"Экономическая правда" приглашает на конференцию "Восстановление Украины: почему не следует откладывать до победы"

Налоговики заинтересовались нерезидентами

Налоговики заинтересовались нерезидентами

Все чаще появляются решения судебных органов по налоговым спорам о признании представительств нерезидентов постоянными, соответственно, и признании их плательщиками налога на прибыль. Судебная практика по этому вопросу неоднозначна.
Воскресенье, 29 сентября 2013, 12:10
Ирина Панфилова, аудитор, консультант по налогам и сборам Baker Tilly Ukraine

Многие иностранные компании представлены в Украине представительствами, которые ведут маркетинговую и рекламную деятельность в отношении материнской компании.

Большинство этих представительств позиционируют себя как непостоянные представительства.

Они считают, что не проводят хозяйственную деятельность, а занимаются подготовительной и вспомогательной работой.

В последнее время под пристальный взгляд украинских налоговых органов все чаще стали попадать такие "непостоянные" представительства нерезидентов.

Реклама:

Налоговые органы при проведении проверок пытаются переквалифицировать деятельность представительств в хозяйственную. Следствием чего является начисление налоговых обязательств по налогу на прибыль.

В связи с этим все чаще появляются решения судебных органов по налоговым спорам о признании представительств нерезидентов постоянными, соответственно, и признании их плательщиками налога на прибыль.

Судебная практика по этому вопросу неоднозначна. Наряду с положительными для налогоплательщиков решениями судов есть и такие, которые принимаются в пользу налоговых органов и имеют для этого ряд аргументов.

Основной причиной признания представительства нерезидента в Украине постоянным, является, по мнению судов, ведение им невспомогательной деятельности по отношению к материнской компании.

Первый пример - постановление окружного административного суда Киева №826/9219/13-а от 14 августа 2013 года.

Представительство фактически продвигало продукты материнской компании "Роттафарм SpA", рекламируя их на территории Украины и за рубежом. То есть по мнению налоговых органов - осуществляло хозяйственную деятельность и имеет статус постоянного представительства.

Однако суд не принял во внимание доводы налоговых органов и вынес решение в пользу налогоплательщика. Одним из аргументов стало предоставление аффидевита компанией "Роттафарм С.П.А.".

Документ указывал, что представительство уполномочено осуществлять в Украине только вспомогательную и подготовительную деятельность, которая преимущественно состоит в предоставлении и распространении научной информации о продукции компании "Роттафарм С.П.А.".

Представительство, говорилось в документе, не проводит деятельности, связанной с производством и продажей продукции головной компании.

Фото liga.net

Второй пример - постановление Киевского апелляционного административного суда №826/4918/13-а от 1 августа 2013 года.

Апелляционная инстанция подтвердила обоснованность решения, установленного судом первой инстанции.

Так, на основании статьи 5 соглашения между Украиной и ФРГ об избежании двойного налогообложения суд пришел к выводу, что представительство не проводило хозяйственную деятельность на территории Украины, а собирало информацию для материнской компании.

Учитывая, что виды деятельности представительства отличаются от видов деятельности головной компании, суд пришел к выводу, что представительство "Готтлиб Гюринг Бетайлигунгсгезельшафт мбх" не является постоянным представительством в понимании Налогового кодекса Украины и соглашения между Украиной и ФРГ об избежании двойного налогообложения.

Третий пример - постановление Киевского апелляционного административного суда №826/2263/13-а от 2 июля 2013 года.

В этом деле суд принял решение в пользу налогового органа.

Он указал, что в официальной выписке из торгового (судебного) реестра Женевы указан один из видов деятельности компании "Традалл СА": исследование рынка, предоставление услуг, консультаций, поддержки, инжиниринговых работ по коммерческим, техническим, финансовым вопросам в сфере информирования, организации, маркетинга управления и рекламы.

В положении о представительстве говорилось, что целью его деятельности среди прочего является сбор маркетинговой информации в сфере профессиональной деятельности компании и организация маркетинговых мероприятий.

Таким образом, по мнению суда, деятельность представительства не является вспомогательной по отношению к материнской компании.

Еще в одном решении суды согласились с налоговиками, что представительство имеет признаки постоянного и должно быть плательщиком налога на прибыль.

Основанием для принятия такого решения - постановление Окружного административного суда Киева №826/3191/13-а - послужил анализ общей деятельности представительства.

Налоговики установили и суд подтвердил, что штатным расписанием истца предусмотрено наличие 31 специалиста по вопросам регионального развития.

Фото musicukraine.com

В их функциональные обязанности входит, в частности, содействие обеспечению плановых заданий по наличию продукции производителя в аптечных сетях, установление и развитие деловых отношений с руководством аптек в регионе для мониторинга аптечного рынка, выполнение установленного руководством представительства плана посещения ключевых партнеров.

Суд пришел к выводу, что представительство "Полфарма С.А" занималось реализацией планов продаж лекарств, разработкой планов продаж в регионах Украины, развитием сети, поддержанием контактов с сетью клиентов, рекламной деятельностью, то есть проводило деятельность.

Учитывая такую практику, мы рекомендуем представительствам провести анализ деятельности на предмет выявления рисков и способов их устранения.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: