"Экономическая правда" приглашает на конференцию "Восстановление Украины: почему не следует откладывать до победы"

Кабмин положил глаз на аэродромы

Кабмин положил глаз на аэродромы

Четверг, 21 ноября 2013, 13:13 -
Правительство хочет забрать аэропорты в госсобственность и объединить их под крышей нового госпредприятия. Это якобы поможет отремонтировать малые аэропорты. Однако гарантий, что деньги получат именно они, нет никаких.

В начале ноября Кабинет министров одобрил концепцию Государственной целевой программы развития аэропортов на период до 2023 года.

Этот документ определяет курс развития отрасли на ближайшие десять лет.

Конкретные шаги будут содержаться в плане, который чиновники Министерства инфраструктуры должны разработать в течение трех месяцев.

Что предполагает концепция?

Реклама:

Согласно тексту документа и замечаний к нему ряда заинтересованных министерств, основная цель будущей программы - передача аэродромов аэропортов в государственную собственность, а затем объединение их в одну сеть, которой будет управлять специально созданное госпредприятие.

Поводов для передачи аэродромов в госсобственность несколько.

Первый - в ходе подготовки Украины к "Евро-2012" инфраструктура аэропортов "Борисполь", "Харьков", "Киев", "Львов" и "Донецк" была реконструирована за государственные средства, и правительство хочет вернуть эти деньги. К слову, государство тогда вложило в стадионы, аэропорты и автодороги 13,4 млрд долл.

Второй повод - многие небольшие аэропорты, как "Винница" или "Ровно", не могут модернизировать аэродромную инфраструктуру, поэтому их нужно дотировать.

"Мировой опыт показывает, что аэропорт может самостоятельно обеспечивать свою сертификационную пригодность и развитие инфраструктуры, если объем его перевозок составляет не менее 2 млн пассажиров в год", - говорится в концепции.

В Украине только один аэропорт обеспечивает значительный пассажиропоток - "Борисполь" - 8,5 млн пассажиров в 2012 году. На втором месте - "Симферополь" с 1,1 млн пассажиров, на третьем - "Донецк" с 1 млн человек. В 2013 году более 1 млн пассажиров обслужит "Киев". Показатели других аэропортов ниже.

"При низком пассажиропотоке строить или ремонтировать взлетно-посадочные полосы сложно. Однако поддерживать инфраструктуру в нормальном состоянии вполне под силу при меньших объемах перевозок - до 1 млн пассажиров", - говорит гендиректор консалтинговой компании FAS Александр Ланецкий.

Сейчас львиная часть аэропортов находится в коммунальной собственности, а их владельцы не могут обеспечить полноценный ремонт или реконструкцию. "Большинство аэропортов работает на грани износа. Без серьезных вливаний они могут закрыться", - говорит собеседник ЭП из авиационной отрасли.

Впрочем, согласно тексту концепции, в первую очередь Министерство инфраструктуры хочет вернуть в госсобственность не мелкие захудалые аэропорты, а лидеров украинского рынка авиаперевозок. В этом списке - "Днепропетровск", "Киев", "Харьков", "Одесса", "Донецк" и "Симферополь".

Натисніть для збільшення

Ведомство также намерено сохранить в госсобственности аэропорты "Борисполь" и "Львов". Они генерируют неплохие доходы, поэтому чиновники не прочь получить доступ к этому ресурсу. Например, выручка "Симферополя" в 2012 году составила почти 200 млн грн, "Борисполя" - более 1,5 млрд грн.

Для управления переданными в госсобственность аэродромами будет создано специальное государственное предприятие. Точно по примеру Администрации морских портов Украины, которая владеет и управляет портовой инфраструктурой - каналами, причалами, якорными стоянками.

Это предприятие, условное название Администрация аэродромов Украины - ААУ, также получит в управление почти всю аэродромную инфраструктуру страны. "Жить" ААУ будет за счет аэропортовых сборов, которые заберут у аэропортов.

"Речь идет только о сборе за взлет и посадку, другие сборы останутся у аэропортов", - поясняет собеседник ЭП из авиационной отрасли.

В структуре доходов многих украинских аэропортов аэропортовые сборы занимают значительную часть. "Аэропортовые сборы обеспечивают около 80% наших доходов, а в структуре аэропортовых сборов посадка-взлет занимает 15-20%", - говорит генеральный директор аэропорта "Винница" Ярослав Мазурец.

Если для мелких аэропортов, которые живут за счет дотаций, это не критично - они все равно в "минусе", то для "Борисполя" это чревато серьезными потерями.

В 2012 году от работы терминального комплекса и инфраструктуры он получил 1,3 млрд грн дохода или около 85% всех доходов аэропорта от услуг авиационной инфраструктуры. Около 20% этой суммы приходилось на сбор за посадку-взлет.

"Борисполь" едва захочет без боя отдать этот сбор сторонней компании, чтобы за его счет развивались другие предприятия. Впрочем, если Кабмин решил, аэропорту придется подчиниться.

Фото stadion.lviv.ua

"Аэропортовые сборы госкомпания будет распределять между аэродромами. В первую очередь, деньги пойдут туда, где высокий износ оборудования и взлетно-посадочных полос", - рассказал чиновник из профильного ведомства.

На практике все может быть несколько иначе. Концепция предусматривает возвращение в бюджет денег, потраченных на реконструкцию аэродромов и аэропортов при подготовке к "Евро 2012". Еще часть денег может оседать в карманах чиновников, курирующих ААУ.

Концепция не объясняет, как будет налажена работа между аэропортами и ААУ. По словам собеседника ЭП из авиационной отрасли, возможно несколько вариантов партнерства: концессия, аренда, договор управления.

"Эти вопросы сейчас обсуждаются. Вероятнее всего, с аэропортами будет заключен договор управления аэродромами", - говорит он.

Цифр в документе немного. К 2023 году в аэродромы планируется вложить 11,2 млрд грн, в терминалы - 4,1 млрд грн. Объем пассажирских авиаперевозок в стране в сравнении с 2012 годом должен вырасти втрое до 38,8 млн человек.

В целом к идее создания ААУ эксперты относятся позитивно. "В США действует федеральный сбор, благодаря которому многие аэропорты получают деньги на развитие. Если у нас сделают так же, будет неплохо", - считает Мазурец.

В свою очередь Ланецкий полагает, что все будет зависеть от нюансов. "Госкомпания (ААУ) будет генерировать немалый финансовый поток, за который наверняка развернется борьба. И где гарантии, что деньги получит тот аэродром, который в них действительно нуждается больше всего?" - спрашивает эксперт.

Реклама: