Биотопливо: шаг вперед, сколько назад?

Биотопливо: шаг вперед, сколько назад?

Примером удачной государственной поддержки является биотопливная программа в Бразилии. В 2011 году доля автомобилей, потребляющих бензин с содержанием 25% биоэтанола, достигла 50%. План до 2020 года - 86%.
Понедельник, 2 июля 2012, 11:57
Виталий Мурашкин, эксперт Ассоциации возобновляемой энергетики "Альтернатива"

Украина входит в десятку крупнейших потенциальных производителей биоэнергии в мире.

Развитие производства биотоплива рано или поздно станет одним из приоритетов украинской власти, поскольку этот вопрос связан не только с энергетической безопасностью страны, но и с развитием смежных секторов экономики - сельского хозяйства и машиностроения.

Рынок биотоплива Украины неразвит. Первые проекты начали появляться в 2006-2007 годах, но в связи с кризисом большинство из них были приостановлены.

Сейчас на рынке представлено несколько производителей, но системной их работу назвать нельзя. Развитие отрасли находится в зачаточном состоянии, нужны инвестиции, которые из-за снижения инвестиционного климата в Украине привлечь непросто.

Уже сейчас многие международные компании заявляют о желании выйти на украинский рынок биотоплива, но иностранному - и украинскому - инвестору необходимо понимание ситуации, хотя бы минимальная уверенность в том, что рынок будет развиваться и получит поддержку государства.

Первые шаги в этом направлении сделаны: 24 мая 2012 Верховная рада приняла закон "О развитии производства и потребления биологических видов топлива".

Ранее производство биотоплива регламентировалось более общим законом "Об альтернативных видах топлива", который, помимо прочего, регламентировал производство твердых - пеллеты, гранулы, брекеты - и газообразных видов топлива и не мог в полной мере учитывать нюансы производства и потребления биотоплива.

Новый закон определил типы топлива, которые можно отнести к биотопливу.

Это биоэтанол, биотопливо моторное, биотопливо дизельное, смесевые виды топлива, компоненты, изготовленные из биологического энергетического сырья для смешивания с традиционными видами топлива, биоводород, биогаз, ЭТБЭ, изготовленный с использованием биоэтанола.

Кроме того, список может быть расширен за счет других видов топлива, изготовленных из возобновляемого сырья.

Государство готово содействовать увеличению доли смесевого бензина и дизельного топлива, содержащего биоэтанол. Так, с принятием нового закона доли будут распределены следующим образом.

Доля в общем производстве

2012

2013

2014

2015

Дизельное биотопливо с содержанием этилового или метиловых эфиров жирных кислот, полученных из растительных масел и животных жиров

2%

5,75%

10%

20%

Смесевые бензины и моторное топливо с содержанием биоэтанола

2%

5,75%

15%

20%

Биотопливо в городах с населением более 500 тыс человек

5%

10%

15%

30%

Местные органы власти в Киеве, городах с населением свыше 500 тысяч человек и рекреационных зонах должны способствовать увеличению доли биотоплива по схеме, приведенной в таблице.

Одной из мер стимулирования производства и потребления биотоплива, прописанной в законе, является создание соответствующего информационного фонда. Однако уже сейчас есть сомнения относительно адекватной реализации проекта на государственном уровне - источники финансирования и порядок создания такого фонда непонятны.

Многие компании, занимающиеся проектами, связанными с альтернативной энергетикой, создают собственные негосударственные объединения.

Так, недавно для содействия развитию альтернативных источников энергии и энергосберегающих технологий, повышения уровня энергетической безопасности страны, содействия инвестициям в этот сектор, а главное - информационно-образовательным программам в секторе была создана Ассоциация возобновляемой энергетики "Альтернатива".

Перспективы развития рынка видно, но остается много нерешенных вопросов, требующих сотрудничества государства и участников рынка.

Следует совершенствовать законодательную базу, в частности, относительно земельных вопросов, развернуть экономическое стимулирование путем введения дифференцированной акцизной ставки на бензин, ввести налоговые льготы, модернизировать инфраструктуру, учесть интересы производителей, потребителей и инвесторов.

Примерами удачной государственной поддержки являются биотопливные программы в Бразилии, США и некоторых странах Европы. Так, в 2011 году в Бразилии доля автомобилей, потребляющих бензин с содержанием 25% биоэтанола, достигла 50%. План до 2020 года - 86%.

Все началось во время нефтяного кризиса 1970-x, когда был принят закон, обязывающий добавлять в бензин не менее 25% этанола. Желающим строить заводы по производству биоэтанола выдавались льготные кредиты. Государство организовало оптовые закупки биоэтанола для собственных нужд.

Однако мало организовать производство, одна из основных проблем - стимулирование сбыта. Для этого правительство Бразилии обязал всех основных производителей и импортеров автомобилей продавать автомобили, способные работать на чистом этаноле без добавления бензина.

Баланс цен регулировался таможенной политикой: был введен таможенный сбор на экспорт этанола и импорт сахара. Конечно, полностью перенять бразильский опыт не получится, и не нужно - себестоимость производства биоэтанола в Украине выше, сильнее и лобби автопроизводителей и нефтепереработчиков.

Однако другого пути нет: рано или поздно придется перейти на возобновляемые источники энергии, и чем раньше Украина это сделает, тем больше конкурентных преимуществ получит.

Колонка є видом матеріалу, який відображає винятково точку зору автора. Вона не претендує на об'єктивність та всебічність висвітлення теми, про яку йдеться. Точка зору редакції «Економічної правди» та «Української правди» може не збігатися з точкою зору автора. Редакція не відповідає за достовірність та тлумачення наведеної інформації і виконує винятково роль носія.

powered by lun.ua
Подпишитесь на наши уведомления!