Спикер Владимир Гройсман допускает, что таковое может состояться 26 февраля.

Бюджет в новом стиле

Минфин предлагает депутатам утвердить бюджет с доходами в размере 498,1 млрд грн, расходами - 563,2 млрд грн. Как уже писала ЭП, размер дефицита увеличится на 12,5 млрд грн и составит 76,3 млрд грн.

Дефицит вырастет на объем субсидий, которые планируется предоставлять малоимущим в связи с повышением тарифов на газ.

В последнее время пересмотр объема госдолга в сторону увеличения для Кабмина - будничное дело. Долг, как снежный ком, растет в номинальном исчислении из-за девальвация гривны. На этот раз Минфин предлагает пересмотреть его предельный объем по итогам года с 1,2 трлн грн до 1,4 трлн грн.

Расходы на погашение внутреннего госдолга увеличиваются на 66,7 млрд грн, внешнего - на 26 млрд грн.

Есть в законопроекте и разрешение Минфину "проводить сделки по государственным внешним заимствованиям, а также гарантированному государством долгу и обязательствам по внешним кредитам". Фактически, это разрешение на реструктуризацию.

Фото Александра Клименко

В бюджете появится новелла, связанная с войной на востоке. В частности, 2,5 млрд грн на строительство объектов по охране украинско-российской границы планируется выделить за счет капитальных расходов.

Помимо прочего, будет создан стабилизационный энергетический фонд в размере 1 млрд долл. Фонд планируется наполнять за счет кредитов под госгарантии, а после - закупать за эти средства газ про запас.

Тут есть нюанс. В случае создания этот фонд "съест" все 25 млрд грн госгарантий, предусмотренных госбюджетом-2015. Если девальвация продолжится, их объем придется увеличивать.

Также правительство предлагает сократить дефицит Пенсионного фонда в 2015 году на 4,8% до 76,1 млрд грн. Во-первых, так требует МВФ. Во-вторых, якобы уже в 2015 году появятся экономические предпосылки для стабилизации бюджета ПФ.

На фоне ухудшения прогноза по развитию экономики эти "экономические предпосылки" никак не связаны с ростом фонда оплаты труда или другими положительными тенденциями. Сокращение дефицита произойдет, потому что Кабмин не будет выплачивать спецпенсии госслужащим, судьям и депутатам.

Минфин планирует собрать больше налогов. В частности, доходы бюджета увеличатся за счет налога на прибыль - 2,3 млрд грн, НДС с реализованных в стране товаров - 4,9 млрд грн, НДС с ввезенных в страну товаров - 8,9 млрд грн, ввозной пошлины - 2,1 млрд грн, ренты - 9,1 млрд грн.

Поступления от валютного сбора в связи с девальвацией и ограниченным спросом уменьшатся на 1,9 млрд грн. Как объяснил ЭП замминистра финансов Игорь Уманский, рост поступлений от НДС произойдет за счет инфляции.

У депутатов представленные правительством расчеты вызывают вопросы.

"До конца не понятны ни причины появления этих цифр, ни источники возможных дополнительных доходов. Нельзя сказать, что в бюджете все доходы и расходы максимально сбалансированы", - сказал ЭП глава парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Роман Насиров, БПП.

Есть еще один риск. "Совсем не факт, что повышение налоговых ставок, например, по ренте, обеспечит дополнительные поступления в бюджет", - говорит народный депутат. Тенденция может быть и обратной.

По его словам, основная задача комитета - понять в режиме консультаций с Министерством финансов мотивацию и логику этих изменений.

Планы на будущее

Вместе с новой редакцией закона о госбюджете Минфин подготовил бюджетную резолюцию на 2016 год. По закону этот документ вносится в Кабмин до 20 марта. По сути, это означает старт подготовки госбюджета на 2016 год.

 Нажмите для просмотра документа

В бюджетной резолюции Кабмин традиционно прописал макропрогноз, на котором планирует готовить смету. Правда, с учетом экономических реалий он слишком красив, чтоб оказаться реальностью. Скорее, это формальность в угоду МВФ.

Кабмин прогнозирует в 2016 году реальный ВВП на уровне 0,5%, номинальный - 1,93 трлн грн.

Темпы инфляции планируется сбавить до 7%, индекс цен производителей удержать в пределах 9,4%. Неизвестно, как это будет сделано, но это точно совпадает с согласованным с МВФ требованием снизить инфляцию в 2016 году до однозначного числа.

Предельный размер дефицита госбюджета заложен на уровне 2,5%. В 2016 году правительство предлагает установить объем госгарантий в размере 5% ВВП.

Отельные тезисы бюджетной политики связаны с ситуацией на Донбассе. Одним из приоритетов финансирования определяется сфера обороны и правоохранительной деятельности. В этом направлении планируется активная законотворческая деятельность.

В частности, речь идет о наработке поправок в закон о государственном оборонном заказе, подготовке законов о численности Вооруженных сил, социальном обеспечении военных. В 2016 году Кабмин обещает принять программу реабилитации участников АТО.

Лучше поздно, чем никогда.

 Петр Порошенко. Фото president.gov.ua

Если в предыдущие годы по части долговой политики Кабмин прописывал некие абстрактные намерения, например, "принимать активные меры по управлению госдолгом", то теперь акцент изменился. Правительство будет стараться втиснуть госдолг в дозволенные 60% от ВВП.

"Это абсолютно бессмысленный документ. При полной неопределенности относительно макропоказателей на 2015 год что-то прогнозировать на 2016 год - это не просто рано, это очень рано", - сказал ЭП руководитель аналитического департамента ИК SP Advisors Виталий Ваврищук.

По его мнению, при стабильной экономической ситуации можно говорить о среднесрочном планировании, но не сейчас. "В 2015 году, особенно в феврале, бюджетная резолюция - это формальность. Я не думаю, что за этим документом стоят реальные перспективы выполнения", - считает эксперт.

Он полагает, что вернуть размер госдолга до 60% к ВВП в 2016 году также не получится, поскольку реструктуризация предполагает пролонгацию обязательств, а не сокращение госдолга путем списания.

Рента порождает споры

Планы Минфина в налоговой и таможенной политике созвучны с принятой в канун Нового года реформой и особой оригинальностью не отличаются. Так, министерство по-прежнему не теряет надежд на запуск контроля над трансфертным ценообразованием и электронного администрирования НДС.

В планах - анонсированный пересмотр налогообложения монополий-плательщиков ренты. Яресько заявила о целесообразности повысить ее для госпредприятий c 20% до 70%. Новые правила могут вступить в силу с 15 апреля.

Свои намерения Минфин объясняет необходимостью изъять часть избыточной прибыли, которую получат газодобывающие компании благодаря "либерализации тарифной политики и сокращению перекрестного субсидирования".

Министерство уже подготовило соответствующий проект закона. Его копия оказалась в распоряжении ЭП. Вот что предлагает Минфин.

Нажмите для увеличения

Для частных компаний Кабмин повысил ренту в рамках налоговой реформы в декабре 2014 года. Этот вопрос был одним из наиболее спорных во время обсуждения реформы. Насколько такой шаг окажется успешным - покажут поступления в бюджет и результаты работы компаний за отчетный период.

Бизнес всячески сопротивлялся продолжает сопротивляться такому повышению. Об этом идет речь в письме Американской торговой палаты в Украине и компаний-членов к главе парламентского комитета по вопросам ТЭК Николаю Мартыненко, "Народный фронт", и другим народным депутатам.

Позиция бизнеса сводится к тому, что действующее законодательство, в том числе повышенные налоговые ставки, заставляют частные компании приостанавливать программы разведки и сокращать инвестиции в отрасль.

По ожиданиям компаний в 2015 году вместо введения в эксплуатацию и бурения 56 новых скважин - плюс 24% в сравнении с 2014 годом - будет обустроено только семь. Вместо запланированных инвестиций в размере 490 млн долл, плюс 53%, будет вложено 79 млн долл. В недрах останется 657 млн куб м газа.

В случае продления действующих налоговых ставок на три года этот показатель достигнет 6 млрд куб м, а отрасль не получит 1,3 млрд долл инвестиций. Дефицит собственного газа придется компенсировать закупкой импортного на 1,5 млрд долл при средней цене на газ 250 долл за тыс куб м.


powered by lun.ua
Подпишитесь на наши уведомления!