Что будет с украинскими портами

Что будет с украинскими портами

Есть только два пути для устранения коррупции в украинских портах: реструктуризация предприятий и отрасли или привлечение инвесторов. Какой выбрать?
Четверг, 25 августа 2016, 09:00
Андрей Соколов, начальник Херсонского морского торгового порта

Порты для Украины — это один из стратегических активов страны, поскольку транспортная отрасль обслуживает экономику.

Но грузоперевозки и перевалка через порты пронизаны коррупцией и злоупотреблениями — от манипуляций со средствами в капитальные инвестиции до отлаженного ежедневного воровства дизтоплива.

Тут есть только два пути: реформирование самой системы и приватизация.

Первый путь, системный и длинный, подразумевает высадку десанта менеджеров из бизнеса, которые перестроят госпредприятия в бизнес-структуры. При множестве рисков и отдаленном результате это сложный, но, в принципе, возможный путь.

Второй, более быстрый, — передача портового хозяйства в частные руки. Тут главные риски заложены в процессе самой передачи и в том, как новая структура будет работать в имеющемся окружении.

Путь реформирования

Главный плюс реформирования состоит в том, что к управлению госпредприятиями придут менеджеры из бизнеса, которые нацелены на эффективность и получение результата.

Они привыкли к планированию, организовывают работу так, чтобы порт имел возможности для развития.

Основной недостаток этого пути — сроки реализации. Перестроение госкомпании по принципу частного сектора происходит долго. Без возможности привлечения внешнего финансирования этот способ почти обречен на неудачу в долгосрочной перспективе.

Также среди недостатков пути реформирования — бюрократия, которая никуда не исчезла. Препятствий тут немало: множество подписей для принятия решений, необходимость согласований с министерством многих моментов, таких как штатное расписание и финансирование только за счет прибыли самого предприятия.

Сюда еще надо добавить и определенную негибкость в управлении. К примеру, крайне рискованно, если наблюдательный совет порта будет состоять из жуликов из числа депутатов местного совета или "общественников".

Я верю в этот путь, но его успешность зависит от того, хватит ли людей с необходимыми знаниями и навыками в госпредприятиях и госорганах, готовых целенаправленно внедрять изменения, вкладывать усилия и время.

Путь привлечения инвесторов

Когда в госкомпанию заходит частный инвестор, изменения происходят быстрее. Инвестор вкладывает в обновление инфраструктуры и снижение издержек по перевалке грузов, что важно для повышения конкурентоспособности наших портов и товаров на внешних рынках.

Причем вкладывает инвестор такие средства, которых, как правило, нет у государства. Уже сейчас в отрасли есть некоторые позитивные сигналы для инвесторов.

Так, около месяца тому назад Одесский морской торговый порт подписал меморандум с одной из ведущих мировых компаний P&O Maritime, что означает не только инвестиции, но и внедрение лучших мировых практик в управлении процессами в порту.

Это действительно знаковое событие, когда профессиональные операторы решаются начать работать в Украине. И хотя пока подписан только меморандум, заинтересованность P&O Maritime должна послужить сигналом для других инвесторов к тому, что вкладывать в Украину можно и нужно.

"Антипример" — приватизация по-украински. Предприятия переходят в частные руки по заниженной цене с дальнейшей эксплуатацией объекта с целью выжать из него все, что можно, ничего не вкладывая. Другая цель — выгода от перепродажи.

Считайте и оценивайте! 

Процесс появления частных инвесторов неизбежен. Для многих объектов финансирование за свой счет невозможно. Сейчас многие порты вообще не имеют возможности обновлять флот и инфраструктуру.

В перспективе, если они не смогут профессионально и с выгодой для предприятия управлять портом, их вытеснят частные предприятия просто за счет отмирания флота и выхода оборудования из строя.

Как финансист хочу подчеркнуть: прежде чем проводить приватизацию, нужно обратить внимание на то, что получит государство, а также просчитать и обосновать эффективность привлечения инвестора в каждом конкретном случае.

Для примера возьмем Херсонский порт. С нынешней прибылью мы сможем конкурировать с частными терминалами в регионе еще около пяти лет.

За это время частный бизнес, который развивается быстрее, имея доступ к капиталу и повышая свою рентабельность, ощутимо вырастет. Причем как с точки зрения мощностей по перевалке, так и финансово.

Поэтому мы нацелены на привлечение инвестора. Лучший способ для этого — концессия, но на определенных условиях.

Мы ожидаем, что с приходом частного капитала грузоперевалка в порту вырастет с нынешних 1,5 млн тонн в год до 2-2,5 млн тонн. Тогда это будет выгодно не только инвестору, но и государству с точки зрения налоговых отчислений в бюджет и сохранения рабочих мест.

Поэтому планировать будущее украинских портов нужно профессионально и грамотно, учитывая целый ряд факторов, важных как для госпредприятий, общин, в которых они работают, так и для страны в целом.

При приватизации государство должно получать за свой актив справедливую и взвешенную цену. С приходом надежного и профессионального инвестора остальные выгоды приложатся.

Больше инвесторов — больше конкуренции – выше цена входа и больше выгод для государства.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

powered by lun.ua