Мнение эксперта: Легализация доходов может быть использована против декларантов

Среда, 20 ноября 2013, 15:49

В случае принятия закона "О легализации доходов физ- и юрлиц" государство не может гарантировать, что информация о полученных доходах не будет в дальнейшем использована против декларанта.

Об этом заявила руководитель корпоративной практики ЮК "Алексеев, Боярчуков и партнеры" Юлия Кильчинская.

Эксперт отмечает, что данный законопроект является не первой попыткой со стороны государства ввести механизм легализации доходов. Подобные законопроекты были зарегистрированы в 2002-2003 годах, однако, не нашли поддержки в Верховной раде.

"На наш взгляд, это связано с отсутствием со стороны государства эффективной защиты прав человека, доходы которого задекларированы", - считает эксперт.

По ее словам, законопроект предполагает осуществлять легализацию доходов путем подачи декларации о доходах в Министерство юстиции, а не в налоговые органы, как предполагалось ранее.

"Среди нововведений данного законопроекта следует отметить состав лиц, доходы которых подлежат легализации. Помимо физических лиц, к субъектам легализации законопроект относит юридические лица, учрежденные гражданами Украины или при их участии", - рассказывает руководитель корпоративной практики.

"Исходя из положений законопроекта, декларация о доходах, которые легализируются, подается в Минюст для получения соответствующего свидетельства о легализации доходов", - рассказывает  Кильчинская.

Важно, что за получение свидетельства придется платить. Сначала человек или предприятие перечисляет в госбюджет 1% от суммы всех задекларированных доходов, а потом Минюст ему выдает свидетельство о легализации. По мнению инициаторов законопроекта, это позволит ежегодно привлекать около 3-3,5 млрд гривен.

"Очевидно, что установление платы за декларирование доходов и получение свидетельства говорит о желании государства найти дополнительную статью для пополнения средств. На наш взгляд, в случае, если такая норма будет установлена, плата за выдачу свидетельства должна корректироваться в зависимости от категории лиц, декларирующих доходы, и суммы доходов", - подчеркивает эксперт.

По мнению руководителя корпоративной практики, законопроект не учитывает в полном объеме источники доходов, к которым, например, могут относиться дивиденды и роялти, наследство, доходы именно от продажи движимого или недвижимого имущества, или его аренды.

"Отдельного внимания заслуживают также положения, гарантирующие конфиденциальность информации, которая будет предоставлена в процессе легализации доходов. В частности, к такой информации законопроект относит общую информацию о субъекте легализации, а также перечень объектов, их стоимость и местонахождение", - заявила Кильчинская.

По ее словам, хотя законопроектом установлено, что субъекты освобождаются от обязательства предоставлять информацию об источниках получения доходов, в случае принятия законопроекта, при получении информации о доходах, соответствующие органы не преминут воспользоваться возможностью получить информацию об источниках.

"В связи с этим, возможно, законопроект будет дополнен в дальнейшем соответствующими изменениями", - отмечает эксперт.

Кильчинская согласна с тем, что практика легализации доходов и имущества является эффективным инструментом для всеобщего декларирования. Таким образом государство дает возможность легализировать свою деятельность, не понеся при этом никакого наказания и штрафных санкций.

При этом, легализация доходов является эффективной только в том случае, когда государство выполняет свои гарантии относительно отсутствия ответственности и защищает права личности, раскрывшей информацию о своих доходах и их источниках.

Читайте нас также в Telegram. Подписывайтесь на наши каналы "УП. Кляті питання" и "УП. Off the record"


powered by lun.ua
Подпишитесь на наши уведомления!