Кому нужен автопром

Кому нужен автопром

Вторник, 20 ноября 2012, 12:59 -
"Тысячи людей потеряют работу, многие предприятия закроются. Украинские производители разделились на два лагеря: "за" и "против" сворачивания крупно-узловой сборки. Урегулировать противоречие должна профильная ассоциация".

Недавно появилась информация о подготовке законопроекта, который предусматривает повышение акцизного сбора на кузова для автомобилей, в том числе и для промышленной сборки.

Насколько такая инициатива будет способствовать выходу из кризиса национальной автомобилестроительной отрасли, и для кого это нововведение может стать роковым?

Согласно проекту, ставку акцизного сбора хотят увеличить со 109 евро до 3 500 евро. Причем как для полностью укомплектованных кузовов для SKD-сборки, так и для неукомплектованных, используемых в более полных процессах.

Аргументация предполагаемого нововведения - прекратить поагрегатный ввоз в Украину подержанных автомобилей и сократить потери бюджета от SKD-сборки авто на украинских предприятиях. По крайней мере, так написано в пояснительной записке к проекту, который проходит согласование в ведомствах.

Кроме того, авторы документа считают, что такое решение будет стимулировать в Украине производство автомобилей по полному циклу.

Сегодня автомобили по полному циклу в Украине производят только ЗАЗ и "Богдан". Буквально в шаге от запуска - "Еврокар". Есть и другие производители, которые уже многие годы делают автомобили по технологии SKD-сборки. Это тот же "Еврокар" и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ).

То есть фактически законопроект делит отечественных производителей на два лагеря. Один из них будет выживать за счет другого.

В Украине созданы мощности для производства, в том числе с помощью SKD-сборки, до 400 тыс автомобилей в год - данные рекордного 2008 года. А внутренний рынок в 2012 году составит 220 тыс. единиц.

При ситуации, когда экспорт в Россию перекрывает утилизационный сбор, обостряется борьба за внутреннего национального потребителя.

В пресс-службе корпорации "УкрАвто", которая управляет заводом "ЗАЗ", сообщили, что крупноузловая сборка - это не промышленное производство, поскольку в ее процессе отсутствуют такие важные технологические операции, как сварка, окраска кузовов и производство автомобильных компонентов.

Как правило, SKD-сборку практикуют страны, которые ставят перед собой задачу создать и развить собственное автомобильное производство, рассматривая ее как этап подготовки к полноценному производству. Яркий пример - Россия.

При этом страна устанавливает высокие ставки на ввоз готовых автомобилей и предоставляет инвесторам и предприятиям ряд льгот, в том числе и на ввоз SKD-комплектов по низким ставкам пошлин. Одновременно этим предприятиям и инвесторам выставляются жесткие условия.

Например, как в России: в течение трех лет создать производство автомобилей по полному циклу, который включает сварку, окрасу кузова и сборку автомобиля. А также, после начала SKD-производства необходимо в течение трех-пяти лет обеспечить определенный уровень локализации - 30-50%.

"При отсутствии законодательно закрепленных требований по созданию мощностей и локализации производства, крупноузловая сборка фактически является скрытым импортом и используется исключительно в качестве схемы ухода от налогообложения", - отмечают в "УкрАвто".

Примерно в таком же ракурсе видят ситуацию и в корпорации "Богдан".

В пресс-службе компании сообщили, что корпорация, инвестировав колоссальные средства в создание современных мощностей по полномасштабному производству автомобилей, автобусов и троллейбусов, заинтересована в дальнейшем развитии автомобилестроительной отрасли.

Производителям необходима комплексная государственная поддержка. Только жесткие условия защиты внутреннего рынка - акцизный и утилизационный сборы, дополнительная пошлина на импорт авто - создадут предпосылки для прихода мировых инвесторов-автопроизводителей и дальнейшего развития отрасли.

"Нужно жестко ограничить ввоз старой техники. Украинские мощности - ЗАЗ, "Богдан", "Еврокар" - должны быть загружены. Это позволит создавать рабочие места и наполнять бюджет. "Богдан" поддерживает введение акциза на кузова, утилизационного сбора и ждет введения дополнительных пошлин на импорт", - подчеркнули в пресс-службе корпорации.

Поддерживая инициативу введения повышенных акцизов на кузова, в "Богдане", правда, не уточняют, мощности каких производителей будут загружены. Ведь "Еврокар" при повышении акциза вряд ли сможет создавать рабочие места.

"К сожалению, с 1991 года власти защищают интересы не всей отрасли, а одного производителя. При этом монополия приводит не к развитию рынка, а только к росту доходов одного предприятия, в частности ЗАЗ, за счет потерь бюджета", - говорит председатель наблюдательного совета ЧАО "Еврокар" Олег Боярин.

По его мнению, у предложенного законопроекта высокий уровень негосударственных целей, что не позволит расширить базу налогообложения. Отдельные предприятия с полным циклом производства не смогут обеспечивать ассортимент и удовлетворять потребности внутреннего рынка, уточняет он.

"Экономически целесообразное полное производство - при объемах более 50 тыс в год. Поэтому производство с полным циклом для обеспечения загрузки мощностей обычно продукцию экспортирует. Сейчас основной рынок экспорта для Украины - Россия - закрыл утилизационный сбор", - рассказывает Боярин.

Он полагает, что для развития отечественного автопрома выгода между импортом и производством должна быть 25-30%. При этом законодательство должно стимулировать рост количества производителей.

"Чем больше продукции зарубежные компании будут производить в Украине, а не импортировать, тем лучше будет для страны, рынка и потребителя", - говорит он.

Однако для этого необходимы системные меры со стороны государства: пошлины, госгарантии, предпочтение на тендерах национальным производителям, даже с правом увеличения цены, считает менеджер "Еврокара".

"Лучший пример - Россия, которая отказалась от поддержки только одного предприятия - ВАЗ, и за пять лет создала мощное автомобилестроение. 17 мировых производителей вложили в экономику страны миллиарды долларов. Украина подобные шансы теряет", - сетует Боярин.

С ним солидарен и Василий Поляков, глава наблюдательного совета группы компаний "АИС", которая владеет сборочным предприятием в Кременчуге КрАСЗ.

"Ряд заводов в Украине осуществляет крупно-узловую сборку авто. Уровень локализации там достигает 30%. Часть деталей поставляют украинские поставщики. Количество рабочих мест - тысячи", - пересчитывает он.

Инициатива повышения акцизного сбора на кузова, уверен менеджер, работает "только на одного производителя, создавая неравные условия работы на рынке".

"Тысячи людей потеряют работу, многие предприятия закроются. Получается, украинские производители разделились на два лагеря: "за" и "против" сворачивания SKD-сборки. Урегулировать противоречие должна профильная ассоциация "Укравтопром", - считает Поляков.

К слову, Боярин - глава совета "Укравтопрома", а "Еврокар" и КрАСЗ - ее члены. Однако, как ни странно, в пресс-службе ассоциации о проекте указанного закона ничего не знают. "К сожалению, ассоциация не имеет возможности и ресурсов комментировать все теоретически возможные законопроекты", - завили там.

Наверное, "Укравтопром" может себе позволить не замечать подготовки масштабных перемен в отрасли, но печальный пример такой политики уже есть. Бить тревогу о введении утилизационного сбора в России начали буквально накануне его введения, а на кону было 90% всего экспорта отрасли.

Может, нужно разбираться в ситуации не после, а до принятия законопроектов? Иначе в Украине вообще не останется собственного автопрома.


powered by lun.ua
Подпишитесь на наши уведомления!