Процес підготовки податкової реформи змінив напрямок. Мінфін прив'язав її проведення до скорочення видаткової частини бюджету. Тепер "різати" доведеться соціальні або освітні програми.
Процесс подготовки налоговой реформы свернул в новом направлении.
Минфин привязал ее проведение к сокращению расходной части бюджета.
"Украине крайне нужна налоговая реформа, - заявила в пятницу министр финансов Наталья Яресько. - Но при этом налоговая реформа не должна привести к увеличению дефицита бюджета. А он в 2016 году составит 3,7%".
Согласно обновленным оценкам, модель налоговой реформы министерства требует уменьшения государственных доходов приблизительно на 60 млрд грн.
Реклама:
По мнению Яресько, нелогично предлагать сокращение доходов без сокращения расходов. Если уменьшать доходы на 60 млрд грн, то на аналогичную сумму нужно уменьшать и расходы.
До этого риторика министерства была другой. Говорилось, что реформа снизит доходы бюджета на 25-30 млрд грн, которые получится восполнить с помощью компенсаторов - отмены льгот для аграриев и легализации игорного бизнеса.
"Почему эта сумма отличается от озвученной ранее? Потому что подготовка налоговой реформы продвигается постепенно. Каждое изменение Минфин должен был согласовать и просчитать с МВФ, и не всегда наши мнения на влияние одной и той же ставки на поступления совпадали", - объяснила Яресько.
Есть еще один вопрос. Привязка реформы к расходам - решение ожидаемое и вполне логичное. Почему же Минфин заговорил об этом только сейчас?
С начала 2015 года Минфин готовил соответствующие поправки в Налоговый кодекс - НК. Представители ведомства при каждом удобном случае говорили, что делают это. Профильный замминистра Елена Макеева провела ряд публичных платформ по обсуждению налоговой реформы с бизнесом.
Предполагалось, что в конце лета, к заседанию Нацсовета реформ 3 сентября, Минфин представит свой законопроект. Этого не произошло. Более того, с каждой неделей становится понятно, что с компенсаторами не складывается.
По информации источников ЭП, с моделью легализации игорного бизнеса Минфин еще не определился, а отмену льгот заблокировали аграрные лоббисты.
В кулуарах говорят, что у министерства нет полноценного документа - только наработки. Яресько и Макеева утверждают обратное: проект НК есть, но Минфин не опубликует его до тех пор, пока на его принятие не будет политической воли.
В украинских реалиях ее можно ждать годами. Пока же Минфин оперирует своей презентаций, получившей в среде экспертов название "20-20-20".
С конца лета параллельно подготовкой налоговой реформы занялись депутаты и общественные организации. За месяц они наработали свой законопроект реформы, но регистрировать его в парламенте тоже не спешат, ссылаясь на необходимость провести дополнительные расчеты и доработать документ.
Депутаты предложили либеральную модель реформы, которая сулит дыру в бюджете размером свыше 200 млрд грн.
Последний раунд обсуждения двух моделей состоялся 16 октября во время заседания налоговых комитетов общественных советов ГФС, МЭРТ и Минфина. Достичь согласия не удалось.
Сейчас и Кабмин, и парламентарии оказались в весьма щекотливой ситуации. Обе стороны должны объяснить обществу, почему реформы нет и, возможно, в 2015 году не будет, но не сознаться при этом в ее провале.
Сокращение расходов. Мнения министров не совпадают
Минфин готов к сокращению расходов, говорит Яресько. Однако чтобы определиться, какие расходы надо сокращать, требуются обсуждение с обществом и принятие сложных политических решений.
Какие основные статьи расходов? Национальная безопасность и оборона, госдолг, здравоохранение, социальное обеспечение и образование.
По словам Яресько, государство не может сокращать расходы на оборону и юридически не может прекратить выплаты по обслуживанию госдолга. "Единственный ресурс экономии - сокращение социальных расходов. Решения в этом направлении должны принять профильные министерства", - говорит она.
Профильные министры заявляют, что делать этого не намерены. Особенно с учетом того, что пока налоговая реформа - нечто эфемерное и малопонятное.
"Я не допускаю никакого сокращения социальных программ в 2016 году. Более того, расходы на социальную политику будут увеличены", - отметил в комментарии ЭП министр социальной политики Павел Розенко.
На систему субсидий, по его словам, будет дополнительно выделено около 20 млрд грн, всего - 43 млрд грн. К тому же предусмотрено повышать минимальные социальные стандарты в 2016 году два раза, а не один раз, как в 2015 году. "На это нам также выделен дополнительный ресурс", - уверяет министр.
По его словам, Минфин при разработке своего варианта реформы с Минсоцполитики общается, но в том ключе, что все потери Пенсионного фонда и фондов соцстраха от снижения налогов будут в полном объеме компенсированы.
"О сокращении социальных программ речь не шла. Моя позиция принципиальна: я не вижу серьезных ресурсов экономии в социальных программах", - говорит он.
Министерство образования также ведет диалог с Минфином, но, по словам профильного министра Сергея Квита, о другом - о реформе образования и структурных изменениях в ее рамках. В том числе - о создании в стране адекватной сети учебных заведений и их автономии.
"По налоговой реформе звучат разные цифры. Вы услышали 60 млрд грн. Есть цифры 30 млрд грн и 180 млрд грн. Пока нет ясности, какую реформу мы проводим, и вообще - мы ее проводим сейчас или позже. Сегодня налоговая реформа для нас - это чисто теория", - сказал в разговоре с ЭП Квит.
На вопрос "Что резать во имя налоговой реформы" в парламенте ответа тоже пока нет. По словам народного депутата от БПП Леонида Козаченко, сокращение расходов в привязке к налоговой реформы депутаты обсуждают, но не комплексно, а по отдельным направлениям.
"У нас 36 тыс чиновников борются с коррупцией, создаются новые органы. Есть ли смысл в таком большом количестве борцов со взяточничеством, если мы видим, что ситуация не улучшается?" - спрашивает депутат. Обсуждается также вопрос возможного сокращения расходов на содержание госаппарата.
Законопроекты о масштабном урезании социальных расходов фигурировали при всех составах правительства, и Кабмин Арсения Яценюка - не исключение.
Они тщательно скрываются от общественности и в чистом виде никуда не подаются. Слишком уж высоки риски социальных бунтов и падения политических рейтингов. Такие документы служат для правительства шпаргалкой, позволяющей заткнуть дыру в смете при подготовке проекта бюджета на следующий год.
Реформа отошла на второй план
Концепция налоговой реформы в исполнении депутатов тоже пока не на повестке дня. Она вызвала замечания у МВФ.
"Больше всего представителей фонда интересовал вопрос, насколько в нашей концепции доходы сбалансированы с расходами. Второй вопрос - каковы компенсаторы, и как мы просчитывали размер недопоступлений в бюджет", - отмечает в разговоре с ЭП член парламентского комитета по вопросам налоговой и таможенной политики Татьяна Острикова, "Самопоміч".
По ее словам, МВФ просил не подавать в Верховную Раду два законопроекта налоговой реформы, которые были бы альтернативными друг другу и разнились по ключевым вопросам. С представителями миссии МВФ депутаты разошлись на необходимости провести дополнительные расчеты с Минфином.
Это первая причина, по которой документ не подается в парламент.
Вторая - отсутствие единого мнения на уровне руководства фракций коалиции.
"У нас две самые крупные партии - БПП и "Народный фронт". В ограниченном круге они проводят между собой дискуссии и пытаются понять, будут голоса без премьерской фракции или нет. Вариант принимать реформу без НФ в глухой оппозиции к правительству - не очень хороший", - отмечает депутат.
По словам Козаченко, есть общее мнение существенно не менять систему налогообложения. Идея радикальных изменений отошла на второй план, в том числе - из-за активности представителей аграрных ассоциаций. "Они заявили, что в случае отмены льгот будут проводить акции протеста", - говорит депутат.
В последнее время обсуждается вариант вступления в силу налоговой реформы с 1 июля 2016 года. По словам Козаченко, большинство депутатов к этому готово.