Украина раздала порты "пацанам"

Украина раздала порты "пацанам"

Среда, 21 ноября 2012, 13:55 -
Забрав себе порты, олигархи как бы сказали мировым транспортникам: "Вы будете работать только с нами, и ваши проекты в Украине всегда будут зависимы от нашей благосклонности". Но украинское хамство не приемлемо в цивилизованном мире.

Во вторник Кабмин сделал весьма прогнозируемый шаг - разрешил концессию восемнадцати крупнейших отечественных портов.

Согласно постановлению, в этот перечень внесено имущество госпредприятий "Одесский морской торговый порт", "Николаевский морской торговый порт", морской торговый порт "Южный", Ильичевский, Мариупольский, Севастопольский, Херсонский, Керченский, Феодосийский, Ялтинский, Бердянский, Белгород-Днестровский, Евпаторийский, Измаильский, Скадовский и Ренийский порты, специализированный морпорт "Октябрьск" и порт "Усть-Дунайск".

Данный ход сделан в рамках давно обнародованной стратегии правительства по реформированию транспортной отрасли.

Противники укрепления олигархической власти в Украине, естественно, восприняли новость критично. Ведь на первый взгляд, ситуация выглядит так, будто лучшие порты страны вскоре окажутся в руках крупнейших промышленников, и это еще больше увеличит их влияние в стране.

Реклама:

Вместе с тем, в долгосрочной перспективе происходящий процесс сложен и обладает массой нюансов, в корне меняющих его смысл.

Первая слабость

Нынешнее решение передачи портов в концессию - это очередной акт насилия над логикой справедливого распределения госсобственности. Ее выражением, например, могли бы стать честные приватизационные конкурсы по продаже не столько портов в целом, сколько их отдельных причалов.

Это вызвало бы огромный ажиотаж среди инвесторов и привлекло бы в отрасль инвестиции. Выкуп отраслевыми компаниями специализированных перегрузочных комплексов под свои грузы - распространенная в мире практика.

В случае же с объявленной правительством концессией все полностью соответствует поговорке: "Применение силы - признак бессилия".

Ведь раньше денег, которые зарабатывали захваченные предприятия, у основных групп вполне хватало для покупки новых активов. Однако сегодня, в силу плохого управления имеющейся собственностью, активы промышленников уже не генерируют достаточный финансовый поток, для приобретения новых объектов.

Порт

Потенциальный концессионер

Одесский морской торговый порт

Ринат Ахметов. Полной власти не получит, будет воевать с крупными международными компаниями, которые там прижились

Николаевский морской торговый порт

Дмитрий Фирташ

Ильичевский

Александр Янукович

Морской торговый порт "Южный"

Александр Янукович

Мариупольский

Ринат Ахметов

Севастопольский

Ринат Ахметов

Херсонский

Вадим Новинский

Керченский

Малоинтересен. Могут отдать кому-то неожиданному. Это площадка для создания новых больших портов.

Феодосийский

Дмитрий Фирташ

Ялтинский

Александр Янукович

Бердянский

Малоинтересен

Белгород-Днестровский

Малоинтересен

Евпаторийский

Малоинтересен

Измаильский

Сергей Тарута. Начал работать в Измаиле недавно - после изгнания оттуда Жеваго. Все придунайские порты хотят слить в одну контору. Вероятно, именно под Таруту это и делают

Специализированный морпорт "Октябрьск"

н/д

Ренийский

Сергей Тарута

Скадовский

Малоинтересен

Морторгпорт "Усть-Дунайск"

Сергей Тарута

Трусливое "выгрызание" лучших кусков из железной дороги, а не продажа "Укрзалізниці" в целом, и концессия вместо приватизации портов - признаки того, что ведущие олигархи уже признают свою слабость.

Еще одно доказательство тому - быстро растущий длинный хвост кредитов, тянущийся за каждой отечественной ФПГ.

Что, например, может купить СКМ, если ее менеджеры, кажется, не покидают офисы ведущих российских банков, договариваясь о новых кредитах?

Вторая слабость

Решения, принятые от безденежья, редко бывают верными. Не купив, а взяв порты в концессию, ведущие отечественные ФПГ не обеспечат себе длительных и устойчивых конкурентных преимуществ на транспорте.

Максимум, на что они могут рассчитывать в долгосрочной перспективе, - это беспроблемная отправка своих экспортных грузов. Это выглядит, конечно, крохами на фоне будущего пирога транспортного рынка страны.

Дело в том, что в отличие от процесса копания руды и травли населения Мариуполя сернистыми газами, мировой транспортный рынок не терпит над собой произвола местных князьков.

Правила работы крупных гаваней и их специализацию, в конечном счете, определяют крупнейшие мировые транспортные и промышленные компании.

Фото mintrans.gov.ua

Доказательства тому - простаивающие годами порты в странах, где грузоотправителю не понравилось выражение лица распорядителя порта, и возникшие на пустом месте крупные порты и причалы там, где перевозчикам создали максимально комфортные условия.

При этом одно из условий комфорта - право собственности перевозчика на весь интересующий его комплекс сооружений и оборудования.

Однако этого сервиса переданные в концессию порты предоставить не смогут. В их маркетинговом арсенале будет только партнерство и субаренда, что имеет крайне низкую ценность, учитывая отечественные правовые традиции.

Как они проиграют

Взяв в концессию порты, ФПГ, конечно, сэкономят на текущих расходах, а концессионные платежи в первое время перекроют доходами от работы гаваней.

Однако, забрав себе порты, олигархи как бы сказали крупнейшим мировым транспортникам: "Вы будете работать только с нами, и ваши проекты в Украине всегда будут зависимы от нашей благосклонности".

Такая фраза эффективна на просторах Родины, однако выглядит большим хамством относительно мировых игроков. Но украинское хамство не приемлемо там, где другие страны соревнуются в сервисе. Отсюда проистекают две тенденции, которые будут доминировать в ближайшие десятилетия.

Первая состоит в том, что транзит продолжит обходить стороной Украину. А значит, те, кто завтра станут хозяевами портов, не будут сильно рады своей роли.

Вторая тенденция - строительство новых гаваней крупными перевозчиками и владельцами грузов. Такая ситуация вполне приемлема, ведь потребности Украины многократно превышают существующие портовые мощности. Даже при хилых темпах развития за 20 лет поток грузов вырастет в пять раз.

Следовательно, нынешний концессионный дележ обрекает на прозябание традиционно большие гавани страны, которые попадут в руки олигархам, уже доказавшим свою менеджерскую несостоятельность в других отраслях.

Фото tsn.ua

Зато широко открываются ворота для новых портовых проектов, инициаторами которых выступят крупные международные перевозчики и корпорации.

Украинские же олигархи, разобрав порты, не смогут обновлять их основные фонды и проиграют конкуренцию. Ведь в плане модернизации они уже потерпели полное фиаско в металлургии - страна стабильно наращивает экспорт руды, а не металла. А портовый бизнес - куда сложнее металлургического.

Реклама: