"Экономическая правда" приглашает на конференцию "Восстановление Украины: почему не следует откладывать до победы"

МВФ дает необходимый минимум

МВФ дает необходимый минимум

Величайший риск для Украины - коррупция. Для правительства важно не расслабляться и активизировать усилия в направлении реформ.
Четверг, 12 марта 2015, 12:49
Андерс Ослунд, старший научный сотрудник Института мировой экономики Петерсона

Исполнительный совет Международного валютного фонда одобрил четырехлетнюю Программу расширенного кредитования - EFF - для Украины.

Это набор методов финансовой стабилизации.

Он подкрепляется финансированием в размере 17,5 млрд долл, при общей потребности в финансировании около 40 млрд долл в течение всего срока.

И финансирование, и реформы, провести которые обязалась Украина, будут в значительной степени смещены к началу EFF.

Реклама:

Увеличенное финансирование поможет Украине реализовать программу реформ, хотя экономическая и политическая ситуация в стране, вероятнее всего, останется угрожающей в течение некоторого времени.

Утверждение EFF 11 марта было ожидаемым событием.

12 февраля миссия МВФ в Киеве заключила соответствующий договор с правительством Украины. Это произошло в тот же день, когда было подписано соглашение о прекращении огня "Минск-2".

2 марта украинский парламент принял восемь законов, которые требовались для выполнения предварительных условий МВФ, и затем их подписал президент Петр Порошенко. Наиболее важные изменения касались бюджета, повышения цен на энергию, налогов и сокращения пенсий.

МВФ, как ожидается, опубликует свое письмо о намерениях в ближайшее время, но многие его детали уже стали известны. Фонд ожидает, что ВВП Украины сократится на 5,5% в 2015 году после снижения на 6,9% в 2014 году. С 2016 года фонд ожидает рост приблизительно на 4% в год.

Сейчас, по сравнению с 2014 годом, инфляция достигает 35%, но МВФ ожидает, что она замедлится до 25% к концу 2015 года, а в 2016 году снизится до 10%. Ожидается, что дефицит консолидированного бюджета удастся сбить с 10,3% ВВП в 2014 году до 2,6% ВВП в 2018 году.

МВФ выделяет финансирование быстро, и Украина должна получить первоначальный транш - 5 млрд долл - 12 марта или на следующий день.

Этот транш будет иметь жизненно важное значение, потому что Украина практически исчерпала международные резервы. 28 февраля они упали до 5,6 млрд долл, а страна нуждается, по крайней мере, в 10 млрд долл для поддержания элементарный стабильности обменного курса.

Рыночный курс поднялся с минимума 40 грн за долл во время паники 23 февраля до 23 грн за долл 10 марта. МВФ рассчитал свою программу, исходя из обменного курса 21,7 грн за долл, на основе которого также сверстан украинский бюджет. Неожиданно даже такой курс кажется неплохим.

И все же, такое финансирование - это минимум того, что необходимо Украине. МВФ надеется, что Украина достигнет резервов 17 млрд долл к концу 2015 года, а сам фонд до конца этого года намерен предоставить еще 5,5 млрд долл.

Минфин Украины должен мобилизовать большое количество более или менее доступного финансирования. США, Евросоюз и Мировой банк взяли на себя обязательства предоставить около 2 млрд долл в 2015 году.

Арсений Яценюк и госсекретарь США Джон Керри. Фото kmu.gov.ua

Различные доноры на двусторонней основе смогут обеспечить еще 1,5 млрд долл. Значительные суммы внесут Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития - возможно, 2 млрд долл в 2015 году.

Несколько неожиданно, но может быть задействован кредит своп с Китаем на 2,4 млрд долл. Это увеличивает потенциальную сумму займов до 22 млрд долл.

Наибольшее внимание инвесторов в облигации привлекает тот факт, что МВФ ожидает завершения "долговой сделки" на сумму не менее 15 млрд долл из общего объема выпущенных евробондов Украины в размере 18 млрд долл.

Украинское правительство назначило Lazard Freres для помощи в переговорах с держателями облигаций. Переговоры должны начаться очень скоро и завершиться до первого пересмотра программы МВФ.

Самый большой вопрос состоит в том, будет ли экономия достигнута только путем продления срока погашения облигаций на четыре года с одновременным сокращением среднего купона с 7,5% годовых до примерно 2-2,5%. Еще сложнее будет договориться о списании части номинала долга.

Пока ожидается, что российские претензии, которые включают 3 млрд долл еврооблигаций и 2 млрд долл краткосрочных банковских кредитов, будут отложены. Ни российская, ни украинская сторона не оглашали свою тактику.

В апреле 2014 года МВФ принял для Украины двухлетнюю программу standby, но ее не удалось завершить по многим причинам. ВВП Украины упал на 6,9%, а не на 5%, как предполагал фонд.

Международное финансирование оказалось гораздо меньшим, чем ожидалось, что привело к истощению резервов, краху валютного курса и высокой инфляции.

Тогда, как и сейчас, наибольший риск заключается в военной агрессии в восточной Украине со стороны России. За пределами Кремля никто не знает, когда и где российские войска активизируют свои атаки снова.

Есть и внутренние риски, величайший из которых - коррупция. Для правительства важно не расслабляться и активизировать усилия в направлении реформ.

Нынешнее правительство проработало лишь сто дней, но уже состоялась дискуссия, можно ли привлекать старые кадры в правительство после того как молодые профессионалы организуют реформы и получение средств МВФ.

К счастью, лояльный к Петру Порошенко спикер парламента Владимир Гройсман заявил, что от этих планов отказались еще вчера.

Украина имеет новый шанс провести реформы и спасти себя, но ситуация остается нестабильной.

 Министр финансов США Джейкоб Джозеф Лью и Арсений Яценюк. Фото kmu.gov.ua

Андерс Ослунд

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: