Что ожидает онлайн-торговлю в Украине

Что ожидает онлайн-торговлю в Украине

Отечественный e-commerce продолжает расти и развиваться. Следующий этап — приход в сектор системных иностранных инвестиций. Надо готовиться.
Четверг, 5 апреля 2018, 18:49
инвестиционный банкир, соучредитель инвестиционного бутика Soul Partners

Украинский сектор e-commerce демонстрирует одни из самых высоких темпов роста в гривневом эквиваленте последние три-пять лет.

В пересчете на доллары в 2017 году он уже на 17-20% превысил показатели 2014 года.

Кроме увеличения объемов онлайн-продаж, растет и доля пользователей, которые покупают в интернете.

По разным оценкам, только 8-9% украинцев, около 3,5 млн, делают покупки в интернете. Потенциал, как принято говорить, огромный.

Реклама:

Крупнейшие игроки рынка выросли из стартапов до масштаба большого бизнеса, а в списке топ-100 украинских миллионеров мы обосновано встречаем фамилии собственников бизнеса в онлайн-ритейле. Стоит ли полагать, что в сектор e-commerce в Украине придут системные иностранные инвестиции?

Мы уже наблюдаем старт процессов консолидации и подготовки платформ для прихода крупных инвесторов в сектор онлайн-торговли. Одним из пионеров по инвестициям в украинский e-commerce может считаться южноафриканская Naspers, которая владеет мажоритарной долей в EVO Group.

Через дочернюю компанию Allegro и напрямую Naspers инвестировала в Modna Kasta и Olx. Сейчас работает с другими проектами. Концепция этого инвестора — развитие маркетплейстов как быстрорастущего сегмента e-commerce.

Среди локальных фондов Horizon Capital стал первым, кто инвестировал в крупный e-commerce: в июле 2015 года стало известно о сделке с Rozetka.ua.

После инвестиции Rozetka.ua расширила линейку товаров, выйдя в новые сегменты: обувь, автотовары, фармацевтика, алкоголь. Она сделала ставку на усиление логистической функции — приобрела склад площадью 49 тыс кв м. В результате бизнес владеет крупнейшим складом среди онлайн-ритейлеров.

Компания ставит перед собой задачу усиливать компетенции в фулфилменте и развиваться в формате маркетплейса — по аналогии с Amazon.

Кто может составить конкуренцию Rozetka.ua? До запуска онлайн-магазина 27.ua от "Эпицентра К" казалось, что она имеет все шансы вырваться в список топ-3 онлайн-ритейлеров. Сейчас рынок в этом сомневается. Однако не стоит забывать о возможности появления крупного игрока через M&A-активность.

В этой связи интересна тактика фонда под управлением Dragon Capital, который за последние два-три года купил несколько складских объектов вблизи Киева и в Киевской области общей площадью более 230 тыс кв м.

Стандартная логика M&A — возможность купить по низкой цене, улучшить операционную эффективность и продать дороже. Тут она может заключаться в желании развить компетенции фулфилмента для дальнейшей интеграции этого бизнеса с приобретениями в e-commerce.

Похоже, фонд под управлением Dragon собирается инвестировать в сектор. Это ложится в философию фонда: финансировать компании, которые и так активно растут, а с дополнительными деньгами от фонда они лишь ускорятся.

В комбинации с полученными компетенциями в логистике Dragon может выстроить бизнес, интересный глобальным игрокам при выходе на украинский рынок. Похоже, что оба фонда ожидают прихода в Украину крупных мировых онлайн-ритейлеров и, соответственно, консолидации рынка.

Для этого они готовят компании, которые можно выгодно продать. Стратеги обычно покупают долю рынка. Выбирая цель, они анализируют, насколько бизнес-модель способствует легкой интеграции компании после покупки.

В 2017 году многие e-commerce-компании задумались о необходимости вложений в развитие. Подогревает это желание информация, что Amazon присматривается к нашему рынку и даже рассматривала возможность покупки земельных участков для строительства складов по аналогии с Польшей. Правда, непонятно, насколько это соответствует действительности.

Тем временем остается все меньше незанятых ниш, и рост без расширения продуктовой линейки или трансформации в формат маркетплейса ограничен.

Действительно, сейчас самое время заняться привлечением инвестиций, особенно игрокам из сегментов продажи электроники, одежды, косметики и парфюмерии, в которых самая высокая доля покупок через интернет. Для них выход в новые сегменты — необходимая мера поддержания роста.

Можно, конечно, ждать вторую волну консолидации, что и произойдет после покупки глобальными стратегами одной-двух компаний-лидеров. Однако всегда существует риск потери такими компаниями доли рынка в конкурентной борьбе с существенно более сильными в финансовом плане игроками.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: