"Экономическая правда" приглашает на конференцию "Восстановление Украины: почему не следует откладывать до победы"

Объединять налоговую и таможню нужно как можно быстрее

Объединять налоговую и таможню нужно как можно быстрее

Создав Министерство доходов и сборов, Украина не изобрела велосипед. Подобные структуры действуют во многих странах мира, и в большинстве случаев они более эффективны, чем отдельные ведомства.
Четверг, 17 января 2013, 13:43
Валерий Геец, директор Института экономики и прогнозирования НАН Украины

Решение объединить налоговую и таможню под одной крышей - Министерства доходов и сборов презентовано обществу как способ улучшить качество обслуживания плательщиков налогов.

Однако чтобы добиться этого, мало просто объединить две структуры в одну вертикаль. Надо еще и правильно организовать процессы управления таким министерством, а также построить качественную систему работы с его клиентами - всеми, кто платит налоги и сборы.

Надо сказать, что создав Министерство доходов и сборов, Украина не изобрела велосипед. Подобные структуры действуют во многих странах мира, и в большинстве случаев они более эффективны, чем отдельные ведомства.

Условия, в которых в странах Европы принимались решения о создании объединенных структур, были такими же, как и в Украине.

Реклама:

Увеличение конкуренции, снижение прибыли и рост количества плательщиков привели к увеличению налоговых махинаций, а общее увеличение количества плательщиков налогов - к ухудшению качества их обслуживания.

Правда, подобные проблемы были характерны для наших соседей в 1970-1990-х годах. В Украине же желание преодолеть их появилось только сейчас. Учитывая кризисные явления в экономике, медлить нельзя, но и торопиться нужно с умом.

Проанализировав практику создания подобных структур, мы увидели принципы, на которых должно осуществляться подобное объединение, чтобы впоследствии созданное не превратилось в неуправляемого монстра, которого боятся граждане.

Для этого необходимо, чтобы в основу объединения фискальных органов были заложены три принципа.

1. Повышения качества обслуживания плательщиков налогов - физлиц и юрлиц.

2. Превращение из структуры, ориентированной на процесс взимания налогов, в структуру, ориентированную на разные целевые группы плательщиков.

3. Сокращение административных и временных затрат на их взимание.

Пока у нас нет оснований сомневаться в соответствии этих целей целям Миндоходов. Во всяком случае, такие уверения мы получили в МДСУ.

Однако мы бы хотели обратить внимание на некоторые аспекты подобного объединения и попробовать на базе анализа уже существующих структур такого типа проанализировать, каким будет Миндоходов по-украински.

Наиболее похожей была ситуация в Канаде: большое количество сотрудников и региональных офисов, различия в законодательном регулировании порядка начисления и взимания налоговых и таможенных платежей, а также различия в полномочиях офицеров таможенной и налоговой служб.

Міністр доходів і зборів України Олександр Клименко. Фото lesovod.org.ua

Чтобы создать единую структуру и сформировать единую систему приема платежей, канадскому министерству понадобилось около семи лет.

При этом в Канаде Миндоходов отвечает только за наполнение бюджета, а формированием фискальной политики занимается Минфин.

Впрочем, при наличии соответствующей стратегии можно провести объединение в короткие сроки.

Например, в Дании объединение центральных служб в составе единого министерства длилось всего шесть месяцев.

Этому способствовало создание интегрированной IT-системы, которая объединила все уровни налогообложения в едином программном обеспечении.

Предложенное в Украине решение наделить Миндоходов правом участия в формировании политики государственных доходов, на наш взгляд, также позволит ускорить создание единой структуры.

А законодательная инициатива МДС повысит оперативность внесения изменений в налоговый и таможенный кодексы и поможет лучше наполнять бюджет страны.

Вместе с тем, опыт других стран указывает на важность использования следующих составляющих процесса реформирования.

1. Привлечение команд менеджеров и аудиторов для разработки комплексной стратегии реформирования и внесения изменений в законодательство.

2. Проведение развернутых консультаций менеджмента нового министерства с различными целевыми группами налогоплательщиков для определения оптимального перечня унифицированных услуг МДСУ.

3. Создание единого окна для обслуживания плательщиков налогов.

4. Присвоение индивидуального бизнес-номера всем плательщикам.

Если подобные подходы будут использованы и в Украине, то создание Министерства доходов и сборов приведет к дерегуляции бизнеса, уменьшению количества процедур и времени, затрачиваемого на администрирование налогов.

Кроме того, объединение ресурсов налоговой и таможенной служб позволит повысить уровень обслуживания налогоплательщиков за счет ориентации на целевые группы плательщиков, как это было сделано в Нидерландах.

Это позволит предупреждать случаи налогового мошенничества, а значит, повысит фискальную эффективность налоговой и таможенной систем.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: