"Економічна правда" запрошує на конференцію "Відбудова України: чому не слід відкладати до перемоги"

Бюджет-2015: старі пісні про головне

Бюджет-2015: старі пісні про головне

Понеділок, 29 грудня 2014, 13:46 -
Прийнята нова модель податку на нерухомість. Він буде нараховуватися на квартири площею більше 60 кв м і будинки - понад 120 кв м. Промислово-господарські приміщення, МАФи та ринки податком обкладатися не будуть. (Рос.)

В ночь с 28 на 29 декабря, за несколько дней до приезда миссии МВФ в Украину, Верховная рада одобрила налоговую реформу, реформу системы госфинансов, госбюджет на 2015 год и другие акты.

Принятие этих документов до приезда миссии было принципиально важным.

Без бюджета о новом транше кредитора можно было бы забыть.

К сожалению для граждан, все прошло в стиле предшественников.

Реклама:

Заседания парламентских комитетов, совещания с главами фракций из коалиции, кулуарные договоренности длились все выходные.

Говорить о том, что парламентарии вникли в тонкости налоговой и других реформ вообще, не приходится. Судя по тому, как рассматривались поправки, есть сомнения, что большинство депутатов эти документы в принципе прочитали.

Решения по ключевым позициям спускались "сверху". Так, в один из дней почти на два часа задержалось начало заседания комитета по вопросам налоговой и таможенной политики из-за отсутствия его главы Романа Насирова, БПП. Он обсуждал проект госбюджета и налоговой реформы в Администрации президента.

Корректировку "пакета" депутаты заканчивали далеко за полночь, а то и под утро. Львиную долю времени занимало согласование позиций. На последнем этапе - с АП и Минфином. Только в проект налоговой реформы было около 700 поправок.

Пик напряжения пришелся на воскресение - день голосования. Главы фракций весь день не могли договориться. Не обошлось без вмешательства президента.

В кулуарах поползли слухи, что президент пригрозил исключить всех несогласных с правительственным пакетом из фракции, а коалиция - на грани развала. Позже глава фракции БПП Юрий Луценко эту информацию опроверг. Депутаты приступили к голосованию после 20.00. К 4.00 утра все уже было принято.

Сомнительный прогноз

По итогам этой ночи можно сделать один неутешительный вывод: бюджет отдельно - реформы отдельно.

Параметры финплана следующие: доходы - 475,2 млрд грн, расходы - 527,2 млрд грн. Луценко заявил, что бюджет и все принятые законопроекты приняты временно. По итогам первого квартала они будут пересмотрены.

Уже сейчас понятно: смета полностью оторвана от принятой под нее законодательной базы, а дефицит на порядок больше утвержденных 63,7 млрд грн. Заметно это сразу по нескольким признакам.

Первый - подготовка макропрогноза. Вокруг него образовалась целая интрига. Особо загадочным оказался показатель курса гривны, на котором рассчитан бюджет. Причастные стороны устроили настоящий словесный пинг-понг на тему "это не наша ответственность".

Так, министр финансов Наталья Яресько заявила, что министерство не получало прогноз курса от НБУ, а использовало консенсусный курс от ряда банкиров и Минэкономики.

Глава Нацбанка Валерия Гонтарева в открытом письме на имя главы бюджетного комитета Андрея Павелко написала, что Национальный банк не предоставляет прогнозируемый среднегодовой курс гривны к доллару для бюджетного процесса.

"Ответственными за подготовку прогноза основных макропоказателей экономического и социального развития являются Министерство экономического развития и торговли и Кабинет министров", - говорилось в письме.

Премьер-министр Арсений Яценюк попытался снять напряжение, заявив, что бюджет рассчитывается по курсу 17 грн за долл.

Минэкономразвития ничего не заявило, но с подготовкой макропрогноза явно опоздало. Прогноз утвердили на заседании правительства 22 декабря.

 Натисніть для збільшення 

На тот момент проект госбюджета уже находился на рассмотрении парламента. То есть Кабмин сначала утвердил бюджет, а потом макропрогноз, на котором он рассчитан.

Более того, работа МЭРТ над уточнением макропоказателей на 2015 год не закончилась. Последний семинар по формированию консенсус-прогноза состоялся в МЭРТ 26 декабря. Выводы министерства сводятся к следующему.

 Частина 1Частина 2 

Бюджетные разрывы

Кабмин сделал ставку на эффект неожиданности.

Вместо ожидаемых четырех законопроектов - реформы плюс проект бюджета - правительство внесло на рассмотрение парламента 44 законопроекта. Выяснилось, что Кабмин рассчитывал проект сметы не на озвученных ранее реформаторских планах, а с оглядкой на гораздо большее количество изменений.

Тут кроется второй признак "оторванности" бюджета от реформ.

В некоторые документы парламент начал вносить правки, а некоторые и вовсе не принял, чем разбалансировал бюджет по нескольким направлениям. Первое сводится к поправкам в проект налоговой реформы, которые внес парламентский комитет по вопросам налоговой и таможенной политики.

В процессе подготовки документа депутаты исключили из него ряд пунктов.

1. О налогообложении наследства стоимостью свыше 1 млн грн.

2. Об отнесении на валовые расходы 30% стоимости закупленных у "единщиков" товаров, работ и услуг.

3. О непрямых методах контроля над доходами и расходами налогоплательщиков.

4. Об уведомлении налоговой о совершении покупки дороже 25 тыс грн, об одноразовом (нулевом) декларировании имущества.

5. О введении прогрессивной шакалы налогообложения пассивных доходов. Проценты, роялти и инвестиционная прибыль будут облагаться налогом 20%, дивиденды - 5%.

6. О налогообложении 20% НДС услуг в сферах образования и здравоохранения.

Наиболее спорными оказались пункты по налогу на недвижимость, электронному администрированию НДС, обязательному применению кассовых аппаратов для малого бизнеса, рентным ставкам.

Сначала эти нормы также исключили из документа. Однако на этапе доработки они вновь появились в проекте закона, но уже в модифицированном виде.

Не исключено, что бурное обсуждение депутатами этих пунктов было игрой на публику. Нужно было создать видимость дискуссии вокруг наиболее спорных для бизнеса, но доходных для казны норм.

Так, парламент вернул пункт о бесспорном взыскании налоговых долгов со счетов без решения суда. Также депутаты решили ввести тестовый режим системы электронного администрирования НДС с 1 февраля по 1 июля 2015 года.

Раньше предлагалось ограничить его первым кварталом 2015 года. На прошлой неделе профильный парламентский комитет решил соблюсти коалиционное соглашение и вовсе отказаться от этой идеи. Передумал.

Дискуссия разгорелась и вокруг нормы о возмещении НДС при экспорте зерна только производителям. По озвученным на заседании комитета подсчетам, цена вопроса - 6-8 млрд грн.

Аграрное лобби в лице Леонида Козаченко, Александра Бакуменко, Николая Кучера, Алексея Мушака, Вадима Нестеренко и Петра Юрчишина, все БПП, выступило против предложенной Кабмином нормы. Аргументация - от подобных ограничений выиграет только крупный бизнес.

"80% фермеров не в состоянии организовать экспорт своей продукции. Таким образом, подобная норма даст крупным компаниям дополнительное конкурентное преимущество перед малыми и средними аграрными предприятиями", - говорится в аналитических выводах депутатов по этому вопросу.

 Фото expres.ua

Вместо ограничения по возмещению НДС депутаты предлагали в три раза повысить фиксированный сельскохозяйственный налог и плату на землю. Это дало бы в бюджет около 5,5 млрд грн.

Среди других компенсаторов, отмечали депутаты, - сокращение расходов на Национальную академию аграрных наук и продажа госпредприятий, которые подчиняются Минагропроду: "Укрспирт", "Украгролизинг", ГПЗКУ. Приватизация могла бы дать в казну более 10 млрд грн.

В итоге Верховная рада проголосовала за правительственный вариант.

Принята новая модель налога на недвижимость. Он будет начисляться на жилую недвижимость только в отношении объектов, которые превышают 60 кв м квартиры и 120 кв м зданий.

Размер налога на другое недвижимое имущество будут определять органы местного самоуправления по ставке 0-24 грн за метр. Промышленно- хозяйственные помещения, МАФы и рынки не будут облагаться налогом.

С рентными ставками также до последнего все было непонятно.

Действующие повышенные ставки функционируют до конца 2014 года. Минфин настаивал на их продлении на год. В комитете депутаты вроде бы согласились продлить их на полгода. В итоге парламент зафиксировал размер рентных платежей за добычу газа и нефти на постоянной основе.

Ставки для нефти и конденсата - 45% из залежей до 5 км и 21% - из залежей свыше 5 км. Природный газ, реализуемый не для нужд населения, - 55% для залежей глубиной до 5 км и 28% - для залежей более 5 км.

Для договоров о совместной деятельности, независимо от глубины добычи, предусмотрено поэтапное повышение ставки: в первом квартале 2015 года - 60%, во втором - 65%, в третьем - 70%.

Еще одна брешь в смете возникла из-за того, что депутаты отклонили три законопроекта, касающихся игорного бизнеса, работы казино и легализации букмекерской деятельности.

Вряд ли удастся выйти и на запланированные 17,6 млрд грн от введения нового импортного сбора. В процессе переговоров депутаты расширили список товаров, на ввоз которых он не распространяется. В списке исключений появились медикаменты, мазут, уголь.

Все эти бреши не учтены в принятом депутатами законе о госбюджете. Окончательную версию финплана никто из депутатов не видел. Голосовали за несуществующий документ.

В последующие несколько дней Минфин пересчитает смету с учетом принятых поправок. Обнародованный документ будет отличаться от проголосованного депутатами. Так было и в 2013 году.

Реклама: