"112 Україна" проти Нацради: хто виграє в битві за ефір

"112 Україна" проти Нацради: хто виграє в битві за ефір

Вівторок, 16 червня 2015, 06:28 -
Фото vk.com/bodyart_akvagrim_kiev
Прорвавшись в когорту лідерів, канал "112" для налагодження загальнонаціонального мовлення скупив регіональні телекомпанії і попросив регулятора змінити їх концепцію. Нацрада відмовилася, і прохач тут же звинуватив владу в недобросовісній конкуренції. (Рос.)

Новостные каналы в Украине в последнее время - популярный формат вещания.

Событий в последние годы происходит много, поэтому на рынке появились новички, которые решили побороться за эфир, в том числе с госорганами.

Недавно в клинч вошли Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания и новостной телеканал "112 Украина".

На последнем заседании регулятор отказал каналу в переоформлении программных концепций скупленных им региональных цифровых эфирных телеканалов на единый общенациональный формат.

Речь идет о региональных компаниях "Ариадна ТВ" - север Украины, "Новый формат" - восток, "Партнер ТВ" - центр, "ТВ выбор" - запад, "Лидер ТВ" - юг, которые вещают под логотипом "112 Украина".

Они получили лицензии в 2011 году на местное телевидение в разных областях страны в одной из четырех сетей - МХ-5 - появившегося тогда провайдера цифрового эфирного ТВ "Зеонбуд". В 2013 году эти каналы выкупили структуры Андрея Подшипкова, который называет себя собственником группы "112".

Нажмите для увеличения 

Суть предложенных Подшипковым изменений программных концепций состоит в том, что "112" хочет убрать из них детские и социальные программы и превратить канал в единый информационный.

"112 Украина" специализируется на новостном телевидении уже несколько лет. В конце 2013 года он появился на спутнике, а потом - и в кабельных сетях, интернете, цифровом эфирном ТВ.

В начале 2015 года, по данным отраслевого объединения "Индустриальный телевизионный комитет", "112" вырвался в лидеры среди каналов своего формата, обогнав "5 канал" в основном рейтинге среди аудитории, проживающей в городах с населением более 50 тыс жителей и возрастом более 18 лет.

Притеснение местных

Нацсовет обосновывает свой отказ так: упомянутые каналы, когда у них были старые собственники, получали лицензии на региональное ТВ.

Правдами-неправдами в 2011 году им это сделать удалось, а более 130 местных телеканалов, которые тоже участвовали в региональном конкурсе, остались за бортом, так и не получив цифровых лицензий. Поэтому, мол, или пусть "112" теперь сам развивает региональное ТВ, или пускай сдает лицензию.

В качестве аргументации решения глава Нацсовет Юрий Артеменко зачитал ряд писем телеканалов из разных областей, которые жаловались, что "112" занял их место, и просили провести новый конкурс.

"По итогам конкурса две цифровых лицензии в Харькове получили фиктивные компании, которые были созданы незадолго до конкурса. Единственным их преимуществом было то, что они принадлежали семье Януковича. Эта практика продолжается", - зачитал он отрывок из письма харьковской ТРК "Симон".

Как формировалась группа компаний "112"

Входящие
в состав
компании

2011

2013

2014

Собствен-ники

Директор

Собствен-ники

Директор

Собствен-ник

Директор

Конечный собствен-ник

"ТРК 112-ТВ", спутниковая лицензия

Андрей Подшип-ков (1%), Ольга Зубрыц-кая (99%)

Андрей Подшипков

"Медиа группа 112"

Андрей Подшипков

"Секундиана медиа 112 лтд", Кипр

Лицензия в МХ-5 "Арианда ТВ", север

Виталий Мороз (33%), Александр Андрия-щенко (67%)

Татьяна Сибилева

Ярослав Галатченко (99%),

Андрей Ковальчук (1%)

Ярослав Галатченко

"Медиа группа 112 север"

Ярослав Галатченко

"Квинтиана медиа 112 лтд", Кипр

Лицензия в МХ-5 "ТВ выбор", запад

Сергей Рыбак (33%), Юрий Федоренко (67%)

Александр Андрия-щенко

Игорь Кыслыця (99%),

Павел Егорычев (1%)

Игорь Кыслыця

"Медиа группа 112 запад"

Игорь Кыслыця

"Секстиана медиа 112 лтд", Кипр

Лицензия в МХ-5  "Лидер ТВ", юг

Сергей Рыбак (33%), Владимир Денисенко (67%)

Юрий Пузыренко

Юрий Будяк (100%)

Юрий Будяк

"Медиа группа 112 юг"

Юрий Будяк

"Септиана медиа 112 лтд", Кипр

Лицензия в МХ-5 "Новый формат ТВ", восток

Виталий Морозов (33%), Татьяна Сибилева (67%)

Владимир Денисенко

Роман Савин (100%)

Роман Савин

"Медиа группа 112 восток"

Роман Савин

"Квартиана медиа 112 лтд", Кипр

Лицензия в МХ-5 "Партнер ТВ", центр

Виталий Морозов (33%),

Юрий Пузыренко (67%)

Юрий Федоренко

Тамила Дворецкая (1%),

Андрей Подшип-ков (99%)

Андрей Подшипков

Медиа группа 112 центр"

Андрей Подшипков

"Тетриана медиа 112 лтд", Кипр

"112-ТВ студия", продакшн

Игорь Кыслыця

Игорь Кыслыця

Игорь Кыслыця

Игорь Кыслыця

Игорь Кыслыця

Игорь Кыслыця

Источник: Mediananny

Присутствующий на заседании руководитель юридической службы "112 Украина" Василий Сметана заявил, что на конкурсе упомянутым каналам была дана лишь рекомендация в течение года не вносить изменений в программную концепцию, но этот срок уже давно прошел.

Кроме того, он попросил Нацсовет изменить концепцию хотя бы для "Ариадна ТВ", которая вещает в Киеве. Мол, киевские новости у канала есть. Однако такой аргумент не прошел: члены регулятора тут же заметили, что эта лицензия действует еще и на Житомирскую, Полтавскую и Черниговскую области.

"Вы купили такой не очень качественный продукт с душком - лицензии на региональное ТВ", - пошутил на заседании член Нацсовета Олег Черныш.

После заседания журналист "Экономической правды" поинтересовался, какие есть сугубо юридические основания, чтобы не делать то, что просит канал.

"Наше право - переоформлять лицензию, но и наше право - не переоформлять. Если мы не удержим региональные ТРК, то при переходе на "цифру" прекратят вещание многие местные каналы. Частот-то нет", - заявил Артеменко.

По словам членов Нацсовета, концепцию "112" переоформить нельзя, так как региональное вещание на этих частотах было прописано в условии конкурса.

Шансов у канала мало

"Я пока не вижу достаточных обоснований для отказа "112". У игроков есть презумпция правомерности, у госорганов - нет. Нацсовет в менее выгодном положении. Много эмоций, немного политики, но права я тут не вижу", - сказал ЭП управляющий партнер юридической компании "Юскутум" Артем Афян.

Впрочем, как выяснила ЭП, даже если у регулятора не получилось юридически красиво мотивировать отказ, право на такое решение у него все же имелось.

Забавно, но для переоформления лицензии в связи со сменой концепции вообще нет законных оснований. Как говорит медиа-юрист Юрий Крайняк, закон о ТВ содержит исчерпывающий перечень оснований для такого переоформления.

"Среди них нет основания "внесение изменений в программную концепцию" или "изменение содержательных характеристик вещания", - отмечает он.

Когда регулятор удовлетворяет такие заявки вещателей, он руководствуется неформальной компетенцией госоргана на собственное усмотрение. "Принудить Нацсовет к переоформлению лицензии на этом основании нельзя, так как прямых обязанностей это сделать у него нет", - подчеркивает Крайняк.

"Нацсовет как орган с дискреционными полномочиями невозможно заставить что-то сделать даже в суде", - соглашается исполнительный директор Индустриального телевизионного комитета Игорь Коваль.

Еще одна потенциальная юридическая зацепка регулятора состоит в том, что по закону он может отказать в переоформлении лицензии, если требования заявителя противоречат "Плану развития телерадиоинформационного пространства Украины". Согласно этому документу, цифровых эфирных каналов в стране должно быть 28, остальные - региональные.

Юрий Артеменко. Фото nrada.gov.ua

Не смертельно

Суда между регулятором и каналом "112" ждать осталось недолго. Нацсовет уже несколько раз выносил пяти региональным каналам группы предупреждения о нарушении программной концепции. Осталось вынести еще одно.

Как заявил ЭП Артеменко, затем последует иск регулятора об аннулировании упомянутых лицензий, и шансы на выигрыш у телеканала крайне низкие. Поэтому представители телеканала начинают бить в набат и рассказывать, что он находится под давлением регулятора с 2014 года.

"С нуля был построен успешный телеканал, и его закрывают", - воскликнул на заседании Нацсовета Сметана. На это мероприятие пришел даже депутат от "Батьківщини" Иван Крулько и попытался поддержать канал. Он заявил, что действия регулятора похожи на преследования.

"Состав Нацсовета состоит из провластных представителей и подконтрольный президенту и главе АП, что создает риски для свободной конкуренции на рынке медиа, особенно среди новостных телеканалов, ведь президент является владельцем прямого конкурента телеканала "112 Украина" - "5 канала".

Другие конкуренты телеканала - телеканалы "24" и "Эспрессо" также принадлежат представителям действующей украинской власти, что отрицательно влияет на честную конкуренцию на медиарынке", - написала на своей странице в Facebook одна из ведущих и редакторов канала Наталья Влашенко.

Справедливости ради нужно сказать, что "112" действительно уже год находится под пристальным вниманием регулятора. Спутниковый канал группы тоже получал ряд предупреждений, но Нацсовет, несмотря на это, все-таки переоформил его концепцию на информационную без замечаний.

Надежда есть

Если регулятор отзовет эфирные лицензии, для группы это будет неприятно, но закрытия канала из-за этого не произойдет. "На цифрой эфир приходится 20% зрительской аудитории, поэтому когда канал говорит, что нас закрывают, это манипулирование", - отмечает член Нацсовета Владислав Севрюков.

"Пипл-метры" (специальные приборы, которые используются для измерения аудитории телеканалов. - Авт.) в большинстве случаев используются в домохозяйствах, подключенных к кабельным сетям. Поэтому все деньги, которые "112" тратит на эфир, лучше направить на рост проникновения в кабельных сетях и альтернативные способы доставки - интернет и Youtube", - добавляет член общественного совета при Нацсовете по вопросам ТВ и радиовещания Глущенко.

Разумеется, наиболее эффектным выходом из ситуации для телеканала был бы отказ от региональных лицензий и покупка общенационального игрока с цифровой лицензией. Благо их много - 28. Ряд лицензиатов в "цифре" - это обычные каналы-пустышки, застолбившие в 2011 году место для перепродажи.

"Это могло бы произойти, если бы собственники "112" имели четкую гарантию, что Нацсовет переоформит им ту общенациональную лицензию, которую они купят", - предупреждает Коваль. Сметана из "112" добавляет, что компания потратила много средств на покупку компаний в регионах, и это будет сделать непросто.

Один из членов регулятора в кулуарах рассказывает, что собственников "112" обманули: за региональные каналы они выложили в общей сложности даже больше, если бы покупали "канал-пустышку" с общенациональной лицензией.