Наличными - только до 150 тысяч

Наличными - только до 150 тысяч

Против лома нет приема, поэтому заявленные Нацбанком цели отчасти будут достигнуты. Как обычно - за счет рядового гражданина, покупающего или продающего недорогие автомобиль или квартиру.
Вторник, 2 июля 2013, 10:33
Алексей Христофоров, адвокат, руководитель Харьковского офиса ЮФ "Ильяшев и партнеры"

Несколько недель назад Нацбанк ввел ряд ограничений в сфере обращения наличных денег.

Как следует из сообщения пресс-службы регулятора, с 1 сентября 2013 года наличные расчеты между физлицом и предприятием или предпринимателем за товары, работы и услуги не должны превышать 150 тыс грн.

Кроме того, физлица по договорам купли-продажи, подлежащим нотариальному заверению, смогут рассчитываться наличными в размере не более той же суммы.

Интересно, что текст постановления правления НБУ от 6 июня 2013 года сейчас недоступен. Нет также информации относительно государственной регистрации этого нормативного акта Минюстом, что является условием его вступления в силу.

Реклама:

Таким образом, о последствиях принятых НБУ решений можно будет судить только после детального изучения полного текста постановления, поэтому все изложенные ниже выводы следует считать предварительными.

Исходя из официальных заявлений представителей Нацбанка, основные цели нововведений связаны с желанием увеличить "удельный вес" безналичных, то есть контролируемых расчетов в стране.

Как известно, операции, проходящие через банки, скрыть от НБУ практически невозможно. Впрочем, возможность идентификации участников крупных платежных операций в Украине существует со времени введения в 1994 году идентификационных кодов.

Так или иначе, столкнувшись в последние годы с экономическим спадом, НБУ последовательно стремится "загнать" как можно больший объем проводящихся финансовых операций в официальное русло.

Представляется все же, что основная цель новаций - желание вывести из тени

как можно большую часть реальных финансовых потоков в стране. Побочный результат - вливание дополнительных средств в банковский сектор, переживающий не лучшие времена.

Говорить о том, как нововведения будут действовать, пока рано.

Практически не сомневаюсь в том, что введенной осенью 2012 года норме Гражданского кодекса, которая сделала возможным введение Нацбанком подобных ограничений, предстоит пройти проверку на прочность в Конституционном суде.

Не исключено, что вступление в силу новаций Нацбанка станет своеобразным катализатором этого процесса.

Полной уверенности в том, что эта норма устоит, у меня нет, поскольку налицо явные противоречия с положениями Конституции.

Майбутнє ініціативи Нацбанку під керівництвом Ігоря Соркіна (праворуч на передньому
плані) обмежити суму контрактів 150 тисячами гривень доволі розмите. Фото УП

Так, из 92-й статьи Основного закона можно сделать взвод, что нововведение Гражданского кодекса наделяет Нацбанк полномочиями законодателя, каковым в соответствии с Конституцией может быть только Верховная рада.

Выводя за скобки этой публикации готовность НБУ контролировать выполнение принятого решения и готовность граждан обнародовать свои расходы и доходы, а также низкий уровень доверия населения к банкам и государству, замечу: вводимые НБУ ограничения не имеют прецедентов в истории Украины.

Это значит, что многие проблемы, связанные с реализацией "наличных" нововведений, проявят себя только в период "обкатки", то есть не ранее чем осенью 2013 года. Если, конечно, документ обретет законную силу.

Как известно, против лома нет приема, поэтому не исключаю, что заявленные НБУ цели отчасти будут достигнуты. Как обычно - за счет рядового гражданина, покупающего или продающего недорогие автомобиль или квартиру.

Несомненно, появятся и схемы обхода ограничений - как примитивные, так и сложные.

Среди них - "дробление" платежа, рассрочка, легализация денег на покупку дорогих автомобиля или квартиры путем получения кредита, создание фиктивных обязательств, под которые будет передаваться имущество, а реальный расчет при этом будет производиться наличными.

Благо, действующее гражданское законодательство предоставляет широкий "инструментарий".

К слову, уверен, что "наличные" ограничения дадут путевку в жизнь немалому количеству судебных разбирательств, и судебная практика разрешения подобных споров обещает быть очень интересной с юридической точки зрения.

Несомненно одно: в обозримом будущем бизнес так или иначе будет прятать часть финансовых потоков "в тень". А здесь никак не обойтись без "налички".

Фото на головній: Ігор Соркін. Фото УП

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: