"Экономическая правда" приглашает на конференцию "Восстановление Украины: почему не следует откладывать до победы"

"АвтоЗАЗ" и "Богдан" не будут платить

"АвтоЗАЗ" и "Богдан" не будут платить

Четверг, 27 сентября 2012, 10:46 -
Фото из donbass.ua
Популярный сегмент авто с двигателями от 2000 до 3000 куб см подорожает на 14 080 грн. До 3500 кубических сантиметров сбор составит 19 085 грн, больше - 30 250 грн. Однако это будет касаться только настоящих иномарок. В Ялте Азаров планирует договориться с Медведевым, и обе страны могут сделать "утилизационное" исключение друг для друга. (Укр.)

Перед продолжением саги о введении Украиной утилизационного сбора на произведенные в России автомобили стоит запечатлеть в памяти цифру и факт.

Средний возраст легкового автомобиля, находящегося в собственности граждан, по данным Госкомстата, - почти 19 лет.

Любители логических задачек могут сами вычислить количество автомобильного металлолома, который ездит по дорогам: автопарк страны насчитывает 9 млн транспортных средств.

То есть в украинцев отсутствует привычка выбрасывать автомобиль на свалку.

Реклама:

Факт касается отмены в государстве техосмотра транспортных средств индивидуального использования. Нет и нормативных документов, определяющих предельный срок эксплуатации таких машин.

Не обойтись и без лирического отступления. Есть на ВВС популярная автомобильная программа Top Gear с Джереми Кларксоном. Ее обязательный атрибут - заезды звезд кино, эстрады и политики на "дешевом автомобиле" по зачетному кругу.

Его роль два года исправно выполнял популярный и в Украине Chevrolet Lacetti. Когда его решили заменить на более современную машину, продать "Шевроле" не позволили. Машина, мол, эксплуатировалась в чрезвычайно тяжелых условиях, поэтому выпускать ее на дороги общего пользования опасно.

Если упомянут Туманный Альбион, то невозможно обойти и тамошнюю статистику падения стоимости автомобилей. Через три года после приобретения за 60% стоимости можно продать только эксклюзивные модели, а обычный ширпотреб теряет за это время до 70% начальной цены. Итак, утилизировать там есть что.

В России с ее недорыночной, как и в Украине, экономикой природа появления утилизации несколько иная.

Во время кризиса 2008-2010 годов тамошнее правительство заменой старой легковушки на новую спасало собственную автомобильную промышленность.

Даже $1500, которые зачислялись при покупке новой машины исключительно собственного производства, в итоге привели к тому, что теперь российские легковушки на семь лет моложе украинских.

Однако там появились десятки тысяч сданных на утилизацию машин, с которыми просто необходимо что-то делать.

Теперь поставим вопрос ребром: а что, собственно, утилизировать в Украине? Ведь все, что рассыпается и разбивается, снова склеивается, выезжает на дорогу и с определенного момента даже перестает дешеветь. "Жигули" любого возраста дешевле, чем за полторы тысячи долларов, найти не удастся.

Может, автомобили - крупнейшая в Украине экологическая угроза? А может, все-таки лампы дневного света и батарейки? И ни у Министерства экологии, ни у правительства голова по этому поводу не болит. Хотя доказано: по своей вредности эти отходы недалеко от радиации, потому что долго загрязняют землю и воду.

Теперь относительно правительственного постановления № 843 от 3 сентября 2012 года "О некоторых вопросах заготовки и утилизации отходов, образующихся в результате потери транспортными средствами своих потребительских свойств", которое с 14 сентября стало официальным документом.

Или, как говорит министр экономики и торговли Петр Порошенко, так и не вступило в силу, несмотря на официальную публикацию. Да, не вступило, поскольку никто из импортеров российских автомобилей предусмотренных средств еще не платил, а цены в автосалонах корректировались разве что из-за изменений курса доллара.

Недозрелое утилизационное постановление, принятое без изучения вопроса, решили сразу же дорабатывать. Не надо думать, что там все основательно и исчерпывающе: проект изменений содержит всего две новации.

Первая касается изъятия из текста упоминания об авто только российского производства. То есть в случае принятия документа утилизация станет распространяться на автомобили всех производителей.

Появится в постановлении Кабмина и исключение из правила. Касаться оно будет производителей (резидентов Украины), которые "осуществляют операции по нанесению индивидуального номера (VIN) на неразъемные составные части кузова или кабины, или шасси, или другие составные части транспортного средства, которые имеют идентификационные номера".

Поблажку получат и те, кто "осуществляет производство транспортных средств по технологии, включающей сварку, окраску кузова или кабины" или осуществляет операции по изготовлению рамы с подвеской".

Фото lb.ua

Дело в том, что своим постановлением № 843 правительство в первую очередь загнало в тупик именно отечественного производителя автомобилей.

Скажем, "Богдан" со своими "Ладами" дважды подпадал под утилизацию. Сначала, когда в Украину завозились кузовные детали, а потом - уже на российской границе по дороге к российскому потребителю.

Похожая история и с "Видой", для которой штампованные детали и двигатели поступают из-за границы. Как и с другими моделями "АвтоЗАЗа" и других заводов.

В итоге, страна получит не "зеркальный" ответ России, а подорожание настоящих иномарок. Ставки сбора на утилизацию правительство менять не будет. Так, на 7 370 грн подорожают авто с рабочим объемом двигателя от 1000 до 2000 куб см.

Популярный сегмент от 2000 до 3000 куб см вырастет в цене на 14 080 грн. До 3500 куб см сбор составит 19 085 грн, а больше - 30 250 грн.

Не хочешь платить? Поручи кому-нибудь из отечественных производителей авто прикрутить под капот табличку с VIN-кодом.

Интересно, что эти цифры почти совпадают с размерами так и не введенной пошлины, установленной июньским решением Межведомственного совета по вопросам международной торговли.

Только теперь они называются не "ввозной пошлиной", а "утилизационным сбором".

Формально в этом случае не будут даже нарушены правила ВТО.

Как рассказал ЭП один из юристов, они не позволяют устанавливать для импортеров, работающих на одном рынке, различные условия работы, в частности, руководствуясь страной происхождения товаров.

Однако те же нормы ВТО легко допускают такую ​​заботу об экологии при приобретении или первой регистрации транспортного средства.

Хотя для Европы такая уплата является нетипичной, а забота об утилизации лежит на самих автопроизводителях, а не покупателях.

Но и это не все новости. В рамках саммита глав правительств стран СНГ, который проходит в Ялте, Николай Азаров планирует договориться с Дмитрием Медведевым, и обе страны могут сделать "утилизационное" исключение друг для друга.

Подпись Петра Порошенко

Правда, Россия настаивает на том, что пустит на свой рынок только те украинские авто, которые имеют 51 процент локализации производства на таможенной территории Украины. Киев, в свою очередь, поступит так же. Для Украины большего и не надо - "Богдан" и ЗАЗ спасены.

Как известно, "АвтоЗАЗ" контролирует депутат от Партии регионов Тариэл Васадзе, который является крупнейшим экспортером автомобилей в Россию. "Богдан" контролирует семья министра экономики Украины.

Интересно, что скажут Петру Порошенко представители КрАСЗ и "Еврокар"? Как-то некрасиво он поступил в отношении коллег из ассоциации "Укравтопром".

Те не подпадают ни под одну из льгот, поэтому им придется платить утилизационный сбор вместе с другими импортерами или устанавливать оборудование, чтобы набивать VIN-коды и красить машины. А это - деньги.

А вообще, пострадают обычные покупатели автомобилей. То есть за утилизацию будут сдирать из настоящих капиталистов, которые везут сюда качественные японские и европейские машины, а те впоследствии переложат эту честь на плечи украинцев.

И, конечно, хорошо заживет структура, которую Минэкологии образует для утилизации. Делать ей все равно будет ничего, а вот немаленькие средства, о которых до сих пор никто даже мечтать не мог, она для "распила" получит.

Такая вот переутилизация получается.

Реклама: