Амнистия теневых капиталов: высокие ставки и "презумпция виновности"

Амнистия теневых капиталов: высокие ставки и "презумпция виновности"

PROMOTED. Дефицит госбюджета, кризис в отношениях с МВФ и экономические проблемы, вызванные пандемией, заставляют украинские власти искать дополнительные ресурсы для спасения экономики.
Вторник, 23 марта 2021, 13:00
доцент Государственного налогового университета

Например, в виде налоговых поступлений от амнистированных капиталов. Соответствующие законопроекты № 5153 и № 5155 уже зарегистрированы в парламенте. Правда, каждый из них несовершенен, что может помешать важному для Украины процессу налоговой амнистии. Главные недостатки законопроектов, на мой взгляд, это так называемая "презумпция виновности" для владельцев теневых состояний и высокие ставки налогообложения.

Признайся в нарушении законодательства и заплати 5-9% налогов

Но все по порядку. Добровольное декларирование, что предусматривается проектом закона № 5153 от 25.02.2021, должно проводиться с 1 июля 2021 по 1 июля 2022 года.

Лица, которые могут, согласно этому законопроекту, воспользоваться правом на такое декларирование и не воспользуются им, будут считаться такими, которые сообщили контролирующему органу об отсутствии в их собственности активов, полученных или приобретенных за счет доходов, с которых не уплачены налоги. То есть те, кто использует такое право, юридически признают себя неплательщиками налогов.

 

Не смогут подать "нулевую декларацию" те, кто, начиная с 1 января 2005 года, подавали или должны подавать декларации в соответствии с законом в сфере предотвращения коррупции или претендовали/претендуют на должности государственной службы. Объектами декларирования не могут быть активы физического лица, полученные или приобретенные декларантом в результате совершения деяния, содержащего признаки уголовных преступлений.

Исключение - уклонение от уплаты налогов, нарушения в сфере валютного законодательства, нарушения в сфере защиты экономической конкуренции. Законопроектом предоставлено право подавать обезличенные декларации через уполномоченного представителя - нотариуса. Декларант обязан документально подтвердить денежную стоимость таких объектов декларирования.

Теперь об объемах сбора при подаче "нулевой декларации":

  • 5% с валютных ценностей, размещенных на счетах в банках Украины и из имущества, зарегистрированного в Украине;
  • 9% из валютных ценностей и имущества, расположенного за рубежом;
  • 2,5% от номинальной стоимости облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ).

Для того, чтобы пройти процедуру добровольного декларирования, субъект должен предварительно разместить средства в национальной и иностранной валюте в наличной форме и/или банковских металлах на текущих счетах со специальным режимом использования в банках Украины. Банк дополнительно проверит источники происхождения активов, руководствуясь порядком, определенным законодательством в сфере финансового мониторинга.

Важно, что в рассматриваемых законопроектах отсутствует механизм создания условий для инвестирования амнистированного капитала в экономику страны. Условие по хранению легализованных денежных средств в банковских учреждениях серьезно воспринимать нельзя, поскольку толчок для экономического развития это не обеспечит.

Как убедить владельцев теневых капиталов стать декларантами?

Сразу хочу спросить потенциальных участников налоговой амнистии: готовы ли они легализоваться на таких условиях: заплатить 5% или 9% стоимости активов, одновременно заявив о своих нарушениях налогового законодательства? Не уверен, что желающих будет очень много. Особенно, если учитывать, что каких-то дополнительных преференций от этого они не получат, а вот клеймо неплательщика налогов де-юре останется.

Амнистия капиталов неизвестного происхождения - это один из важных шагов разработанной мною комплексной программы реформирования налоговой системы Украины. Поэтому я уже несколько лет на встречах с законодателями и предпринимателями, а также в медиа подчеркиваю условия, при которых такая амнистия станет эффективной для государства и интересной и выгодной для владельцев капиталов.

Одним из этих условий является применение к субъектам процесса правового принципа презумпции невиновности. Если проверки - то только по упрощенной схеме на предмет наличия прямых угроз государству из-за влияния "политического капитала" и для выявления капиталов криминального происхождения.

Амнистия не должна быть избирательной, возможность начать свою налоговую историю с чистого листа должен иметь каждый гражданин. К тому же потенциальный инвестор с теневыми активами должен быть уверен, что государство защитит его легализованное состояние и не накинет ему в будущем на шею налоговую удавку.

Но таких гарантий вышеупомянутые законопроекты, к сожалению, не предлагают, а репрессивный характер отечественной фискальной системы говорит о высоком уровне соответствующих рисков.

Также я всегда делаю акцент на необходимости введения максимально низких ставок налогообложения при легализации капиталов неизвестного происхождения - от 2,5% до 5%. Разумно было бы создать льготные налоговые условия для инвесторов с амнистированным капиталом и установить дополнительные преференции для зарубежного капитала при возвращении его в страну.

Позитивом в предусмотренной кампании считаю то, что в качестве инструмента амнистирования теневого капитала планируется предоставление возможности приобретения облигаций внутреннего государственного займа (ОВГЗ). В своих публикациях я неоднократно советовал это сделать, подчеркивая, что речь в данном случае может идти исключительно о долгосрочных ОВГЗ.

К тому же процедура покупки ОВГЗ должна быть максимально простой. Вкладчик оформляет заявку в банк (не в налоговый или иной госорган!) С указанием намерения - "легализация капитала" - и желаемым объемом средств. Никаких данных о текущем местоположении средств заявитель не указывает.

Банк принимает решение в сжатые сроки. Если оно положительное, стороны заключают договор о покупке ОВГЗ, и заявитель перечисляет средства. На мой взгляд, эта понятная и выгодная для всех участников формула убедит бизнес и граждан выводить из тени свои капиталы и инвестировать их в украинскую экономику.

Есть еще одно условие, которое добавит мотивации к легализации состояния, - эта кампании должна быть единоразовой, что также должно быть зафиксировано в соответствующем законе.

Первый шаг без права на второй шанс

Убежден, что налоговая амнистия - это только одно звено в системе налоговой реформы, в которой очень нуждается украинская экономика. Государство должно создать отечественным предпринимателям такие условия, при которых работать легально и прозрачно будет экономически выгоднее и удобнее, чем в тени.

К сожалению, представленным законопроектам не хватает системности и дальновидного расчета. Они носят, скорее, фискальную направленность, необходимую для латания дыр в бюджете, и не могут обеспечить необходимый уровень доверия между государством и бизнесом/социумом. А без этой составляющей не стоит ожидать положительного результата.

Конечно, любую реформу можно провести на скорую руку. Но будет ли у Украины второй шанс, если запланированная амнистия капитала провалится, и доверие к государству в очередной раз будет подорвано?

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.