От электрокаров до беспилотников: что стоит за робомобилями

От электрокаров до беспилотников: что стоит за робомобилями

Запрет на управляемые человеком автомобили может быть узаконен уже к 2040 году — как только 30% транспорта станут роботизированными.
Среда, 22 ноября 2017, 09:30
генеральный директор онлайн-сервиса для покупки автобусных билетов "Busfor Украина"

Пересев с лошади на автомобиль, человек не остановился — и вот уже никого не удивляет шнур электрического кабеля, заряжающий электромобиль на стоянке.

Дальше — больше: из фантастических фильмов в реальность постепенно переходят беспилотные модули, полностью управляемые роботами.

Может ли такой беспилотник гарантировать безопасность пассажирам?

Бывший вице-президент General Motors Роберт Лутц предсказывает, что всего через 20 лет мы перестанем массово использовать автомобили не только с двигателем внутреннего сгорания, но и с человеком за рулем.

Основываясь на почти 50-летнем опыте работы в автопроме, Лутц видит в качестве транспорта ближайшего будущего именно беспилотные модули.

Он считает, что запрет на управляемые человеком автомобили может быть узаконен уже к 2040 году — как только 30% транспорта станут роботизированными. К тому времени уровень доверия общества к беспилотникам позволит им стать полноценной частью нашей жизни.

На данный момент такая роботизация — лишь очень оптимистичная перспектива, которая поднимает много технических и моральных вопросов.

От электромобилей — к беспилотным технологиям

Разработка беспилотного транспорта и внедрение электромобилей — два главных тренда в современном технологическом мире. Прогрессивные европейцы в погоне за улучшением качества жизни и уровня здоровья населения планируют поэтапное прекращение использования газовых и дизельных автомобилей.

Норвегия собирается осуществить переход уже в 2025 году, а более консервативная Великобритания — к 2050 году. Росту доли электромобилей на мировом авторынке способствует компания Илона Маска. Продажи и популярность Tesla растут, несмотря на уменьшение ее прибыльности.

Тем временем в Украине потребительский бум на электрокары эксперты ожидают к 2021 году. В 2016 году у нас было официально зарегистрировано только 2 593 "зеленых" авто: 1 709 электрокаров и 884 гибрида.

Увеличение спроса в течение нескольких следующих лет аналитики связывают с массовым приходом в Украину старых электромобилей из Европы.

Не хотят отставать украинцы и от беспилотных технологий. Вслед за Uber, Tesla и Google, испытания которых находятся на завершающей стадии, в Запорожье показали первый отечественный автопилотный Lanos. Разработка модуля автопилота была представлена осенью 2016 года, называется она Pilot Drive.

На передовой беспилотных технологий находится и корпорация Apple, которая уже в 2019 году планирует выпуск собственного электрокара. Японская Toyota еще три года назад инвестировала 1 млрд долл в аналогичную разработку.

Однако если преимущества электродвигателя для обывателя вполне очевидны — экономичность, забота об окружающей среде, уменьшение уровня шума, — то к идее беспилотного автомобиля многие относятся скептически.

Технологические "за" и социальные "против"

Безопасность роботизированных машин вызывает множество споров. Восторг от новостей об удачных запусках очередного беспилотного такси, вертолета или автобуса часто омрачается сообщениями об их внезапных поломках и авариях.

Так, в Лас-Вегасе беспилотный автобус Navya попал в ДТП во время первого же рейса. Во время движения перед электроавтобусом внезапно появился грузовик. Navya сразу же остановился, но водитель грузовика все же успел задеть его передним бампером. Хотя причина аварии была вовсе не в технологии беспилотного управления, без негативного резонанса не обошлось.

Этот инцидент подтверждает, что даже самые надежные роботизированные автомобили могут попасть в ДТП из-за человеческого фактора.

Человеческий фактор в управлении автомобилем еще опаснее.

В докладе американского стратегического исследовательского центра Rand Corporation приводится неутешительная статистика. Из почти 37 500 жертв автокатастроф в США 94% людей погибают по вине водителей, которые не сумели вовремя среагировать, были пьяны или отвлеклись на мессенджеры.

Для решения именно этих проблем и были задуманы беспилотные автомобили. Искусственный интеллект позволяет беспилотнику быстро адаптироваться к постоянно меняющейся обстановке на дороге.

Объем получаемой информации об окружающей среде и скорость реакции роботов во много раз превышает человеческие возможности. Кроме того, беспилотный автомобиль делится полученной информацией со всей системой.

Например, в случае аварии с беспилотником опыт ДТП получит не одно конкретное устройство, а все связанные с ним машины. Это позволит сделать поездки под руководством искусственного интеллекта максимально безопасными еще на старте, в отличие от человека, которому необходимо время на адаптацию.

Авторы доклада сообщили, что робомобили, которые будут на 10% безопаснее среднестатистического водителя, смогут спасать жизнь 3 тыс людей ежегодно.

Вот только люди всегда судят роботов строже. К ошибкам водителей-людей мы привыкли, но смерть по вине электрокара будет громким событием. Никто не вспомнит, сколько жизней беспилотники помогли спасти до этого.

Новые возможности и горизонты для развития

Безопасность движения — существенный, но не единственный мотив для прогресса беспилотного транспорта. Человеку важно время, которое можно использовать на что-то полезное и приятное, а пара часов в день за рулем автомобиля по пути на работу и обратно регулярно его отбирают.

Роботизированные электромобили освободят нас от необходимости фокусироваться только на дороге. Это изменит привычную нам жизнь: люди смогут больше времени уделять общению, читать в машине, смотреть видео или даже спать во время перемещения из пункта А в пункт Б.

Однако развитие не заканчивается на беспилотных автомобилях. Для гарантированного доверия к искусственному интеллекту безопасным должен быть не только автомобиль, но и его окружение. О создании умной дорожной инфраструктуры уже задумались в материнской компании Google — Alphabet.

Корпорация планирует построить в Торонто район будущего, которые будет приспособлен для движения беспилотного транспорта и грузовых роботов.

Район будет оборудован датчиками, контролирующими свободные места на парковых скамейках, уровень наполненности мусорных контейнеров, шум и уровень загрязнения в жилых помещениях. Жителям предложат отказаться от автотранспорта и пересесть на велосипеды и беспилотные шаттлы.

Обустройством инфраструктуры занимается и концерн BMW. Концерн и компания Mobileye, разрабатывающая программное обеспечение для автомобилей, объявили о старте проекта по сбору данных о дорогах в онлайн-режиме. Эта информация необходима для создания условий для беспилотных автомобилей.

Это лишь первые шаги на пути к полноценной системе. В цифровом мире будет появляться все больше элементов транспортно-логистической системы. Источником информации должны стать умная дорожная разметка, адаптивное освещение, оптическая сигнализация для регулировки дорожного движения.

Дорожное полотно сможет передавать в беспилотник температурные и телеметрические данные, с помощью которых робот выстроит стратегию передвижения, скорректирует траекторию и скорость движения.

Без такой инфраструктуры по обеспечению безопасности пассажиров рано говорить о скором покорении наших городов беспилотниками. Однако еще немного — и с этой реальностью вполне можно будет столкнуться на расстоянии руки, вытянутой к дверце беспилотного электрокара.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама:
powered by lun.ua