"Экономическая правда" приглашает на конференцию "Восстановление Украины: почему не следует откладывать до победы"

Почему в Украине нет автомобилестроения

Почему в Украине нет автомобилестроения

Если бы не происки Москвы, ЗАЗ уже в 1970-е годы мог бы завоевать мировые рынки. Накапливая опыт, он вошел бы в 21 век флагманом автопрома.
Пятница, 19 октября 2012, 12:18
Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров

Недавно я приобрел антикварную книгу "Больной автомобиль и способы его лечения" 1915 года издания, город Петроград.

На ее последних страницах, как и в нынешних глянцевых журналах, напечатана автомобильная реклама.

Среди прочего продвигаются шины - "Мишлен", "Колумб", "Проводник", "Треугольник", автомобили - "Дэлаге", "Шевроле", "Фиат", "Кейс", "Итала", "Аквила", "Ланича", "Протос", "Пирс-ароу", "Националь", "Кадиллак", "Гупмобиль", "Саксон", мотоциклетки "Горлеу-Давидсон".

Кроме того, рекламируется авто "Руссо-балт" производства Русско-Балтийского вагонного завода в Риге, на котором тогда ездили вдовствующая императрица Мария Федоровна и сам государь император Николай II.

Реклама:

В отличие от нынешнего руководства России и Украины, которые выбирают "Мерседес 600 Пульман", тогда первые лица Государства российского поддерживали отечественного производителя.

Конечно, дальше советский автопром предпочитал копировать западные разработки, но даже тогда конструкторы пытались внести в эти разработки что-то новое.

Например, в автомобиле "Победа", 1946 год, практически полностью копировавшем "Опель капитан" - двигатель был полной копией Dodge - впервые в мире были слиты передние крылья с капотом и убраны подножки - дизайнер Самойлов. Уже через год отечественное ноу-хау начали массово копировать мировые автоконцерны.

Когда в СССР возник спрос в микролитражках, "Совавтопром" - как и "Укравтопром" ныне - решил скопировать Fiat 600 - разработку дизайнера Данте Джакоза 1955 года: сзади - мотор, спереди между колес - багажник.

И вот родилось украинское автомобилестроение: на Запорожском комбайновом заводе "Коммунар" началось производство - не сборка, а именно производство - Fiat 600, извините, "Запорожца".

Однако в отличие от тех автомобилей, которые сейчас собирает ЗАЗ, используя "родные" корейские или китайские двигатели, тогда "Укравтопром" не мог себе позволить ставить в "Запорожцы" итальянские двигатели.

Двигатели ставились отечественные, но недостаточно компактные, поэтому "Запорожец" отличался от Fiat 600 выступающим сзади капотом.

Кроме того, в отличие от прототипа "Запорожец" вместо 12-дюймовых колес получил 13-дюймовые: ситуация с дорогами в 1950-х годах была не лучше, чем сейчас.

Тогда гордость запорожских конструкторов не давала им довольствоваться простым копированием итальянцев. Именно в Запорожье и именно на основе "Запорожца" украинцы впервые в СССР попытались выпустить переднеприводной автомобиль.

Фото ridnamoda.com.ua

Еще в начале 1960-х годов именно в Запорожье, а не на ВАЗе, главный инженер "Коммунара" Владимир Стешенко организовал разработку переднего привода в экспериментальном цехе, спроектировал подвижный стенд-автомобиль - выбирал комбинацию передней и задней подвесок.

Хотя прототип переднеприводного "Запорожца" в 1975 году лично одобрил наш земляк Леонид Ильич Брежнев, "московское лобби" не разрешило "младшей сестре" стать первой.

Выходцы из Тольяттинского автозавода в Минавтопроме СССР заблокировали перспективную разработку, но сами смогли выпустить первый переднеприводной автомобиль в СССР - "трехдверку" ВАЗ 2108 - только через девять лет, в декабре 1984 года, и то при помощи инженеров из Porshe.

Впрочем, и после этого перспективную разработку "ЗАЗа" блокировали, дабы не создавать конкуренцию "восьмерке". Переднеприводная "Таврия" пошла в серию лишь в 1988-м году на одном конвейере с "Запорожцем".

Снята с производства "Таврия" была лишь в 2008 году. За 20 лет она была модифицирована всего лишь раз, в 1998-ом году.

Причем решение положить конец украинскому автопрому путем снятия с производства последних украинских авто - "Таврии", "Славуты" и луцкой "Волынянки" - и перехода на сборку устаревших корейских и китайских моделей до сих пор не понятно гражданам Украины.

Ведь и "Таврия", и "Славута" даже сегодня, особенно по соотношению цена- качество - неплохие автомобили. Даже сегодня, особенно в преддверии второй волны кризиса в Украине, они были бы востребованы украинцами.

А если бы "Таврия" как первый советский переднеприводной автомобиль увидела свет в 1970-х годах, она стала бы хитом продаж не только в СССР, но и в Европе. В те времена у мировых автоконцернов не было переднеприводных малолитражек.

Если бы не происки Москвы, ЗАЗ уже в 1970-е годы мог бы завоевать европейские и мировые рынки. Он бы мог развиваться, накапливать прогрессивный опыт и войти в 21 век флагманом автопрома.

Вместо этого последние украинские разработки снимаются с производства, и за украинские авто выдается сборка устаревших корейских, китайских и российских моделей.

Потеряв время, угнаться за мировым автопромом будет сложно. Не так давно россияне пытались возродить легендарный "Руссо-балт", но прототип этого роскошного авто - Impression - уже сделан на основе Mersedes-Benz и не на Русско-балтийском вагонном заводе, а немецкой фирмой GERS.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.
Реклама: