Яценюк получил годовой иммунитет?

Яценюк получил годовой иммунитет?

Пятница, 12 декабря 2014, 18:52 -
В утвержденной программе ничего не сказано о планах правительства по стабилизации курса гривны. Еще один нераскрытый момент - какой будет политика Киева в отношении территорий из зоны АТО и Крыма.

"Как я могу проанализировать программу правительства, если это сплошные декларации и лозунги?

Наша группа не будет за нее голосовать", - поспешно сказал глава депутатской группы "Воля народа" Игорь Еремеев и скрылся за дверью парламента.

Начиналось заседание Верховной рады, посвященное рассмотрению программы правительства на 2015-2016 годы.

Забегая наперед, можно сказать, что группа Еремеева вместе с Оппозиционным блоком и группой "Экономическое развитие" Виталия Хомутынника не поддержали программу.

Всего за нее проголосовало 269 депутатов.

Для премьер-министра Арсения Яценюка презентация программы была моментом техническим. Он почти дословно повторил свою речь, произнесенную несколько дней назад в Кабинете министров.

Парламент отреагировал прогнозируемо - в зависимости от политической палитры.

Представители Блока Петра Порошенко, "Батьківщини", Радикальной партии и партии "Самопоміч" усмотрели лишь один изъян. По из словам, поскольку программа написана на базе коалиционного соглашения, то это соглашение нужно сделать приложением программы.

Какой-то резон в этом был. Вроде как и программа стала выглядеть посолидней, и видимость единой политики сохранилась.

Солидности документу явно не хватало. Все экономические планы правительства поместились на 12 листах законопроекта или 14 слайдах презентации. Разница между ними только в том, что один из документов законопроект, второй - красивые слайды с иллюстрациями.

Голосование за программу правительства было далеко не единогласным 

На самом деле программу правительства ждали в обществе, бизнес-среде, среди экспертов и политиков. Кто-то - из любопытства. Кто-то - чтобы выяснить, намерено ли правительство проводить реформы или опять скатится в плоскость деклараций и обещаний.

Кабмин сохранял интригу до последнего. Документ готовился в спешке и за закрытыми дверями. По итогам его презентации ореол повышенной секретности вызывал недоумение. Правительство таки создало декларацию о намерениях без какой-либо конкретики.

Экономическая политика

Экономические приоритеты напоминают набор тезисов о вечном. Среди них - легализация зарплат, поэтапное снижение ЕСВ с 41 до 15%, запуск электронных гозакупок, двукратное сокращение ставок единого налога.

Все эти идеи обсуждаются на уровне правительства уже не первый год и упираются в искусственное затягивание запуска электронных госзакупок и выхолащивание тендерного законодательства.

Или же, как с ЕСВ, - в отсутствие компенсаторов. Ведь в случае снижения налога в бюджете образуется многомиллиардная дыра, которую нужно чем-то закрыть.

 Нажмите для увеличения
Нажмите для увеличения 

Одним из наиболее важных пунктов экономической политики правительства является подготовка реформаторского пакета законопроектов - поправок в Налоговый и Бюджетный кодексы.

Поправки готовятся в авральном порядке и тоже в закрытом режиме. На текущей неделе Кабмин собирался едва ли не каждый день. Добиться от чиновников разъяснений, чему были посвящены заседания, и на каком этапе подготовка этих документов, довольно сложно.

Уже сейчас понятно: переход к выполнению конкретных пунктов  программы правительства спровоцирует споры в парламенте. Пример тому - возврат депутатов к обсуждению закона о налоговом компромиссе и новой системы электронного администрирования НДС.

Принятие закона о налоговом компромиссе в программе есть. С НДС все сложнее. Там есть пункт о введении новой системы администрирования, но какой именно - неясно. Премьер в парламенте также вильнул.

Когда в ходе обсуждения программы речь зашла об НДС, он обтекаемо заявил, что "в Украине должна быть специальная процедура администрирования НДС", механизм которой "нужно дополировать".

Минфин и ГФС разработали механизм электронного администрирования налога и введения спецсчетов и настаивают на введении этой схемы.

В среду на заседании парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики депутаты столкнулись с тем, что они не знают, что делать с электронным администрированием НДС.

ГФС тем временем подготовила всю нормативно-правовую и технологическую базу для запуска системы. Собрали пожелания бизнеса и учли их в проекте закона. Тестовий режим системы отработан.

Госказначейство уже открыло счета предприятиям. "Мы готовы к совершенствованию системы, но не настаивайте на ее отмене", - попросила директор департамента по вопросам методологической работы ГФС Неля Привалова.

Группа депутатов во главе с Оксаной Продан настаивает именно на отмене НДС-счетов. Соответствующий законопроект №1141 уже зарегистрирован в парламенте.

Еще один спорный момент - законопроект о налоговом компромиссе.

"Мы не проголосовали за закон и уже потеряли около 5 млрд грн", - грустно вздохнул глава ГФС Игорь Билоус на заседании комитета.

 Фото kmu.gov.ua

Впервые законопроект о налоговом компромиссе появился в парламенте в мае 2014 года. С тех пор Рада дважды отказывалась его принять.

В ноябре депутат от Оппозиционного блока Александр Долженков зарегистрировал свою версию этой идеи - проект закона №1071.

Долженков предложил "прощать" 85% неуплаченных налогов при уплате 15%. Представители остальных политических сил внесли доработанный альтернативный документ №1071-1, сохранив соотношение 95 к 5.

"Целесообразнее было бы ввести налоговый компромисс вместе с системой электронного администрирования НДС", - сказал на заседании замминистра финансов, куратор налоговой политики Денис Фудашкин.

Его слова наткнулись на повисшее в воздухе нежелание депутатов возвращаться к теме злополучного НДС. В итоге депутаты проголосовали за включение обоих проектов в повестку дня парламента.

В пятницу утром состоялось еще одно заседание комитета по этим вопросам. "Депутаты рекомендовали принять законопроекты по отмене НДС-счетов и налоговому компромиссу №1071-1 в первом чтении", - сообщила ЭП Продан.

Не исключалось, что глава парламентского комитета Роман Насиров из БПП внесет их на рассмотрение парламента с голоса. Причина такой срочности - желание принять документы в текущем году. Не внес.

Политика безопасности

Особое внимание в программе правительства уделено безопасности. Так, расходы на оборонную и правоохранительную деятельность должны составить не менее 5% ВВП. Львиную долю планов в оборонной сфере планируется реализовать в 2015 году.

В том числе - отказаться от внеблокового статуса, перейти на стандарты НАТО и уже в первом квартале 2015 года принять программу сотрудничества с Альянсом.

"Закон, который был принят в качестве взятки россиянам, так называемый внеблоковый статус, должен быть отменен. Украина примет новый закон об основах внутренней и внешней политики, которым отменит внеблоковый статус. Украинская армия должна полностью соответствовать стандартам НАТО", - заявил Яценюк.

Из более долгосрочных планов страны в сфере безопасности - обустройство надежно защищенной границы с РФ к 2018 году и оперативное создание агентства по этим вопросам.

Нажмите для увеличения 

Такие планы вызвали критические замечания аналитиков. В частности, эксперт Координационного центра реформ при президенте Украины Сергей Коваленко подчеркивает, что указанные в программе цифры не совпадают с коалиционным соглашением.

Политика здравоохранения

Одна из наиболее интересных в программе - реформа здравоохранения. Когда премьер презентовал ее на заседании правительства, министры даже отвлеклись от разглядывания документов и гаджетов.

Не обошлось без стандартных обещаний о дерегуляции фармацевтического рынка и ликвидации коррупции в ходе тендеров.

Нажмите для увеличения 

Из любопытного: Кабмин хочет поручить закупку лекарств не министерству, а международным организациям ВОЗ и ЮНИСЕФ.

"ЮНИСЕФ закупает огромное количество вакцин для многих стран мира. Среди поставщиков-производителей вакцин борьба идет на смерть за то, чтобы выиграть тендер ЮНИСЕФ. На уровне тендеров ЮНИСЕФ цены ниже рыночных.

Есть разные варианты закупок. Можно, например, закупать напрямую у производителя через рекомендационные письма ЮНИСЕФ", - объяснил ЭП министр здравоохранения Александр Квиташвили.

По его прогнозам, первые тендеры по новой системе могут состояться уже в феврале-марте 2015 года.

Еще один любопытный пункт - признание регистрации медпрепаратов, лицензированных в ЕС, США, Канаде, Австралии и Японии при условии, что в дальнейшем эти страны ответят Украине взаимностью. Эта новация привязана к регулятору, а не стране производителя.

"В мире есть пять ведущих регуляторов, которые выдают лицензию о качестве товара. Это регуляторы упомянутых стран. Речь о том, что лекарства с сертификатом одного из этих регуляторов получат упрощенный доступ регистрации в Украине", - рассказал Квиташвили.

Упрощенный доступ, по словам министра, состоит в том, что препарат не будет проходить лабораторные исследования в Украине. Однако регистрацию он получать будет. Такой режим не будет распространятся на товары, которые не имеют лицензии этих регуляторов.

По опыту Грузии за счет исключения этих бюрократических и дорогостоящих звеньев при импорте медикаментов, отметил министр, розничные цены на лекарства могут снизиться на 30%.

 Арсений Яценюк. Фото kmu.gov.ua

Как формируется цена?

"Первое - в нее закладывается регистрация препарата. Ее средняя стоимость - 10 тыс евро. До недавних пор коррупционная составляющая приравнивалась к стоимости регистрации", - уточнил ЭП директор "Укримпекс фарм" Сергей Марусенко.

Вторая составляющая - стоимость сертификации документов. Этот процесс тоже поле для взяточничества, ведь если компания не хочет ждать сертификат несколько месяцев, она идет и платит взятку.

Еще одна уловка для вымогательства - со стороны лабораторий: "Мы нашли у вас незначительные несоответствия и бракуем всю серию".

"От импортера товар попадает к оптовой компании, которая закладывает 5-50% стоимости, аптека - 25-50%. Если я ввожу товар за 50 грн, то в аптеке он будет стоить 120 грн", - рассказывает эксперт.

По его прогнозам, некоторое снижение цен от подобного упрощения может произойти. С другой стороны, все будет зависеть от того, насколько действительно упрощенной окажется новая процедура.

Управление госсобственностью

В этой части в планах Кабмина особой новизны нет. Пункты программы переписаны из коалиционного соглашения и сводятся к тому, что страну ждет новая волна приватизации, а госактивы - международный аудит.

Нажмите для увеличения 

В первом квартале 2015 года планируется принять изменения в закон о перечне объектов государственной собственности, не подлежащих приватизации, исключив из него более 1 200 объектов.

"Сейчас эти объекты юридически не подлежат приватизации, а фактически приватизированы менеджментом этих компаний, которые назначаются соответствующими министерствами", - объяснил необходимость подобного шага Яценюк.

ЭП уже писала о механизмах, которые планирует задействовать правительство в своей новой политике управления госсобственностью. Все они касаются упрощения процедуры продажи госимущества и полны коррупционных рисков.

Энергетическая политика

Планы правительства в сфере энергетики сводятся к дальнейшей диверсификации поставок энергоносителей, реорганизации "Нафтогаза" в соответствии с третьим энергетическим пакетом ЕС и полное финансовое оздоровление компании.

Одна строка посвящена реформе угольной отрасли до 2019 года. Ее суть - в приватизации 37, консервации 24 и закрытии 32 убыточных шахт.

Нажмите для увеличения 
Нажмите для увеличения 

В сфере энергетики планируется бурная законотворческая деятельность. Речь о внесении изменений в закон о соглашениях о разделе продукции - в первом полугодии 2015 года, утверждении новой редакции кодекса о недрах и корректировке системы налогообложения.

Премьер уже анонсировал, что правительство разработало три варианта системы налогообложения энергокомпаний. "Остается рента и внедряется нова схема налогообложения фактической прибыль от добычи полезных ископаемых", - сказал Яценюк.

Эти планы обещают новую порцию веселья, точнее, новый виток лоббистских разборок в парламенте и правительстве.

Сейчас на уровне подготовки поправок в Налоговый кодекс вопрос о ренте - один из наиболее спорных. Судя по заявлениям руководства ГФС и Минфина, позиция правительства меняется с завидной регулярностью.

Сначала рассматривалась идея вернуть ставки на прежний уровень. Последние веяния - продлить действие повышенных ставок на полгода.

Нарвались на критику

Программа правительства предполагает принятие целого вороха законов. Она напоминает микс рекомендаций МВФ с ранее озвученными декларациями о намерениях. Однако даже на этом уровне в ней есть существенные пробелы.

Например, в программе нет ни слова о реформе ЖКХ, создании прозрачного газового рынка, охране окружающей среды.

Еще один минус - отсутствие расчетов. За счет каких средств в условиях дефицита госбюджета будут достигнуты заявленные цели, непонятно.

Помимо прочего, в программе ничего не сказано о планах правительства по стабилизации курса гривны и других телодвижениях в финансовом секторе. Еще один момент, который остался вне программы, - какой будет политика Киева в отношении территорий из зоны АТО и Крыма.

"Это сугубо декларативный документ, главной целью прохождения которого через парламент является создание очередной пиар-акции. Примерно полгода назад была такая же презентация с теми же проблемами и задачами со стороны тогдашнего правительства", - прокомментировал документ глава Оппозиционного блока Юрий Бойко.

По его словам, для Кабмина это попытка получить иммунитет, чтобы иметь возможность на протяжении года работать без угрозы увольнения.


powered by lun.ua
Подпишитесь на наши уведомления!