Нужен ли Украине закон о лоббизме

Нужен ли Украине закон о лоббизме

Закон - неотъемлемая часть антикоррупционной реформы. Как можно бороться с получением чиновниками взяток, если их источник остается в тени?
Среда, 17 июня 2015, 13:39
Лана Синичкина, партнер АО "Арцингер"

Группа новых депутатов-активистов взяла на себя работу над законопроектом о лоббизме, однако находятся и те, кто выступает против этой идеи.

Оппоненты выдвигают несколько аргументов и опасений, на пользу которым играет и негативный имидж понятия "лоббизм", созданный в нашем обществе.

В этой публикации я остановлюсь на мифах в отношении легализации лоббизма и представлю свою контраргументацию в защиту идеи о необходимости принятия соответствующего закона.

Прежде всего, необходимо разобраться с понятийным аппаратом: что же такое "лоббизм" в его нормальном цивилизованном значении.

Лоббизм - это деятельность по продвижению интересов бизнеса, общественных организаций, иных лиц в органах государственной власти с целью принятия наиболее выгодного для них решения.

Люди, занимающиеся лоббизмом, предоставляют "лоббистскую услугу".

По своему содержанию она может быть схожа с хорошо известными украинскому законодательству юридическими, маркетинговыми или информационно-аналитическими услугами. Юристы, маркетологи и аналитики тоже могут быть субъектами лоббистской деятельности.

В то же время, от соответствующих стандартных услуг лоббистская услуга отличается наличием "лоббистского контакта", то есть возможности непосредственного влияния на решения субъектов властных полномочий через фактическое взаимодействие с ними.

В странах, где деятельность лоббистов регламентирована, хорошо развит отдельный вид профессии и бизнеса с соответствующим законодательным закреплением. Одно из его наиболее распространенных названий - специалист по связям с государственными органами.

Итак, лоббизм - это отдельный вид услуг, который может иметь признаки юридической, информационно-аналитической и маркетинговой услуги.

Он предоставляется одним лицом - лоббистом - в интересах другого лица - заказчика - путем установления непосредственного лоббистского контакта с субъектом властных полномочий с целью повлиять на принятие им решения в пользу такого заказчика или третьего лица.

Теперь приступим к развенчиванию мифов.

Миф 1. Лоббизм - это страшно. После его легализации страна наполнится людьми в черных костюмах, темных очках и с подозрительными кейсами.

Может, я кого-то удивлю, но Украина давно наполнена такими людьми - пусть и не всегда в образе men in black. По грубым подсчетам, половина людей, относящих себя к рынку юридических услуг, ничего общего с юриспруденцией не имеет.

Плохая репутация понятия "лоббизм" в Украине как раз и связана с тем, что рынок лоббистских услуг существует и развивается, но основная его доля приходится на "черную" форму лоббизма, которая характеризуется теневыми потоками доходов и расходов, нерегламентированными отношениями и коррупционными платежами.

 Фото dt.ua

Миф 2. Как только мы легализуем лоббизм, вырастут объемы таких услуг и стоимость за них.

В Украине лоббизм существует в форме свободного рынка. Значит, независимо от наличия закона, этой услуги будет ровно столько, сколько существует такой потребности. Стоить эта услуга будет ровно столько, сколько за нее готов платить заказчик. Вывод лоббистской услуги из тени привнесет больше прозрачности.

Миф 3. Те, кто работают на этом рынке "в черную", с появлением регламентации лоббизма все равно будут работать в тени.

С принятием закона о лоббизме появится не только регламентация лоббистской деятельности, но и контроль над ее осуществлением. В развитых юрисдикциях есть специальные государственные реестры лоббистов, отчетность, вводится ответственность за ведение этой деятельность без регистрации.

Важно, конечно, обеспечить, чтобы государственное регулирование этой деятельности не было чрезмерным, и ограничительные меры вводились на минимально необходимом уровне. Специалисты, работающие в этой сфере, не должны опять уходить в тень.

В то же время, лоббисты, работающие вне закона, должны преследоваться и привлекаться к ответственности. Качественный закон в сочетании с неотвратимостью наказания должны обеспечивать цивилизованное функционирование этой сферы.

Миф 4. В сравнении с первоочередными реформами этот закон не является приоритетным. Мы не должны концентрировать на нем свои ресурсы.

Закон о лоббизме является неотъемлемой частью антикоррупционной реформы. Как можно бороться с получением чиновником теневых доходов, если основной источник таких доходов остается в тени?

Именно сейчас, когда ежедневно рассматриваются тысячи законодательных инициатив, продвигаются новые политические решения на разных уровнях, особенно важно, чтобы общественность знала, кто и в чьих интересах продвигает те или иные идеи, нормативно-правовые акты, точечные и глобальные решения.

Сейчас на различных рабочих группах, в советах и на форумах можно увидеть множество профессиональных лоббистов под видом "независимых экспертов" и "общественных деятелей". Часто даже сами чиновники не понимают, кто перед ними сидит и помогает "менять страну к лучшему".

Диалог власти с общественностью и бизнесом важен, однако не менее важно, чтобы при принятии важных для страны решений соблюдался баланс интересов. При выработке решений должно обеспечиваться участие как заинтересованного бизнеса, так и настоящей общественности и независимых экспертов.

Фото ng.ru

Кроме того, одна из сфер регулирования закона о лоббизме - это обеспечение прозрачности финансирования политических партий, что, среди прочего, предусматривает ограничения по сумме поступлений от одного источника.

Миф 5. Лоббистам этот закон не выгоден. Профессиональное сообщество будет выступать против.

Этот закон невыгоден только "черным" лоббистам - тем, кто считает приемлемым жить с взяток и откатов, развивать коррупцию в стране. Люди, заинтересованные в развитии профессии, желающие гордо называть себя лоббистами и зарабатывать себе репутацию, - за скорейшую регламентацию этой деятельности.

С появлением  грамотного законодательного закрепления услуг лоббизма представители этого бизнеса постепенно начнут выходить из тени и представлять  информацию о своих услугах. Заказчики смогут свободно заключать договоры на данный вид услуг. Для обеих сторон значительно уменьшатся риски.

Люди, предпочитающие и дальше зарабатывать на теневых коррупционных потоках, будут находить все новые и новые аргументы против регулирования лоббизма в Украине и создавать очередные мифы.

Те же, кто хочет профессионально развиваться, должны избавиться от стереотипов и подключаться к общественному обсуждению этого вопроса. Тем более, что законодательные и политические предпосылки к регламентации лоббизма в Украине существуют. Они были приняты на самом высоком уровне.

В статье 444 соглашения об ассоциации с ЕС сказано о необходимости институционального развития лоббистской деятельности в Украине, а в госпрограмме по реализации антикоррупционной стратегии на 2015-2017 годы предусмотрена разработка и принятие законодательства о лоббизме.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

powered by lun.ua
Подпишитесь на наши уведомления!