Украинская правда
Экономическая правда

Транснациональные корпорации и рабочие места

Asahi Shimbun, Япония — Четверг, 11 июля 2013, 10:10
Версия для печати Комментарии 0
Тосиюки Сига. Фото nissan-europe.com

В условиях регулирования деятельности транснациональных корпораций растет количество людей, которые лишаются работы в связи с "деиндустриализацией".

Можно ли доверять вопрос трудоустройства транснациональным компаниям? Об этом - в разговоре с директором компании Nissan Motor Тосиюки Сига.

Производство почти 80% выпускаемых автомобилей и 85% или 160 тыс сотрудников этой компании находятся в других странах.

Тосиюки Сиге 59 лет. Поступил на работу в компанию Nissan в 1976 году. Работал начальником представительства в Джакарте, директора планирования. Текущую должность занимает с 2005 года.

- Сейчас все чаще говорят о кризисе "полной деиндустриализации".

- Автомобильная промышленность рано стала нуждаться в иностранных рынках, но даже при этом внутреннее производство держалось на 10 млн единиц до начала финансового кризиса 2008 года.

Однако сейчас рынки растут в основном в развивающихся странах при наличии местных производств. Сложно работать по схеме производства в Японии и экспорта за рубеж.

До недавнего времени экспорт запчастей из Японии увеличивался по мере роста производств на местах, но затем из-за удорожания иены и усилий компаний на местах остававшиеся в Японии поставщики были поставлены перед выбором: выходить на иностранные рынки или закрывать свой бизнес.

Они стояли перед вопросом, будет ли сохранено производство в Японии или нет.

- Сейчас в стране создаются целые отделы под увольнение. В них собирают сотрудников, которым не доверяют выполнение задач.

- После града критики, обрушившейся на работодателей в результате массового увольнения контрактных сотрудников из-за финансового кризиса, менеджеры стали чувствительно относиться к проблемам трудоустройства. Отсюда родилась ситуация с потерявшими работу сотрудниками, остающимися внутри компании.

Даже в условиях дорогой иены предприятия продолжали выпускать ненужные автомобили, чтобы поддержать трудоустройство. Из-за этого баланс всех компаний ушел в минус.

Они также приблизились к критической точке, когда пришла абэномика, и иена подешевела. Таким образом, нам повезло, и мы пришли к сегодняшней ситуации.

- Что вы планируете делать с производством и рабочими местами в Японии?

- В компании Nissan сохранится текущая система производства, рассчитанная на миллион автомобилей. На заводе Кюсю, который станет моделью сокращения себестоимости для всей компании, мы вводим систему оплаты, отличающуюся от столичного региона, используем дешевые корейские запчасти.

При этом мы не сможем оставить производство всех типов автомобилей в Японии. Электромобили, выпуск которых возможен только с использованием японских технологий, будут оставлены в Японии, будет проведен отбор моделей для производства за границей.

Фото nissan.ua

Компании, производящие электротовары, не пошли до конца по этому пути. Ведь вопрос оставления производства в Японии связан с возможностью создания инновационного продукта.

Выигрыш только за счет ценовой конкуренции приводит к усталости всех участников рынка. Также идет уравнение зарплат с другими странами, поэтому разделение труда не происходит.

- То есть даже в противном случае со снижением зарплат ничего не сделать?

- Перед тем как переносить заводы в Китай и Таиланд, у производителей запчастей центрального региона Японии остается задел в виде Кюсю. Они будут задействовать регионы. Возможно, зарплаты будут снижены, но это лучше, чем безработица и бедность.

- Бывали ли у вас случаи чрезмерного переноса затрат на сотрудников в ходе мировой конкуренции?

- Причина массового сокращения персонала в том, что управляющий допустил ошибку в своем прогнозе и предпочитает избавиться от излишних кадров.

В случае увеличения спроса мы набирали контрактных сотрудников, но мы не понимали реального положения дел, когда людей выставляли за порог кадрового агентства, если мы прекращали с ними контракт. Проблему избыточного числа сотрудников нужно решать постепенно, терпеливо подыскивая новое место.

- В результате сдерживания зарплат не растет потребление. Не рубят ли сами предприятия сук, на котором сидят?

- В автомобильной промышленности доля трудозатрат в себестоимости производства высока. Если иена дорожает, то увеличиваются и затраты на рабочую силу, при этом снижается чистая прибыль от экспорта. Необходимо было рассматривать трудозатраты в качестве себестоимости.

Раньше даже при высоких ставках в Японии была высокая производительность, поэтому Япония выигрывала в конкуренции с дешевой рабочей силой развивающихся стран.

Однако после того как Китай и другие страны начали работать с практически такой же производительностью, стало трудно покрывать разницу зарплат за счет высокой продуктивности. Вот с чем столкнулась Япония. Даже оставшись в прибыли за границей, все приходится возвращать в форме зарплат и налогов.

- Раздаются голоса, требующие ослабления трудового законодательства, чтобы было проще увольнять сотрудников.

- В крупных компаниях не так легко уволить сотрудника. Есть много людей, которые, имея и опыт, и знания, не получают работы внутри своих компаний, но остаются на своих местах до самой пенсии.

Фото autoblog.gr

Тем временем в средних и малых фирмах, которым нужно думать о выходе на зарубежные рынки, нет кадров. Изменения рынка труда не поспевают за нуждами фирм, в результате малый и средний бизнес теряет шансы найти нужных людей.

Мне кажется, что удерживание кадров, в которых у компании нет необходимости, мешает применению этих кадров по всей стране, ее развитию.

- Компании могут развиваться и за рубежом, но это не подходит рабочим. Не происходит ли отделение корпораций от национальной экономики? На собрании стран G8 также обсуждался уход от налогов глобальных фирм.

- Большая часть автомобилей, которые производятся за рубежом, были разработаны в Японии. Большинство рабочих получили образование в Японии. Компании в других странах используют результаты различных разработок, сделанных совместно с японскими производителями деталей.

Однако у нас нет мысли, что "мы забыли о Японии". Чтобы сохранить свои конкурентоспособные позиции, мы инвестируем в исследования в Японии. Я считаю, что становиться "Иванами, не помнящими родства", плохо.

Компании должны помогать национальной экономике рабочими местами и налогами. Половина выручки Nissan, 60% коммерческой прибыли, зарабатывается за рубежом, но мы возвращаем эти деньги в страну в форме дивидендов от зарубежных дочерних компаний, выплачиваем налоги.

Что касается сохранения рабочих мест, то здесь производственные компании тоже имеют основательный фундамент. Зарплаты выше, чем в индустрии услуг, что важно для таких основ экономики как потребление.

Управляющие не думают о том, чтобы оставить высококвалифицированное производство в Японии во время оптимизации индустрии по всему миру и уйти за границу в погоне за прибылью и сокращением налогов.

- Однако складывается впечатление, что компании своевольно потребовали снижения корпоративных налогов.

- Японские корпоративные налоги теряют свою конкурентоспособность.

Необходимо дать понять, что в Японии тоже есть инвестиционные возможности, опустив налоги на один уровень с иностранными. В США, Южной Корее, Китае правительства активно участвуют в развитии экономики и создании рабочих мест, разворачивается борьба между странами ради поддержки своего населения.

- Может быть, раздел пирога из рабочей силы просто откладывается?

- Даже оставив вопрос, хорошо ли выводить заводы из страны, есть другой вопрос. Если сейчас помогать каким-либо производствам, то нужно начинать с самых слабых компаний.

Фото tistory.com

Дело в том, что невозможно будет гарантировать поступление налогов для поддержки слабых в условиях экономики, сил которой недостаточно для помощи всем и каждому.

Понятно, что такие меры будут встречать критику в экономических кругах, но сейчас нужно усиливать конкурентоспособность. Это последний шанс на возрождение Японии.

Оригинал публикации: (限界にっぽん)第3部・超国家企業と雇用:9 「空洞化、モノ作りの分水嶺

Перевод на русский: ИноСМИ

powered by lun.ua

Комментарии — 0



Также в разделе

Авторизация





Если вы новый читатель, пожалуйста, зарегистрируйтесь
Забыли пароль?
Вы можете войти под своим аккаунтом в социальных сетях:
Facebook   Twitter   Вконтакте