Вояжи Насирова, или Откуда "дыры" в системе электронного администрирования НДС

Вояжи Насирова, или Откуда "дыры" в системе электронного администрирования НДС

Почему в системе появились "дыры"? Знает ли об этом Насиров? Уж не собирается ли кто-то из руководителей ГФС обзавестись миллиардным бизнесом под "крышей" власти?
Вторник, 21 июля 2015, 22:00
Андрей Вышинский, журналист

Внедрение электронного администрирования НДС - нужное дело для страны.

Оно призвано перекрыть такое мрачное явление как "налоговые ямы".

Тем не менее, "электронка" обеспокоила весь крупный бизнес Украины.

В парламенте появилась группа депутатов, задача которых - отложить, а то и вовсе "заговорить" введение порядка, который отнимет у них более 40 млрд грн оборотных средств.

Реклама:

Тот факт, что с "ямами" нужно бороться, парламентарии предпочитают не вспоминать.

На фоне бурлящей активности "заряженных" депутатов, глава Государственной фискальной службы Роман Насиров съездил в США, где презентовал украинскую фискальную реформу в ходе Американо-украинского бизнес-форума.

В частности, 13 июля Насиров рассказал, что "ГФС удалось запустить систему электронного администрирования НДС, которая работает в штатном режиме".

"Штатный режим" не лишен таких недостатков.

1. Формула "задваивает" отрицательное значение, не давая возможность зарегистрировать налоговые накладные.

2. Система требует денежного обеспечения для регистрации налоговых накладных, выписанных до 1 июля, в частности, в период с 16 по 30 июня, что противоречит закону.

Нажмите для увеличения 

3. Отсрочки и рассрочки в системе не учитываются, что приводит к невозможности регистрации налоговых накладных.

4. Расчеты корректировок система не воспринимает.

5. Для сельхозпроизводителей система корректно не работает.

6. Переплаты и налоговый долг формула не учитывает, фактически амнистируя должников и заставляя доплачивать добросовестных налогоплательщиков.

Однако все это - технические проблемы. Куда важнее, что система не работает так, как задумана.

Идея, которая родилась в стенах Министерства финансов, была следующей. Нужно связать выдачу налоговых деклараций с реальными деньгами предприятий. Это сделает невозможным "сброс" НДС на компании, задача которых - создать фиктивный налоговый кредит. Это и есть "ямы".

Подтверждая это, 13 июля Насиров заявил, что "с запуском системы нам удалось решить проблему с налоговым мошенничеством, которое ежемесячно стоило бюджету 100 млн долл". Тем не менее, по данным источников ЭП, "схемщики" вполне могут продолжать использовать "левый" налоговый кредит.

Роман Насиров на 11-м Ежегодном евразийском налоговом форуме, Брюссель. Фото
sfs.gov.ua

Система имеет "дыры", которые при правильном построении дела и наличии нужной "крыши" будут позволять проводить схемные операции и в дальнейшем. Зато функционирование системы точно влетит в копеечку для обычных налогоплательщиков и наверняка негативно отразится на экономике в целом.

Это не тот эффект, который был обещан на старте. Изначальная мысль предполагала, что устранение "ям" позволит наполнить бюджет, и понизить ставки других налогов и сборов, которые действительно угнетают украинский бизнес.

Почему же в системе появились "дыры"? Знает ли об этом Насиров? Уж не собирается ли кто-то из руководителей ГФС обзавестись миллиардным бизнесом под "крышей" власти? Какой именно власти? Насиров поставлен на налоговую и таможню Петром Порошенко. Делайте выводы.

А вот и потенциальное прикрытие на случай безуспешности работы системы. Его Насиров зафиксировал в приказе ГФС №487 от 10 июля 2015 года "Об утверждении ключевых показателей эффективности деятельности руководства ГФС". Приведем пример таких показателей.

Ключевой показатель эффективности (KPI) деятельности

Результат выполнения KPI

Борьба с мошенничеством, в частности, связанным с возмещением из бюджета НДС, и обеспечение увеличения на 5% объема поступлений в бюджет от уплаты указанного налога

Обеспечение увеличения поступлений НДС в бюджет за счет принятия эффективных мер по борьбе с выгодополучающими предприятиями на 5% от запланированных на май-июль 2015 года (план - 23 451 млн грн, 5% - 1 172 млн грн)

Усиление борьбы с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Украины и обеспечение роста на 20% поступлений бюджета, в частности, НДС

Увеличение поступлений в бюджет на 20%, в частности, НДС, посредством усиления борьбы с незаконным перемещением товаров (план - 32 482 млн грн, 20% - 6 496 млн грн)

Неужели следовало затевать эпопею с электронным администрированием НДС, чтобы запланировать себе рост поступлений НДС на 5%? Это в условиях 50-процентной инфляции, которая сама по себе добавит поступлений.

По сути, Насиров запланировал себе снижение реальных поступлений примерно на 30%. Видимо, он уже планирует, что внедренная система электронного администрирования НДС должна работать совершенно иначе.

Прочие реформы

Говоря о таможенном блоке реформы во время визита в США, Насиров упомянул проводимую "гармонизацию украинского налогового и таможенного законодательства", а также "упрощение процедур таможенного оформления". В чем гармонизация и в чем упрощение, глава службы не упомянул.

Вот еще одна жемчужина из выступления: "ГФС отныне не инспекция, а сервисная служба". Эти же слова три года назад произносил "папередник" Насирова Александр Клименко. И не только говорил, но и переименовал ГНИ на местах в сервисные центры. То ли у них спичрайтер общий, то ли у Насирова кризис идей.

Похоже, что реформа таможни вновь пройдет на бумаге и в выступлениях. Недаром в службе за последние полтора года практически ничего не поменялось.

Вот подходящая цитата Насирова в духе "Нью-Васюков": "Мы начали реорганизацию самой фискальной службы. Мы ограничены во времени. У нас есть 1,5-годовой план для того, чтобы внедрить все запланированное. Но уже сегодня можно сказать, что менеджмент ГФС вышел на качественно новый уровень".

В чем же заключается качественно новый уровень Насирова, который даже говорит словами Клименко? Давайте посмотрим на вещи, которые происходили во время поездки в США.

Евразийские коллеги Романа Насирова. Фото sfs.gov.ua

Насиров "забыл" упомянуть об идее полного уничтожения таможни, которую он пытается реализовать с помощью законопроекта №2177а. Можно стереть название, однако нельзя стереть миллиарды гривен, которые проходят через данную структуру. Кто же возьмет их под контроль?

Еще новый глава ГФС "забыл" рассказать, что он забрал под себя все управление таможней. Этим он немало обидел своего зама Константина Ликарчука. Тому осталось лишь отвечать за недовыполнение плана по сборам.

Насиров также ничего не сказал об идее, которую озвучил премьер Арсений Яценюк. Тот заявил, что часть украинских таможен будет передана в управление британской компании.

Ничего не было сказано и об инициативе нового главы Одесской ОГА Михеила Саакашвили, который решил взять таможню под личный контроль.

Может все это и неплохо, но неужели мы должны верить, что иностранцы не берут взятки? Неужели мы должны верить в светлую мысль о том, что следует отдать контроль над процессами в стране духовно чистым людям из-за границы?

Может, пойти до конца в преследовании светлых идеалов и отдать в управление, скажем, Грузии или Литве, Кабмин, Верховную Раду и Минобороны?

Вот и выходит, что вместо борьбы с контрабандой и централизованной коррупцией, руководство ГФС и страны занимается масштабными маневрами.

Фото на главной: Роман Насиров. Фото liga.net

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: