МВФ и призраки

МВФ и призраки

Корректно ли рассматривать повышение тарифов на газ для населения как фактор снижения покупательной способности граждан? По-моему, нет.
Суббота, 1 июня 2013, 13:37
Дмитрий Сологуб, начальник отдела анализа и исследований "Райффайзен банка аваль"

Чтобы оценить, насколько полезным было сотрудничество с МВФ, и что Украина потеряла от отсутствия программы фонда в последние два года, проще всего обратиться к историческим фактам.

Во-первых, можно посмотреть на Беларусь в 2011 году, которая прошла через жесткий кризис платежного баланса без помощи МВФ. Это привело к девальвации национальной валюты на 70% и росту инфляции до 120%.

То есть параметры кризиса оказались куда более негативными, чем в Украине в 2008 году, когда она получила экстренную помощь от МВФ.

Второй исторический пример - это Латвия и Румыния, которые одновременно с Украиной получили помощь от МВФ в 2008 году.

Реклама:

Однако, в отличие от Украины, в этих странах программы с МВФ были доведены до логического конца. Их выполнение не было гладким: процесс сопровождался протестами, как в Румынии, и разногласиями между МВФ и властями.

Тем не менее, сейчас экономики этих стран выглядят гораздо более устойчивыми, чем экономика Украины. Причем, если вернуться в докризисный 2007 год, то тогда Украина считалась более перспективной для вложения инвестиций, чем Румыния.

Анализируя преимущества и риски для отечественной экономики от бюджетных рекомендаций МВФ, нужно учитывать, что фонд ведет речь, прежде всего, о ликвидации "черных дыр" госказны: "Нафтогаз", налоговые льготы, дефицит Пенсионного фонда.

Абсолютно понятно, что при таком уровне коррупции те же налоговые льготы являются, в основном, источником обогащения и совсем не стимулируют рост производства. Так что в украинских условиях консолидация публичных финансов должна положительно повлиять на динамику экономического роста.

Корректно ли, например, повышение тарифов на газ для населения рассматривать как фактор снижения покупательной способности граждан, что автоматически может привести к охлаждению экономики?

Фото wordpress.com

По моему мнению, вряд ли такой аргумент имеет право на жизнь. По крайней мере, он не подтверждается эмпирическими данными. В 2006-2007 годах, когда тарифы для населения выросли, это не повлияло на темпы экономического роста.

Также не надо забывать, что МВФ увязывает вопрос повышения тарифов с кардинальной реформой системы субсидирования.

Это делается как раз для того, чтобы минимизировать эффект повышения на бедные слои населения и предотвратить снижение покупательной способности.

В монетарной политике основное требование фонда - не проведение жесткой или мягкой монетарной политики, а переориентация монетарной системы с поддержки курса на таргетирование уровня инфляции.

А будет ли такая политика сдерживающей или экспансионистской, зависит от макроэкономических условий.

Ситуация 2012 года четко показала все недостатки политики фиксированного обменного курса в Украине.

Вместо того, чтобы стимулировать рост экономики в условиях слабого внешнего спроса, жесткая монетарная политика способствовала скатыванию экономики в рецессию.

При этом монетарная политика Украины противоречит действиям центральных банков в других странах мира.

Так, резкая агрессивная монетарная экспансия Центрального банка Японии вынудила и другие центробанки активно смягчать монетарную политику.

В нашем регионе в последние месяцы наблюдались последовательные шаги центробанков Польши, России и других стран по смягчению монетарной политики.

* * *

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться.

Точка зору редакції "Економічної правди" та "Української правди" може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: