Голова ЄБРР в Україні: У 2016 розраховуємо інвестувати в Україну близько мільярда євро

Голова ЄБРР в Україні: У 2016 розраховуємо інвестувати в Україну близько мільярда євро

Четвер, 24 березня 2016, 08:20 -
Директор представництва ЄБРР в Україні Шевкі Аджунер розповів ЕП, чому банк інвестує в українську банківську систему, як збирається підтримувати IT-проекти, і скільки ЄБРР збирається вкласти в Україну в 2016 році.(Рос.)

В январе президент Петро Порошенко заявил, что Украина ожидает расширения портфеля проектов Европейского банка реконструкции и развития - ЕБРР.

Подобные заявления - почти уже традиция для украинских властей.

В последнее время они то и делают, что призывают международных партнеров вкладывать в Украину больше инвестиций.

ЕБРР - один из крупнейших инвесторов Украины. С апреля 2013 года должность директора представительства ЕБРР в Украине занимает Шевки Аджунер.

Реклама:

ЭП встретилась с ним, чтобы понять, каковы  дальнейшие планы кредитора, и действительно ли Украина может рассчитывать на новые инвестиции.

Аджунер охотно рассказывал о планах, шутил, обсуждал сложности в процессе реализации проектов. При этом он дал понять: рассчитывать на финансирование Украина, конечно, может, но при одном условии: политической стабильности.

Способность власти жить в политическом согласии - залог эффективных экономических преобразований в стране. Ожидать, что МФО будут увеличивать инвестиции без этого, не стоит.

- Украинские чиновники регулярно призывают увеличивать объемы инвестиций в Украину. Каковы ваши планы в этом смысле?

- Наша возможность финансировать зависит от ряда факторов. Прежде всего - от спроса рынка. Если есть спрос на инвестирование проектов, мы вкладываем деньги. У нас нет такого понятия, что есть некий бюджет, который нужно освоить. ЕБРР не приходит и не говорит, что вот сумма денег, давайте на эту сумму что-то сделаем.

Все проекты привязаны к реальным требованиям и компаниям с реальными проектами. Могу сказать, что в последние два года результаты были очень неплохие. 2014 год был рекордным - 1,2 млрд евро, в 2015 году - 1 млрд евро. В 2016 году рассчитываем инвестировать около 1 млрд евро.

Однако мы зависим от ряда факторов, особенно если это касается государственных проектов. Среди этих факторов - реформы или их отсутствие, политическая ситуация, которая не способствует их проведению. Все эти факторы влияют на желание  инвесторов обращаться к нам и совместно реализовывать проекты.

- Сколько из этого 1 млрд евро пойдет в госсектор?

- 45/55 в пользу частного сектора. Это нынешний баланс. Если смотреть на семантику проектов, то очень важным сектором остается сельское хозяйство во всех его проявлениях. Также очень важны и перспективны логистические проекты. Рассчитываем в 2016 году сделать пару проектов с ИТ-компаниями. Будет интересно.

Приоритетом остается работа по различным энергосберегающим программам. В апреле запускаем программу, которая направлена на мероприятия по улучшению энергосбережения в жилищном секторе, особенно для многоквартирных домов.

Программа будет реализовываться через украинские банки. Мы рассчитываем, что она позволит нивелировать эффект, вызванный недавним повышением тарифов.

В госсекторе приоритетом остаются дороги, энергетика, газовый сектор.

Финансирование в этих сферах само по себе невозможно. Оно связано с поддержкой  реформ. Мы привлекаем грантовую и донорскую помощь на работу консультантов, разработку законодательства. Хорошим примером может служить кодекс корпоративного управления и реструктуризации "Нафтогаза". Деньги были даны под конкретные реформы в компании, и эти реформы происходят.

Фото nv.ua 

- Условием предоставления кредита на 300 млн долл на закупку газа была реформа корпоративного управления НАК. У министра энергетики Владимира Демчишина возникли замечания. Он был против того, чтобы согласовывать план реформирования НАК с ЕБРР. В чем были разногласия?

- С министерством у нас были разные точки зрения на то, как должна проходить программа корпоративной реструктуризации компании. Однако позже Кабмин одобрил условия привлечения займа, и все спорные вопросы были сняты.

В декабре 2015 года - январе 2016 года все эти 300 млн долл путем международных прозрачных тендеров полностью выбраны. Это прецедент для сектора. Мы очень довольны работой менеджмента "Нафтогаза" и сотрудничеством с НАК.

Такой результат был бы невозможен, если бы руководство НАК не приняло те стандарты управления компанией, которые пытаются привить международные финансовые организации. Руководство НАК отстранилось от политики и занималось бизнесом, тем, что предусматривала программа сотрудничества.

- Вы готовы продолжать кредитование в случае необходимости?

- Да.

- К вам обращалась украинская сторона о новых займах на покупку газа?

- Программа, которую мы подписали, - это возобновляемая кредитная линия на три года на покупку газа. В случае необходимости она будет автоматически пополняться. Министерству или Кабмину для этого нужно будет просто сделать новую заявку.

- Заявка уже была?

- Пока нет. Пока выбрали только первый кредит. Если НАК будет нуждаться в дополнительных средствах, мы готовы их предоставить.

- Вернемся к реформам, о которых вы упоминали. Не секрет, что реформы у нас идут немножко не теми темпами, как хотелось бы. Как вы оцениваете их ход? Какова вероятность, что финансирование в 2016 году уменьшится?

- Хорошо, что вы декларируете курс на реформы, но ЕБРР не инициирует проекты, а идет за клиентом. Инвесторы сами приходят к нам. Если реформы будут идти медленно или не будут идти вообще, то это напрямую отразится на инвестиционном климате и на объеме финансирования. Это если мы говорим о частном секторе.

В госсекторе любой наш проект предусматривает реформирование либо отдельной компании, либо отрасли в целом. Если в госсекторе нет реформ, то нет и денег.

- Видите ли вы необходимость в пересмотре пакета программ, по которым выделяете финансирование?

- Стратегия, которая размещена на нашем сайте, устарела. Однако средне- или долгосрочную стратегию готовят только в том случае, когда можно делать какие-либо прогнозы. По Украине сейчас сложно написать большой стратегический документ: в стране происходят тектонические изменения.

Последние два года мы адаптировали нашу действующую стратегию к тем изменениям, которые происходят в Украине. Что имеется в виду? Например, необходима была поддержка финансового сектора.

Мы приняли участие в увеличении капитала двух банков, помогаем НБУ реформировать банковский сектор, разработали варианты реструктуризации долга корпоративных клиентов, которые финансировали долгосрочные программы развития за счет краткосрочных заимствований в разных коммерческих банках.

Особое внимание уделяем инфраструктурным проектам. Планы на будущее зависят от того, в каком направлении будет двигаться ваша страна, и какой будет стратегическая линия правительства. Мы находимся в состоянии постоянного анализа нашей операционной стратегии для Украины.

- Помимо банковского сектора, в какие еще сферы вы готовы инвестировать?

- На участие в акционерном капитале приходится около 10% от общего объема инвестиций в Украину. Традиционно это сложный вопрос. Что мы предлагаем? В 2015 году у нас начала работать программа прямого финансирования среднего и малого бизнеса. Мы рассматриваем возможность работы с небольшими предприятиями.

Возможны проекты в сельскохозяйственном секторе. Особенно привлекательны для нас компании, которые занимаются торговлей различными сельскохозяйственными товарами. В планах на ближайшее время - учредить частный фонд прямых инвестиций в акционерный капитал. Этого на рынке не было уже несколько лет.

Июль 2015. Успешная сделка для украинского производителя и экспортера подсолнечного масла - Индустриальной группы ViOil. Компания получила от ЕБРР синдицированный кредит на $40 млн.

- По какому принципу будет работать этот фонд?

- Фонд будет привлекать средства от разных инвесторов, в том числе от ЕБРР, и инвестировать в привлекательные проекты в частном секторе. Таких фондов раньше в Украине было много. Для начала объем фонда может составить 10-20 млн евро.

- Какие ориентировочные сроки его создания?

- Как только станет понятна ситуация в стране, у нас сразу появится конкретика.

- Как будет меняться стратегия "Райффайзен банка аваль" и Укрсиббанка в связи с вхождением ЕБРР в их капитал?

- Мы не собираемся менять операционную стратегию этих банков. Покупка крупных пакетов акций данных учреждений была связана с нашим желанием поддержать системные банки в сложной ситуации.

Для нас важно иметь посредников в Украине для реализации банковских программ. И "Райффайзен банк аваль", и Укрсиббанк являются нашими контрагентами не только здесь, но и в Европе. Их поддержка имеет для нас стратегическое значение.

- В Украине у вас и раньше был актив - Мегабанк. Как вы будете делить свое внимание и финансирование между тремя кредитными учреждениями?

- Мы всегда выступаем миноритарным инвестором, а не стратегическим. ЕБРР не будет определять операционную политику учреждений. Наша задача - улучшить принципы корпоративного управления и предоставить им ресурсы для работы.

Мы всегда участвуем в совете директоров финансового учреждения: назначаем независимого директора, который хоть и представляет интересы ЕБРР, но действует, прежде всего, в интересах банка.

Наши представители в совете директоров - это профессионалы с подтвержденным опытом работы в конкретном секторе. Их задача - помочь разработать стратегию, чтобы банк оставался конкурентоспособным и получал прибыль.

- И "Райффайзен банк аваль", и Укрсиббанк - крупнейшие универсальные банки. Не опасаетесь, что между ними возникнет нездоровая конкуренция?

- Еще до того, как мы приобрели доли в этих учреждениях, у каждого из них были свои программы развития. Они по-прежнему актуальны. Мы не будем навязывать банкам финансовые продукты, которые им не интересны.

Как правило, банки сами с удовольствием участвуют в новых программах ЕБРР по торговому финансированию или кредитованию энергосберегающих проектов. Если банк хотел заниматься малым бизнесом, и это было прописано в его стратегии, мы поможем ему продолжать заниматься малым бизнесом.

- Минфин в своей стратегии развития госбанков взял курс на постепенную их продажу. Рассматриваете ли вы возможность покупки украинских госбанков?

- Нам интересны инвестиции в украинскую банковскую систему, и мы рассматриваем разные варианты. ЕБРР готов участвовать в предприватизационной поддержке госбанков: разработке принципов корпоративного управления и стратегии развития.

Надеемся, скоро в Ощадбанке и Укрэксимбанке появятся независимые советы директоров. Что касается частного сектора, то здесь ситуация немного иная. В этом сегменте для нас важно понимать, кто реальный собственник кредитного учреждения. Это позволит правильно оценить репутационные риски.

Кроме того, мы будем смотреть на управленческую команду банка: в состоянии ли она развивать конкретное учреждение.

Проведенная Нацбанком работа по очищению системы от непрозрачных финансовых структур принесет свои плоды. Она способствует консолидации рынка. Рано или поздно появятся учреждения, которые нам будут интересы для инвестирования.

- Вам интересны только миноритарные доли или вы рассматриваете и возможность покупки блокирующих пакетов?

- Принцип ЕБРР - никогда не приобретать контрольные или блокирующие пакеты.

- Но в "Райффайзен банке аваль" доля ЕБРР составляет 30%.

- Это исключение. Нас интересуют только миноритарные пакеты. Наша функция - не зарабатывать на продаже пакета и контролировать учреждение с помощью участия в совете директоров, а развивать компанию, готовить ее к выходу на другой уровень.

- Уже не первый год идут разговоры о возможном выпуске международными финансовыми организациями гривневых облигаций. Насколько нам известно, все нормативно-правовые акты, необходимые для выпуска, уже приняты и Нацбанком, и НКЦБФР. Когда вы все-таки выпустите гривневые облигации?

- Мы хотим выпустить облигации, деноминированные в гривне: нам нужен механизм привлечения национальной валюты для долгосрочного кредитования в ней. В Украине есть субъекты, которые не могут себе позволить занимать в инвалюте.

Действительно, НБУ и НКЦБФР уже выработали необходимое законодательство. Остается ряд технических моментов, которые связаны с распределением рисков, гармонизацией международных правил выпуска облигаций с украинскими.

ЕБРР все-таки не субъект законодательства Украины: мы работаем по другим законам. Для решения этих технических моментов требуется больше времени.

С министром экономического развити и торговли Айварасом Абромавичусом.

- Что мешает эмиссии?

- Это незначительные вещи: как будут выбираться клиринговые дома для обслуживания выпуска, как будет регистрироваться эмиссия на рынке. Все принципиальные моменты решены, но есть один важный момент: для выпуска облигаций нужна подходящая рыночная ситуация. Ее сейчас нет.

- Какие основные параметры выпуска?

- Это вопрос компетенции казначейства ЕБРР. Мы не можем об этом говорить.

- Вы видите предпосылки для эмиссии уже в 2016 году?

- Все зависит от политической стабильности и от того, как будет развиваться ситуация в Украине. Не мне вам рассказывать, что ситуация очень зыбкая - и политическая, и макроэкономическая, и геополитическая. В таких условиях говорить серьезно о конкретной дате выпуска облигаций неправильно, и мы этого делать не будем.

- Выпуск ценных бумаг зависит от сотрудничества Украины с МВФ?

- МВФ никакого отношения к этому не имеет.

- Кого вы ожидаете увидеть среди основных инвесторов?

- Умных людей (улыбается). Прежде всего, это будут украинские банки. Инвестбанки смогут покупать облигации от имени своих клиентов. По нашим прогнозам, покупателями станут локальные, а не иностранные игроки.

- Ваше финансирование всегда было более дешевым и привлекательным в отличие от классического гривневого финансирования. Если вы будете привлекать гривню на локальном рынке, она будет дорогой, а для клиентов - еще дороже. В чем преимущество такого кредитования для заемщиков?

- Как МФО с наивысшим инвестиционным рейтингом мы, очевидно, сможем привлекать гривню у банков на привлекательных условиях. Соответственно, наши условия кредитования могут быть более выгодными для клиентов по сравнению с классическими банковскими программами.

Однако мы не собираемся подрывать рынок: наши ставки не будут на 50% ниже, чем у других кредитных учреждений. Ресурсы, которые будут выручены за счет размещения облигаций в национальной валюте, скорее всего, пойдут на целевые программы для заемщиков, которым важно уберечь себя от валютных рисков.

Скорее всего, это будут муниципальные займы, кредитование малого бизнеса.

- Это будут какие-то новые программы, или же вы будете продолжать финансировать в рамках действующих проектов, но уже в гривне?

- Мы будем дорабатывать наши действующие программы: добавим возможность кредитовать в гривне.

Виктория Руденко, журналист FinClub

Галина Калачова, ЭП

Реклама: