Куда бежать от российского газа

Куда бежать от российского газа

Представьте: поставили электростанцию на биомассе - и вокруг сразу возникают рабочие места: кто-то биомассу заготавливает, кто-то возит, кто-то хранит. Деньги работают на регион, и население занято.
Вторник, 9 июля 2013, 15:07
Владимир Медяник, народный депутат, фракция Партии регионов

Недавно группа депутатов, зарегистрировала законопроект, цель которого - улучшение условий для развития производства электроэнергии из так называемых возобновляемых источников.

Принятие такого законопроекта напрямую связано с планом первоочередных мер на 2013 год по интеграции Украины в Европейский союз.

В частности, речь идет об обязательствах страны в рамках договора об Энергетическом сообществе, членом которого мы относительно недавно стали. Исходя их этого, должен быть разработан Национальный план по возобновляемой энергетике на период до 2020 года.

Согласно требованиям Энергетического сообщества, Украина до 2020 года должна довести долю возобновляемых источников энергии в энергобалансе страны не менее чем до 11%. Это невероятный масштаб работы, поскольку сейчас эта доля измеряется всего лишь 2%.

Реклама:

Значит, нужны новые стимулы для развития сектора, в том числе законодательные.

Сейчас законодательство не в полной мере создает условия для производства электроэнергии из альтернативных источников. Более того, некоторые нормы даже отбивают желание заниматься таким бизнесом.

В частности, нужно разобраться с низким коэффициентом "зеленого" тарифа для электроэнергии, произведенной из биомассы и биогаза. Нужно четко определить сам термин "биомасса". Необходимы изменения, которые касаются требования относительно доли "местной составляющей" оборудования, материалов и услуг.

Также нужно исправить терминологические неточности в описании основных элементов оборудования для объектов электроэнергетики, использующих энергию биомассы и биогаза. Необходимо убрать дискриминационный подход к биогазовым установкам, введенным в эксплуатацию до 1 апреля 2013 года.

Создавая законопроект, мы исходили из технико-экономического обоснования применения "зеленого тарифа", подготовленного экспертами Биоэнергетической ассоциации Украины.

Его данные не особо радуют: при коэффициенте 2,3 строк окупаемости проектов составит более 15 лет. Понятно, что такие цифры заставляют украинских и иностранных инвесторов сомневаться в целесообразности вложений.

Нужно ввести более приемлемый коэффициент "зеленого" тарифа - на уровне 3,0 для биогаза из сырья сельскохозяйственного происхождения, для других видов биогаза - 2,7. При таких нормах проекты по производству биогаза окупят себя через семь-десять лет, что уже позволит привлечь больше инвесторов.

Не меньшие сложности существуют с термином "биомасса". Сейчас к этому термину относятся только отходы лесного и сельского хозяйств. А вот их продукция - дрова, пеллеты, гранулы, щепа, зеленая масса - уже нет.

Такую несправедливость нужно исправить, включив в термин "биомасса" продукты лесного и сельского хозяйств.

Фото plus.google.com

Еще одна проблема - требования закона относительно "местной составляющей". Так называют объем услуг и оборудования отечественного производства, необходимый для предоставления выгодного для инвестора "зеленого" тарифа.

Сейчас требования по "местной составляющей" составляют 30% для проектов, стартовавших в 2013 году, и 50% - для тех, кто начнет работу в 2014 году. Это совершенно неприемлемо. О таких высоких процентах не может и идти речи, поскольку в Украине почти не производят большинство этих комплектующих.

Украинские производители никогда не выпускали высокотехнологическое оборудование для проектов по биомассе, и вряд ли в ближайшие время ситуация изменится. Масштабный выпуск паровых котлов и турбин - возможно, дело будущего, но явно не ближайших пяти-восьми лет.

Эту норму законодательства нужно подкорректировать. Тем более, что она не отвечает позиции ВТО и не соответствует Европейской директиве, которую Украина обязалась выполнить, вступив в Европейское энергетическое сообщество.

Пока же, согласно закону "Об электроэнергетике", производства, вырабатывающие электроэнергию с биогаза и введенные в эксплуатацию до 31 марта 2013 года, вообще не получают "зеленого" тарифа. Таких объектов в Украине около десяти.

Они строились несколько лет в ожидании "зеленого тарифа" на электроэнергию из биогаза и остались ни с чем. Тогда как те, кто начал проекты после 1 апреля 2013 года, полностью попадают под действие "зеленого". Такую несправедливость нужно исправить.

Альтернативная энергетика нужна стране - мы сильно зависим от российского газа. Без него мы не можем, но и с ним - финансово тяжело.

В энергетическом балансе Украины российский газ занимает немало - около 40%. Значит, нам любыми путями нужно уходить от импорта газа, и биомасса - хороший заменитель дорогого топлива.

Подсчеты показали: биомасса позволит экономить до 4 млрд кубометров российского газа в год. Более того, когда мы импортируем газ, то деньги уходят за рубеж и создают там рабочие места. Когда же мы будем платить за древесину и солому, то деньги уйдут в соседнее аграрное предприятие нашим людям.

Фото УП

Представьте: поставили электростанцию на биомассе - и вокруг сразу возникают рабочие места: кто-то биомассу заготавливает, кто-то возит, кто-то хранит. Деньги работают на регион, и население занято.

Производство электроэнергии из биомассы поможет решить общенациональные и региональные проблемы. В любом случае будущее за "альтернативой".

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: